Антон Липовский: Екатерина Ведешина с нами на связи, это наш эксперт, которого мы анонсировали, руководитель департамента корпоративного обучения, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» («Ростех»). Екатерина, здравствуйте. Екатерина Ведешина: Доброе утро. Антон Липовский: Давайте сначала поговорим про все-таки мотивацию студентов. Вот они хотят определиться со своей профессией. Мне кажется, все-таки меньшая часть знает изначально, кем хочет стать. Вот мы говорим про какие-то новые профессии – где нам найти эти списки? Как заинтересовать студентов? Как их замотивировать? Екатерина Ведешина: Слушайте, я честно вам могу сказать, что искать ребят на уровне студенческой скамьи уже иногда поздно. Конкуренция все-таки большая, поэтому профориентация должна все-таки начинаться со школы. Мы, «Объединенная двигателестроительная корпорация» госкорпорации «Ростех», проводим большое количество профориентационных мероприятий, стараемся с юного возраста уже познакомить детей с профессиями будущего, которые есть именно в нашей области. Они приходят к нам на экскурсии, участвуют в наших олимпиадах, в наших тестированиях. Мы устраиваем для них практические задания; они также знакомятся с нашим производством: те, которые помладше, в игровой форме, те, которые постарше, уже под руководством наших наставников, руководителей. Антон Липовский: Да, хорошо. Давайте разбираться, о каких специальностях ближайшего будущего нужно знать молодым людям, на что ориентироваться. Вот, например, в вашем направлении, в вашей отрасли какие перспективные специальности, которые вот мы называем профессиями будущего? Екатерина Ведешина: Слушайте, давайте начнем с того, что двигатель – это технологически самый сложный продукт. Всего пять стран в мире умеют производить двигатели, и Россия – одна из этих стран, «Объединенная двигателестроительная корпорация» – это ведущий производитель двигателей. В нашей сфере практически все профессии будут относиться к профессиям будущего, тем более что производство сейчас развивается быстрыми темпами, оно заставляет нас меняться, но точно так же и помогает нам меняться. Композитные материалы, новые металлы и сплавы, аддитивный способ изготовления деталей, искусственный интеллект – это все, что используют наши инженеры, для того чтобы конструировать, для того чтобы делать расчеты, для того чтобы произвести современный двигатель. Антон Липовский: Да, хорошо. Как раз-таки хочется теперь спросить про вот саму базу обучения. Хватает ли на сегодняшний день, например, в вашей отрасли, мы говорим про двигателестроение, серьезная, максимально серьезная отрасль, для того чтобы, согласно новым тенденциям, воспитывать специалистов нового уровня, новых компетенций, педагогического состава? Успеваете ли вы переобучить именно педагогов, успевает ли методическая база обновляться? Ведь это ведь тоже большая, серьезная работа на уровне государства в вашей корпорации. Екатерина Ведешина: Спасибо, Антон, вопрос на самом деле отличный. Я бы сказала, что сейчас нужна коллаборация, нужна хорошая синергия между производством, между университетом, между школой и между государством. Например, совместно с госкорпорацией «Ростех» в 2020 году мы инициировали программу «Крылья Ростеха». Это программа, направленная на подготовку инженеров нового поколения. Совместно с вузами мы корректируем образовательную программу и выстраиваем индивидуальные треки для наших студентов. Это позволяет нам включить в основную программу дополнительные, востребованные именно на наших предприятиях компетенции. Ребята с I курса уже изучают то программное обеспечение, которое они будут использовать в своей конструкторской деятельности; они изучают аддитивные технологии, они изучают методы расчета, газодинамические, прочностные расчеты. Мы не забываем также и про т. н. «софтовые» компетенции. Все студенты в обязательном порядке изучают английский язык, для того чтобы быть способными изучать литературу мирового уровня, для того чтобы быть включенными в научное мировое сообщество, делиться своими идеями и получать новые идеи. Мы развиваем и лидерские компетенции, потому что понимаем, что современное поколение очень амбициозное, оно изначально хочет выстраивать свою карьерную траекторию, развиваться вертикально и горизонтально, а для этого мы как работодатель, который заинтересован в своих кадрах, должны выстроить для них интересный профессиональный и образовательный маршрут. Антон Липовский: То есть самих наставников, педагогов вы готовить тоже успеваете? Потому что в некоторых вузах, я знаю, была такая проблема: мы заявляем много направлений, мы заявляем много тем, но не успеваем обновлять базу и, самое главное, педагогический состав. Конечно, вот эти кадры не всегда успевают подготовить. Екатерина Ведешина: Ну смотрите, здесь наши ребята окружены заботой со всех сторон. За ними в обязательном порядке уже с I курса закрепляются наставники, опытные работники на предприятиях, которые помогают им разбираться в профессиональной области, ну а также закрепляются руководители в университете. Педагоги проходят в т. ч. стажировки и подготовку на наших предприятиях, для того чтобы получить те узкоспециализированные компетенции, которые необходимы нам и которые они как педагоги могут в удобной, интересной форме донести до студентов. Анна Белоглазкина: Екатерина, а вот у меня такой вопрос еще, поделим его на две части. Во-первых, можно ли с вами какой-то заключить договор, чтобы вы, например, оплатили мое обучение, а потом бы я у вас работала, для каких детей, скажем так, это возможно? И вторая часть вопроса: если я уже учусь своими силами, как попасть к вам на практику, на стажировку? Екатерина Ведешина: Хорошо, Анна, спасибо. Давайте начнем с первой части, сконцентрируемся на тех ребятах, которые сейчас будут, в этом году, поступать в университеты. Да, конечно, с нами можно заключить договор на обучение. Единственное, что подготовка кадров в интересах двигателестроения настолько востребована, что выделяется много бюджетных мест из федерального бюджета, поэтому можно спокойно поступить на бюджетную форму. При этом, заключая договор с нами, ребята получают дополнительные меры стимулирования. Студентам, которые учатся в рамках проекта «Крылья Ростеха», ежемесячно выплачивается стипендия от 30 тысяч рублей. На старших курсах стипендия может достигать 50 тысяч рублей. Анна Белоглазкина: Это как полноценная зарплата! Екатерина Ведешина: Дополнительно мы трудоустраиваем всех ребят и они получают еще в т. ч. начальную заработную плату. Это очень хорошее подспорье, для того чтобы уже с I курса чувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком. Анна Белоглазкина: Соответственно, студент в таком случае после получения диплома обязан прийти к вам на работу? Какие у него обязательства после? Екатерина Ведешина: Да, все ребята после окончания обучения приходят к нам, трудоустраиваются к нам, но при этом зачастую они настолько привыкают быть с нами еще во время обучения, что для них потом этот переход является естественным: они как ходили на работу, так и продолжают ходить на работу, просто большее количество дней. Анна Белоглазкина: А вторая часть вопроса, практика и стажировка? Антон Липовский: Да. Вот смотрите, просто сообщения приходят в большом количестве, вот сообщение из Москвы прочитаю: «В советское время на предприятиях были филиалы профильных вузов, а работали после ведомственного ПТУ 10 лет, ковали кадры на месте для себя», – это вот сообщение. Нам часто советский опыт приводят в качестве примера. Я знаю, что сейчас на самом деле просто это не так широко, к сожалению, транслируется, но предприятия же активную борьбу за кадры ведут сейчас, когда кадровый голод. Екатерина Ведешина: Конечно. Ну и плюс никто не подготовит кадры так, как это подготовит сам заказчик, сам работодатель. Поэтому мы принимаем в большом количестве ребят на практики, на стажировки и на младших курсах, и на старших курсах. Мы помогаем им выбрать темы научных работ, темы выпускных квалификационных работ. Многие из наших работников и в Москве, и в регионах, в базовых, опорных вузах входят в состав комиссий, которые участвуют в приеме экзаменов и защите дипломных работ. Анна Белоглазкина: Так, ну вот мы бонусы поняли уже, но как стать тем самым школьником, студентом, на которого вы обратите внимание? Антон Липовский: Ему вас надо искать, или вы где-то можете найти его сами? Как это надо сделать? Екатерина Ведешина: Смотрите, здесь и мы ищем его, и он всегда может нас найти. Например, для кандидатов, поступающих в проект «Крылья Ростеха», у нас в интернете развернут сайт, можно прямо в поисковике вбить «ОДК», «Объединенная двигателестроительная корпорация», проект «Крылья Ростеха». Откроется сайт, где можно посмотреть программы, которые действуют в рамках этого направления, можно посмотреть вузы, которые участвуют, можно посмотреть предприятия, и можно онлайн, в прямом эфире подать заявку и стать кандидатом на поступление, стать участником этого проекта. Анна Белоглазкина: А как вы отбираете? По среднему баллу в аттестате, по успеваемости, по количеству грамот? Что копить с 1-го класса, чтобы вы потом одобрили мою заявку? Екатерина Ведешина: Смотрите, в первую очередь мы обращаем внимание на успеваемость, это средний балл аттестата, он должен быть выше 4. Суммарный балл ЕГЭ: для ребят, которые поступают в Москву, это от 245 баллов, для ребят, которые поступают в регионах, – 200–225 баллов. Для них важным, но, возможно, не самым решающим моментом является знание английского языка: уровень, который мы хотели бы увидеть у наших кандидатов, – это А2. Но при этом нам хотелось бы видеть замотивированных, заинтересованных ребят с горящими глазами, которые действительно хотят развиваться в инженерной области, помогать нам делать еще более совершенные двигатели, поэтому в т. ч. мы смотрим на мотивационную составляющую. Ребята проходят тестирование, собеседование с нами, мы смотрим, что им интересно, как в дальнейшем мы можем их развивать и удерживать в нашей отрасли. Антон Липовский: Благодарим вас, блестяще! Екатерина Ведешина, руководитель департамента корпоративного обучения, начальник отдела взаимодействия с образовательными организациями акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» («Ростех»). Пожалуйста, «Крылья Ростеха», заходите и по этой отрасли все видите. Нас тут спрашивают, гневное сообщение: «А где же в ваших рассказах профессии сантехника и электрика?» Мы говорим сейчас про те высокотехнологичные, назовем их так, специальности, которые на сегодняшний день обязаны появиться на рынке, для того чтобы мы технологически и технически не отставали, вот только про это мы и говорим, а так все профессии хороши и нужны. Мы вернемся в начале следующего часа.