Анастасия Семенова: Переходим к теме. Многие телезрители уже пишут: «А что это?», «Почему мы об этом говорим?» Сегодня будем обсуждать гринвошинг, или, как его еще называют, «зеленый камуфляж». В последнее время он как-то так внедрился в нашу жизнь: все «зеленое», безопасное и не наносящее урон экологии. Так ли это на самом деле? Что за этими красивыми маркировками все-таки скрывается? И стоит ли покупать товары с такими приставками, так ли все это экологично и безопасно? Как вообще проходят проверку компании-производители, почему они имеют право ставить вот эту маркировку и сколько уходит на это времени, мы поговорим с экспертом. У нас в студии Инесса Генералова, эксперт по безопасности товаров народного потребления, руководитель проекта «Экоразнос», косметолог-холист. Инесса, доброе утро, здравствуйте, очень приятно вас видеть. Руслан Арсланов: Доброе утро, здравствуйте. Инесса Генералова: Здравствуйте. Рада тоже вас видеть. Анастасия Семенова: Главный вопрос: что такое гринвошинг, как он внедрился в нашу жизнь, как он попал? Сейчас все будут писать опять про «силы Запада»... Инесса Генералова: Что такое гринвошинг, вы уже сказали совершенно верно – это «зеленый камуфляж», это когда производители... Анастасия Семенова: Вот то, что мы видим сзади, прямо на стене? Инесса Генералова: Да. Производители пытаются нам усилить маркетинговый эффект от своего товара и таким образом добавляют вот такие дополнительные эффекты: «зеленое», «натуральное», «экологичное», «органичное», «безопасное». И почему они так делают? Потому что, к сожалению, сейчас это никаким образом не регулируется. Руслан Арсланов: Не контролируется. Инесса Генералова: Да. У нас есть законы, есть ГОСТы, но они распространяются только на сельхозтовары. Анастасия Семенова: То есть это все слухи, что в России ужесточили правила получения маркировки «эко» и «био». Инесса Генералова: Да, есть такие правила, но они сейчас распространяются на сельхозтовары, т. е. это именно относится к сырью. Там, да, правила действительно ужесточили, но ни на корма для животных, ни на косметику, ни на бытовую химию – ни на что более это не распространяется, к сожалению. Но я надеюсь, что все просто происходит поэтапно и все-таки этот вопрос будет решен. Руслан Арсланов: Когда-нибудь это случится. Анастасия Семенова: Мы работаем над этим. Инесса Генералова: Мы работаем над этим, да, непосредственно. Руслан Арсланов: То есть везде, где написано «эко» на товарах народного потребления... Анастасия Семенова: «Био»... Руслан Арсланов: ...«био» и т. д., – это все вранье? Инесса Генералова: Где-то – вранье, где-то – не вранье. К сожалению, сейчас мы можем с вами ориентироваться только на международные маркировки товаров, есть признанные стандарты. Но по понятным причинам не все эти товары присутствуют у нас сейчас. В России таких стандартов еще нет, над этим мы тоже работаем. Руслан Арсланов: Сколько у вас работы! Инесса Генералова: Да, у нас очень много работы в данном направлении. И сейчас мы с вами можем ориентироваться только на состав, т. е. изучить какие-то компоненты, которых точно не должно быть в средствах, и уже опытным путем понимать, что вот этот производитель нас обманывает. То есть он может написать, допустим, голубой тюбик если с вами возьмем... Анастасия Семенова: Возьмем, давайте я покажу. Инесса Генералова: Тут написано... Ой, заклеили... Что-то там, «гармония с природой»... Анастасия Семенова: Да. Инесса Генералова: ...«натуральное», «безопасное»... Анастасия Семенова: То есть мы видим, даже маркетинг, что опять-таки нежные тона, присутствует зелень... Инесса Генералова: Да. Анастасия Семенова: ...на которую у нас глаз реагирует. А если есть зеленый цвет на упаковке, значит, это все безопасно... Инесса Генералова: Да-да-да. Анастасия Семенова: Но давайте посмотрим состав. Инесса Генералова: Если мы с вами посмотрим состав, тут, например, находится у нас одним из таких первых компонентов... Руслан Арсланов: Это самое любимое: начнется дигидрохлорид... Инесса Генералова: Наша любимый содиум лаурил сульфат. Руслан Арсланов: Ну конечно, он наш любимый! Анастасия Семенова: Конечно. Руслан Арсланов: Ну как же без него! «Содиум, старик, давно не виделись! Напиши хоть нам, как ты там». Инесса Генералова: Вы наверняка, Руслан, видели, в магазинах также на упаковках пишут «Без SLS», вот эта вот знаменитая надпись, «Без парабенов», «Без сульфатов». Вот это про вот эти как раз компоненты, т. е. то, что категорически запрещено в натуральной, органической косметике по всему миру. Руслан Арсланов: Давайте еще раз произнесем это, просто чтобы все запомнили. Инесса Генералова: Содиум лаурил сульфат, SLS. Руслан Арсланов: Содиум лаурил сульфат. Инесса Генералова: Это такой ПАВ очень жесткий, он раздражает нашу кожу, он также загрязняет окружающую среду. Еще один такой лайфхак: можно запомнить компоненты, которые заканчиваются на «-ксан» и «-кон». Записывайте лекцию. Анастасия Семенова: Да, тут лекция. Инесса Генералова: Это значит, в составе у нас силикон, такие средства точно будут небезопасны. Руслан Арсланов: Силикон или «силиксан», если идти по логике, что у нас все с окончаниями этими. Инесса Генералова: По-хорошему, нужно изучить составы, т. е. подобрать себе потребительскую корзину и не вестись на обман производителей. Но при этом безопасные товары также существуют. Анастасия Семенова: А как найти, если все производители понимают, что ведемся мы на это, и телезрители пишут, что «йогурт, биокефир, все покупаю, всегда покупаю продукты питания с этим названием», ну и косметику тоже... ? Тут один такой опрос интересный был: пятая часть жителей крупных городов России, 20%, отдает как раз предпочтение экологичным товарам, если цена таких товаров их устраивает. Чаще всего экологичность товара потребители определяют по составу продукта. То есть мы уже пришли к тому, что все-таки мы помогаем и учим потребителей читать, да? Инесса Генералова: Да. Потребитель действительно становится более осознанным, это наблюдается. Единственное, что мне как эксперту кажется, что не хватает нам некоторого образования именно массового в этом направлении, т. е. именно уроков, например, потребительской грамотности в школах. Анастасия Семенова: В школах надо внедрять? Инесса Генералова: Ну, как я думаю, хотя бы факультативно, т. е. для того, чтобы люди, когда выходят во взрослую жизнь, умели не только складывать и правильно писать, но... Анастасия Семенова: ...и читать. Инесса Генералова: ...вообще понимать, как им взаимодействовать с окружающей средой, как жить, как выбирать правильные и безопасные товары. Я думаю, что в этом направлении нам необходимо работать. А что касается, как вы считаете, биойогуртов и т. д., по поводу еды гораздо проще. Нам нужно просто смотреть опять же состав, и если мы понимаем, что тут написано, т. е. «молоко цельное»... Руслан Арсланов: Один литр. Инесса Генералова: Да. Что у нас в составе? С продуктами питания плюс-минус понятно. Руслан Арсланов: То есть тоже избегать каких-то непонятных слов, классическая, мне кажется, история. Инесса Генералова: Да, избегать непонятных слов, длинных составов – это вот такие базовые моменты. Анастасия Семенова: Это прямо такой топ-3: длинный состав – не берем. Руслан Арсланов: В продуктах, мне кажется, это рабочая история, когда ты видишь какие-то непонятные слова, ну вот действительно, ты их не понимаешь... Анастасия Семенова: Или Е. Руслан Арсланов: Да, Е, куча канцерогенов, еще чего-то, ты читаешь и такой: «Так, все, наверное, это не похоже на натуральное». Потому что хочется, если ты берешь что-нибудь, не знаю, сыр, чтобы там было написано «молоко», все, и ты такой: «Все, ну хорошо, значит, натуральное». Анастасия Семенова: И все, купил молоко вместо сыра. Руслан Арсланов: И купил молоко, да. Инесса Генералова: Но товары, действительно, которые с пометкой «эко», «био», «органик», они становятся дороже, т. е. производитель делает такой же состав, как у любого массмаркет-средства, т. е. он берет мыло и мыло, только вот здесь он сделал желтенькую упаковку, ничего не написал про «био», «эко», «органик», эту сделал зеленую, написал «био», «эко», «органик», это стоит 100 рублей, это – 400 рублей. Это вот повсеместно сейчас. Руслан Арсланов: То есть это тоже такое заблуждение, что экотовары стоят дороже? Инесса Генералова: Это большое заблуждение, потому что моя экспертная группа, с которой я работаю, мы разобрали очень много составов, у нас там больше 50 тысяч товаров безопасных нашли... Анастасия Семенова: Сколько вы потратили на это времени? Руслан Арсланов: Четыре часа буквально. Инесса Генералова: Около 9 лет. Руслан Арсланов: Около 9 лет?! Анастасия Семенова: Так легко! Как о погоде. Инесса Генералова: Нет-нет-нет, именно эти товары – нет. Мы постоянно их ищем, мониторим, они то приходят, то уходят, т. е. это бесконечный такой процесс. Но что касается именно безопасных товаров, они есть, они безопасные, они натуральные действительно... Ну да, там не все натуральное безопасно, не все безопасное натуральное, как мы знаем... И они не стоят сумасшедших денег, т. е. просто нужно знать их. Анастасия Семенова: Интересно. У нас есть свой опрос: «Покупаете ли товары с надписями «эко» и «био»?» – давайте послушаем, что отвечали жители Нового Оскола и Самары, так ли они подкованны. ОПРОС Анастасия Семенова: Ну вот, видите, и многие телезрители пишут: то, что выращено своими руками, это как раз и есть эко- и биопродукты. Инесса Генералова: К сожалению, в больших городах не у всех есть возможность, не у всех большие подоконники. Анастасия Семенова: Хорошо, что у тебя есть сосед. Руслан Арсланов: И балконы не у всех есть, которые... Анастасия Семенова: Многие пишут о том, что продукты высокого качества и косметика остались в прошлом, сейчас в основном суррогаты и фальсификаты, даже близко не напоминающие прежние продукты. Вот хорошее сообщение из Воронежской области: «Раньше много пользовалась разной косметикой и была жуткая аллергия. Я пришла к тому, что лучше покупать косметические средства в аптеке». Говорит ли аптека о том, что это действительно будет безопасно и никакой реакции, аллергии в лучшем случае, у вас не появится? Инесса Генералова: Абсолютно никакой разницы, где вы покупаете, в аптеке или в магазине, нет. Это тоже такое большое отдельное заблуждение. Это, конечно, не про гринвошинг, немножко другое, но все-таки. Есть вот такое глобальное заблуждение, что аптечная косметика безопасна, – это точно такая же косметика. Никакого понятия «космецевтика» по факту не существует, т. е. это обычная косметика уходовая, она не лечебная, т. е. она никаким образом не сертифицирована отдельно, т. е. это то же самое. Смотрим исключительно на состав. Покупаем опять же независимо ни от страны-производителя, ни от того, где мы покупаем. Единственное, если мы покупаем в интернете, нам необходимо смотреть, чтобы это был проверенный производитель, т. е. он был действительно сертифицированный, что мы покупаем у самого производителя, а не у каких-то перекупщиков, потому что их тоже очень много на маркетплейсах, чтобы не купить фальсификат. На эти моменты тоже стоит обращать внимание, потому что помимо гринвошинга есть и такой обман. Анастасия Семенова: Один сплошной обман, Инесса! Инесса Генералова: К сожалению, да. Анастасия Семенова: Может быть, какие-то советы нашим телезрителям, как разобраться в этом обмане? Можно как-то найти что-то стоящее действительно? Инесса Генералова: Можно как минимум начать с собственного просвещения, например, также в интернете почитать о тех же компонентах базовых. Мы все время выкладываем какие-то шпаргалки или подборки о том, что безопасно, что не безопасно. Тут пока что, к сожалению, пока это законом никак не регулируется, пока мы не доработаем эти моменты, только надеяться на самих себя, потому что да, есть хорошие производители, которые делают действительно безопасные товары, действительно полезные и для природы, и для людей, а есть производители, которые, к сожалению, пользуются вот этими пробелами в законодательстве и нас обманывают. Руслан Арсланов: У меня, знаете, есть такое впечатление, что производители, которые делают действительно экопродукцию, почему-то они... Анастасия Семенова: ...об этом не кричат. Руслан Арсланов: Не кричат, да, почему-то их нет на первых полках, перед глазами и т. д. Инесса Генералова: У них не такие бюджеты. Руслан Арсланов: Они где-то там скромненько стоят. В бюджетах, да, дело? Инесса Генералова: У них не такие бюджеты, у них не такие тиражи выпуска продукции. Плюс вы же понимаете, что вот такую косметику, которая вся на синтетике, ее произвести дешевле. Руслан Арсланов: Ну понятно, проще и дешевле наверняка. Инесса Генералова: Тут вопрос именно денег. Мы можем сделать с вами тысячу вот таких вот баночек и продать их за 100 рублей, а натуральных мы за эти же деньги, за себестоимость, сделаем только сто. И конечно же, вот эту косметику натуральную далеко не все хотят производить, это большая проблема, и производители, которые в это идут, которые осознанно хотят нести в мир только действительно качественные товары, они первое время даже могут это делать себе в убыток. И мы как потребители, вот опять же наша [ответственность]: мы изучили что-то, мы научились разбираться в составах – мы как потребители голосуем рублем таким образом за качественный товар, за безопасность. И хочу вам сказать, с 2018 года, с 2016-го, когда мы начинали только вот этот свой проект, когда я была просто блогер, и сейчас у нас огромный с вами выбор. Мы можем прийти в любой по крайней мере в крупных городах магазин и найти действительно безопасные товары. Раньше этого не было. Анастасия Семенова: Но сколько нужно времени потратить, чтобы найти? Потому что понятное дело, что санкции, производители западные ушли, появилось очень много корейской, японской косметики... Так ли она хороша, как об этом говорят? Потому что в какой-то момент... Ой, маски вот если взять... Инесса Генералова: Раньше было немецкое качество, теперь корейское качество... Анастасия Семенова: Да, корейское качество. Руслан Арсланов: Там причем не прочтешь на корейской косметике... Анастасия Семенова: Да, ты там ничего не поймешь. Руслан Арсланов: Ни «-ксан», ни «-кон», вот это все. Инесса Генералова: Далеко не вся корейская, азиатская косметика подходит европейской коже, это первое. Анастасия Семенова: Потому что разный тип, да? Инесса Генералова: Далеко не вся. Есть бренды, которые ориентированы на европейский, славянский рынок, а есть бренды, которые просто перекупаются и перепродаются, они ориентированы именно на азиатов. Тут не подойдет нам с вами, Анастасия, это. Анастасия Семенова: Руслану подойдет. Руслан Арсланов: Мне подойдет, я вполне себе... Инесса Генералова: Далеко не все корейское безопасно. Пара-тройка брендов, которые я знаю, которые действительно такие [проверенные], а остальное все можно смело в мусор. Анастасия Семенова: Назвать не можем, извините. Инесса Генералова: Мы не можем назвать, да, извините. Анастасия Семенова: «Насколько правдивы указания состава?» – очень много повторяющихся вопросов. И как проверить честность производителя? Потому что Руслан классную вещь сказал о том, что нет у них возможности кричать о себе, кто действительно производит честный продукт. Как узнать? Какие-то сайты? Вот ты нашел какую-то марку новую, не будем называть, «Три одуванчика», и в интернете почитал, какие у них сертификаты, например, действительно ли... Руслан Арсланов: Представь, если есть такая марка, сейчас ты сказала. Анастасия Семенова: Надеюсь, что нет. Руслан Арсланов: «Ребята, наконец-то про нас узнают люди!» Анастасия Семенова: Почему «Три одуванчика»? Инесса Генералова: Есть очень близкий тоже с цветочками бренд, но про «Три одуванчика» я еще не слышала. Анастасия Семенова: Фух. Руслан Арсланов: По лезвию прошла. Инесса Генералова: По краешку. Анастасия Семенова: Инесса не знает, поэтому нет. Руслан Арсланов: Если Инесса не знает, значит, нет вообще такого. Инесса Генералова: Я могу сказать, что можно как минимум найти мои странички... Это тоже не будет рекламой? Анастасия Семенова: Уже реклама. Руслан Арсланов: Ну, как говорится, уже было. Анастасия Семенова: Но это советы. Инесса Генералова: Да, там будет информация о том, как... То есть я именно занимаюсь просвещением наших потребителей. Пока что вот таким образом, т. е. читать в интернете информацию, просвещаться самостоятельно, запомнить какие-то основные компоненты, я из передачи в передачу их так или иначе произношу, можно посмотреть предыдущие выпуски на сайте ОТР. (Видите, как.) Анастасия Семенова: Выкрутились. Руслан Арсланов: Это какой-то взаимовыгодный... Анастасия Семенова: ...обмен. Инесса Генералова: И подобрать для себя безопасную корзину товаров и покупать ее, таким образом уже обезопасить себя и своих близких. Анастасия Семенова: И внедрять близким подругам, мамам, бабушкам... Инесса Генералова: Да-да-да, рассказывать. И постепенно производителям ничего не остается, кроме того, чтобы действительно производить безопасные средства. Анастасия Семенова: Потому что в убыток люди работают. Инесса Генералова: Есть производители крупные, которые поняли, что потребителю это интересно, что это основной тренд сейчас, на безопасность, на натуральность, и они действительно меняются; наблюдая за этим процессом несколько лет, я могу об этом смело сказать, что это действительно так. Анастасия Семенова: У нас вот уходовая косметика, но вот про декоративную косметику тоже хочется поговорить, потому что всем кажется, что все это безопасно, что тени могут храниться годами, кто-то говорит, что нет, открыл, не знаю, тени для век, подводка сохнет, там, значит, есть силикон, если она быстро высыхает... Я просто вчера была в торговом центре и выпала в осадок от макияжа, который сейчас делает подрастающее поколение. Там просто, не знаю, какие-то орлиные взгляды... Косметики очень много, т. е. прямо тонна. Инесса Генералова: Аквагрим. Анастасия Семенова: Аквагрим практически. И я понимаю, что телезрители пишут, что возникла аллергия, а что же говорить о наших детях. Они же как-то, мне кажется, страдают от этого. Они же не понимают... Понятное дело, что у них нет возможности купить что-то, может быть, даже подороже... Дороже не значит, что лучше, но как-то... И аквагрим на себя наносят они. Инесса Генералова: Тут тот же самый принцип, во-первых, по поводу составов. А во-вторых, вот именно детской, для детишек безопасной косметики я еще не встречала в детских... Анастасия Семенова: А как же моя маленькая... ? Ну, там кто-то. Инесса Генералова: Да, вот это вот все, вот эти все бренды, к сожалению... Руслан Арсланов: «Три одуванчика». Инесса Генералова: У них такой состав, что лучше пользоваться маминой, вот честно. Анастасия Семенова: А, т. е. косметичку, если ребенку нравится, давать? Инесса Генералова: Лучше дать мамину. Если у мамы хорошая, безопасная косметика, то тем более. Я своим детям даю обычную вот свою косметику, она у меня полностью безопасна, и это лучше, чем вот это вот все. Есть один бренд, опять же не можем назвать, он хороший, с единорогом. Анастасия Семенова: Руслан, как много открытий для тебя сегодня, да? «Три одуванчика», с единорогом... Руслан Арсланов: Меня удивляет, почему на бренде «Три одуванчика» единорог изображен. Анастасия Семенова: А, это комбо. Руслан Арсланов: Логика какая-то в этом должна же быть. Анастасия Семенова: Эта взрослая, а это подбренд, «Три одуванчика с единорогом». Руслан Арсланов: Да, я понял: ищите упаковку с единорогом. Остановимся на этом, хватит. Инесса Генералова: Нет, в конце концов, есть простые способы. Например, с бытовой химией очень просто разобраться... Анастасия Семенова: Давайте, у нас прямо полторы минуты, советы. Инесса Генералова: Многие смеются: «Горчицей мыть посуду?» Потрясающий способ, потрясающий, кто мамы, те знают. Посуда всегда чистая, скрипит, и это очень дешево. Анастасия Семенова: Сухой? Инесса Генералова: Да, сухой горчицей. Сода, лимонная кислота... Лимонной кислотой мыть посуду в той же посудомойке вообще идеально. Анастасия Семенова: Чайник! Инесса Генералова: Да. То есть старые дедовские способы, если мы не можем купить, не уверены в том, что мы покупаем, всегда нас выручат. Анастасия Семенова: Куркума нас в чем-то спасет? Инесса Генералова: Куркума... На ночь взбиваем, например, миндальное молоко с куркумой, вот такое средство, у вас будет чистая кожа, это я уже как косметолог-холист скажу, у вас будет эффект фотошопа. Руслан Арсланов: И артикуляционная гимнастика хорошая: много раз скажите слово «куркума» и все, можете идти на важные переговоры. Инесса Генералова: Но только зубы могут пожелтеть. Руслан Арсланов: Так не обязательно ее употреблять, просто говорить. Анастасия Семенова: А вот если к народной медицине, ромашка, корень дуба? У нас все это любят. Инесса Генералова: Можно взять чайные пакетики с ромашкой, заварить, выпить чай, а пакетики к глазам – тоже хорошее средство, не смейтесь. Руслан Арсланов: Я думал, вы остановитесь на «заварить, выпить чай». Анастасия Семенова: И огурцы еще положить. Инесса Генералова: Чай нас успокоит, и кожа глаз будет стонизирована. Анастасия Семенова: Инесса, спасибо большое! Руслан Арсланов: Класс! Анастасия Семенова: Инесса Генералова у нас была в гостях, эксперт по безопасности товаров народного потребления, руководитель проекта «Экоразнос», косметолог-холист, как Инесса уже о себе сказала. Благодарим вас. Ты хотел сказать? У нас 15 секунд. Руслан Арсланов: Я хотел сказать про куркуму: если вы будете часто говорить слово «куркума», то будете готовы даже к каким-нибудь важным собеседованиям. А об этом мы поговорим уже чуть позже. Анастасия Семенова: Браво, блестяще!