Петр Кузнецов: Артур Шинкарук, президент Ассоциации профессиональных экскурсоводов Мурманской области «Арктические гиды», с нами на связи. Здравствуйте, Артур. Вера Круглова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Понимаем, качество связи оставляет желать лучшего, регион дальний... Артур Шинкарук: Доброе утро. Надеюсь, сейчас меня слышно хорошо. Петр Кузнецов: Прекрасно. Давайте попробуем. Вера Круглова: По крайней мере слышно. Петр Кузнецов: Артур, в Мурманской области, вот мы с этого начали, кстати, соотношение прошедших аттестацию и работающих легально и нет гидов примерно 1 к 3. Что в ваших силах в плане изменения вот этого качества экскурсий? Артур Шинкарук: Качества экскурсий? Ну конечно же, это подача тех самых академических знаний. В первую очередь мы же говорим о том, чтобы, когда гости к нам приезжают, они получали достоверную информацию. Но часто бывает, что где-то на экскурсиях мы стоим на достаточно популярных локациях, мы, мои коллеги, и люди, честно говоря, гиды либо сопровождающие, наверное, в этом случае, которые находятся в чуть менее легальном поле и еще не аттестованы, может быть, хотели бы, но не аттестованы, преподносят информацию немножко недостоверно. К примеру, популярный пример, который мы приводим, – это то, что Мурманская область, Кольский полуостров находится на леднике и живем мы, собственно, на нем. Это не так. Петр Кузнецов: Да, ледник неправильные, если это синоним, основы закладывает в качестве знаний, согласен. То есть вы все это слышите, сейчас будет закон, он должен уже сейчас начинать работать. Все-таки главная цель – это повышение уровня квалификации экскурсоводов? Вот прямо если главное определить. Это повышение безопасности туристов, потому что речь идет и о тех, кто водит их куда-то в экстремальных условиях, места тоже нужно знать? Или защита интересов местных гидов? Артур Шинкарук: Здесь мы говорим о комплексе. Вот вы сказали про безопасность. Безопасность – это то, с чего нужно начинать, и нужно понимать, что гид-экскурсовод – это первое лицо, с которым встречается непосредственно гость региона. Петр Кузнецов: Да. Артур Шинкарук: Мы же говорим непосредственно о том, чтобы о регионе остались хорошие впечатления и, скажем так, турист получил максимально квалифицированную услугу по туризму и вернулся к нам, вернулся, это же один из важнейших моментов. Наша задача – влюбить в регион и чтобы человек к нам приехал. А здесь же мы можем говорить не только просто о туризме, а еще и о повышении экономики региона. Петр Кузнецов: Ну вот, кстати, Артур, возвращается он, ему все понравилось, снова берет программу или уже с родственниками, знакомыми приезжает, и ему хочется услышать какую-то другую программу. Я к тому, что как вы совершенствуетесь? Вы меняете программу, подачу информации? Так чтобы не получилось, что вот этот гид, он, конечно, хороший, но он все одно и то же говорит, я уже наизусть знаю все то, что он скажет. Артур Шинкарук: Вот здесь нам на руку играет сам регион, потому что сама по себе Мурманская область безумно привлекательная, безумно разнообразная. Наш регион омывают два моря, Белое и Баренцево, которые совершенно разные. На берегу Баренцева моря находится тундра, на берегу Белого моря можно встретить лесотундру и тайгу, где бескрайние... пустыни северные... Петр Кузнецов: Чуть не сказал «ледники» Артур, а потом вспомнил. Артур Шинкарук: Да-да-да. И скажем так, в центре Кольского полуострова есть два горных массива... В общем, регион разнообразный. У нас уже выработалась тенденция, и мы всегда гостям говорим, что наш регион нужно посетить минимум четыре раза, потом сделать в 2 года перерыв и вернуться еще раз. Петр Кузнецов: Где профессиональный гид берет информацию? Какими источниками он пользуется? Поделитесь, можно сказать, секретом. Артур Шинкарук: Сейчас Комитет по туризму совместно с Мурманским арктическим государственным университетом проделали колоссальную работу, подготовили, скажем так, ту информацию, вернее, собрали информацию из источников подтвержденную, и опубликовали у себя на сайте. То есть на сайте Комитета по туризму можно найти абсолютно всю информацию для подготовки. Плюс сейчас мы обсуждаем и ведем работу... Петр Кузнецов: Артур, извините, с одной стороны, «все можно найти на сайте», т. е. такое ощущение, что своего ничего экскурсовод такого живого, каких-то своих наблюдений, но при этом без фактологических каких-то ошибок, не добавляет, т. е. просто выучил текст, который есть сейчас доступный... Да, здесь все верно, но хочется вот этой самобытности, о которой мы говорили применительно к Коломне в данном случае. Артур Шинкарук: Если мы с вами говорим про академические знания, которые фактические, тогда что здесь добавлять? Оно как есть. А если мы говорим про то, насколько гид хочет совершенствоваться, тогда он будет приезжать, общаться с местными людьми... Скажем так, село Териберка, далеко ходить не надо, с богатейшей историей. Петр Кузнецов: Конечно. Артур Шинкарук: И если человек общается с местными, со старожилами, находит разного рода информацию... У нас один из наших коллег раздобыл информацию о том, что раньше глава колхоза издал указ о том, что нужно сделать определенное количество консервов из чаек, понимаете, – вот такую информацию мало где можно найти... Вера Круглова: Консервы из чаек?.. Артур Шинкарук: Соответственно, наши гости находят, это подтвержденная информация и один из таких моментов, который, наверное, будет как раз уникальным. Петр Кузнецов: Да, спасибо. Вера Круглова: Спасибо, Артур! Петр Кузнецов: Артур Шинкарук, президент Ассоциации профессиональных экскурсоводов Мурманской области. Консервы из чаек, да, вот и живите теперь с этим. Вера Круглова: Слушай, мне кажется, хороший гид еще должен быть хорошим историком, потому что найти информацию – это тоже определенный навык. Петр Кузнецов: Мы сейчас узнаем, как вообще проходит эта аттестация... Мы успеем до следующего эксперта еще звонок выслушать. Давайте послушаем Людмилу, Людмила просто ждет давно. Здравствуйте, Людмила. Зритель: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Рассказывайте. Зритель: Я звоню из Уфы, пенсионер, уже давно пенсионер, и хочу сказать, что самое главное, что рада, что я пенсионер. Петр Кузнецов: Ага. Зритель: Желаю всем пенсионерам путешествовать! Хочу поблагодарить, я вот ездила и в водное путешествие по каналам Москвы, по Волге, Золотое кольцо России, водный круиз. Очень понравился город Мышкин, просто замечательный! Замечательные экскурсоводы, все экскурсоводы замечательные! Может быть, 0,5% из всего было не очень удовлетворительных для нас. И хочу поблагодарить всех экскурсоводов, но вот особенно по Золотому кольцу России, по водному кольцу. Были в Мышкине, в Ярославле, в Костроме – замечательные экскурсоводы! И всех приглашаю путешествовать! Петр Кузнецов: Да, вы большая молодец! Это правда очень правильный призыв, особенно в таком возрасте, это здорово, заново открывать, а может быть, открывать вот здесь и сейчас этот мир, который до этого не видел. Зритель: Какие наши годы! Петр Кузнецов: Конечно, конечно! И тут все-таки, согласитесь, от качества материала, который экскурсовод... Зритель: Есть восточная мудрость: пока ходишь, надо ездить. Вера Круглова: Пока ходишь, надо ездить. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо большое! А с нами на связи Константин Анучин, директор Ассоциации малых туристских городов. Здравствуйте, Константин. Константин Анучин: Здравствуйте. Вера Круглова: Константин, доброе утро. Петр Кузнецов: Скажите, есть ли сейчас, повышается ли сейчас, это же тоже от общественности должно идти, вот этот запрос на аттестованных экскурсоводов, на качество? То есть требовательнее стал турист? Константин Анучин: Я не могу сказать, что от общественности повышается или нет, потому что еще не вся общественность по факту знает, что гиды, экскурсоводы, переводчики должны получить аттестацию. Но со стороны непосредственно самих городов аттестация, конечно, не изменит судьбу, но по крайней мере мы все должны работать в правовом поле. И сейчас то, что вылезает у нас то количество людей, которые, мягко скажем, неграмотно подают информацию, – я считаю, что это очень важная часть. И я вот хочу немножечко дополнить, слушая вас. Помимо того что гид должен быть хорошим историком, он еще должен быть хорошим психологом, потому что важно вовремя обратить внимание, важно вовремя сконцентрировать на себе туриста и подать ту информацию, которая будет важна для туриста, и подать именно его словами. Потому что чаще всего мы видим, да, заученные формулировки, и эти заученные формулировки, заученные тексты сразу же считываются со стороны туристов. Вера Круглова: А вообще, гидов сейчас достаточно у нас в стране? Нет никакого дефицита в этой профессии? И как вообще гидом становятся? Петр Кузнецов: Ты имеешь в виду аттестованных, хороших гидов? Вера Круглова: Хороших гидов, да. Есть ли у нас какой-то дефицит? Константин Анучин: Хороших гидов мало. Честно скажу, очень хороших гидов мало. Стоимость таких гидов достигает до 25–30 тысяч в час, чтобы было понимание... Петр Кузнецов: С группы, да. Константин Анучин: Но это люди, которые сделали себя сами. Они очень много изучают историю, очень много изучают свою внутреннюю культуру. Многие гиды дополнительно занимаются некими народными творчествами, для того чтобы расширить свои знания. То есть такие гиды есть, но их очень мало. Петр Кузнецов: Вот смотрите, как наивному туристу, который отдает 25 тысяч рублей, понять, что гид не очень профессионален, ну или наоборот? Может быть, есть набор, вот хотелось бы услышать, не знаю, какие-то ключевые вопросы проверочные такие, чтобы понимать? Константин Анучин: Слушайте, чаще всего с такими гидами созваниваются заранее, их можно найти на отзовиках абсолютно, они работают в правовом поле, они выдают чеки. И в данном случае от личного общения, потому что все равно люди едут к людям и все зависит от личного общения между гидами. Потому что иногда просто голос не нравится, понимаете, гид может быть хороший, а вот там не подходит его голос, и от этого мы сразу же меняем и свое настроение, и лучше, конечно, поменять в этот момент гида. Вера Круглова: А мне интересно, вот если каждый год, для того чтобы заинтересовать группу туристов, да даже если это не группа, одного туриста, он все равно, наверное, разрабатывает какую-то свою такую программу, вот то, о чем говорит Петр, такая своя аутентичность у него есть. Константин Анучин: Да. Вера Круглова: А вот эта аттестация – она как будет проходить? Как она будет оценивать? Просто это будут академические знания оцениваться, или вот этот творческий подход будет оцениваться? Вообще, как можно, например, оценить знания человека, которые, по сути, являются уникальными, которые он сам нашел? То есть это не что-то, что в общем доступе есть, что каждый человек может найти, т. е. он сам вот это вот все нарыл. Вот эта программа самих экзаменов на основании чего должна строиться, чтобы действительно проверить эрудицию гида? Константин Анучин: Как минимум, конечно, на академических знаниях того или иного региона, города или объекта. Вера Круглова: То есть просто исторический такой экзамен. Константин Анучин: Да. То, что дальше гид уже будет, скажем так, наращивать на свой продукт, на свою программу, он, конечно, должен базироваться на тех исторических фактах, которые прошли на этой территории. Вера Круглова: А у меня еще такой вопрос, может быть, немножко он крамольный, но гид, так или иначе это физическая нагрузка, он ходит много, он водит за собой группу – вот какие-то критерии есть? Петр Кузнецов: Есть автомобильные, но в основном, да... Вера Круглова: Есть и автомобильные, да, есть и в автобусах. Петр Кузнецов: Физическая подготовка. Вера Круглова: Физическая подготовка гида будет учитываться как-то или нет? Петр Кузнецов: «Пожалуйста, отжимайтесь». Вера Круглова: Какие-то критерии отбора в этом аспекте? Константин Анучин: Слушайте, универсалов тоже очень мало, в основном универсальных гидов, которые могут и за рулем автомобиля рассказывать историю своего региона либо своего города, и пройтись пешком на достаточно далекие расстояния или достаточно долгое время, – их все равно очень мало. То есть, скажем так, для нашей молодежи сейчас, если они хотят действительно оставаться на своей территории и работать в сфере гостеприимства, неважно, в каком именно направлении, это гостиничный, ресторанный бизнес или выбрать для себя непосредственно работу гида, они в любом случае должны знать свою территорию и уметь ее подать и рассказать. Петр Кузнецов: Какой замечательный город рядом с вами, Константин, показывают... Если я правильно понимаю, это город Владимир. Если кому-то нужна экскурсия по Владимиру, обращайтесь. Вера Круглова: К Петру. Петр Кузнецов: Константин Анучин, директор Ассоциации малых туристских городов, с нами был на связи.