Анастасия Семенова: С нами на связи эксперт Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности». Вадим, доброе утро, здравствуйте. Вадим Мельников: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Да, здравствуйте. Анастасия Семенова: Вот вы, наверное, слышали, что все говорят, что правил нет, никто ничего не соблюдает... Вообще, насколько важна эта инициатива для курьеров с экзаменом правил дорожного движения? Вадим Мельников: Вы знаете, инициатива, наверное, в целом важна, просто нужно понимать две вещи. Первая, что правила все-таки есть, они существуют для всех, и, собственно говоря, дальше вопрос, как их соблюдают. Второй момент: если мы говорим о том, чтобы вводить экзамен, то должна быть разработана программа, которая, собственно говоря, будет каким-то образом отличаться от существующих, например, Правил дорожного движения, которые сдают на категорию В, и она должна быть, собственно говоря, массовой, обязательной для всех. И по сути, мы дальше уходим в некий профстандарт для тех, кто занимается профессией курьера. Я понимаю, что для обычного слушателя это в принципе кажется все, ну как бы «сами решите, чтобы дальше в итоге все работало», но на самом деле, к сожалению, для того чтобы это ввести, необходимо решить ряд таких существенных задач, потому что, к сожалению, все не так просто, как кажется. Руслан Арсланов: Ну вот мы понимаем сейчас, что власти Москвы подходят как-то к этой истории, подходят как-то к этим проблемам, стараются особенно выделить курьеров, предложить им какие-то варианты. А вот, на ваш взгляд, эта история в ближайшем будущем как-то разрешится? Ведь проблема назревает, и не только в крупных городах, я так понимаю, что везде курьеров много сейчас... Анастасия Семенова: Без них мы уже даже и не представляем свою жизнь. Руслан Арсланов: Да, и то, как они двигаются, – это такой вопрос. Вадим Мельников: Совершенно верно, я ровно про это и говорю, что для того, чтобы решить проблему по всей стране, потому что все-таки это не только московское явление, необходимо решить достаточно значимый ряд стратегических вопросов, собственно говоря, чтобы было требование вообще к профессии «курьер», что человек должен знать. Потому что, понимаете, просто сказать «пусть он сдает экзамен на знание правил». Допустим, создадутся 20, 30, 40 вопросов – о чем эти вопросы? Почему эти вопросы? Кто их проверяет? Где должен изначально обучаться курьер? Соответственно, какая ответственность, если он нарушил эти правила? И так далее, и так далее. С водительским удостоверением, которое, собственно говоря, кучу вещей вокруг себя еще имеет с точки зрения административных регламентов, это все решено; с корочкой курьера, который, собственно, должен что-то знать, а что-то не знать, этот вопрос не решен. Плюс важный момент: важно понимать, что многие из тех, кто работают, соответственно, в этой профессии, они как бы могут иметь высшее образование, могут не иметь высшего образования... Вообще, там достаточно открытые входные границы. Собственно, ровно поэтому я говорю, что для того, чтобы этот вопрос решить, это нужно решить энное количество фундаментальных задач. К их решению, насколько я понимаю, так комплексно пока особо не подходили. Руслан Арсланов: А что касается компаний, которые предоставляют эти услуги, которые пользуются вот как раз работой курьеров, должны ли они, на ваш взгляд... ? Анастасия Семенова: На чьи плечи ответственность ложится? Руслан Арсланов: Может быть, вы знаете, как-то они готовят курьеров, проводят для них какие-то инструктажи или что-то еще? Может, есть какие-то практики? Вадим Мельников: Смотрите, на самом деле, действительно, я знаю, компании стараются в этом направлении двигаться. Но здесь то же самое. Вот, например, когда вас как телеведущих, собственно говоря, тестируют, перед тем как взять на работу, соответственно, проводят какое-то обучение, здесь все то же самое. По большому счету, это бизнес, который нанимает к себе людей для оказания определенного сервиса. При этом, понимаете, здесь путаются несколько, так скажем, фундаментальных вещей. Если мы говорим про некую государственную систему, где ввелся стандарт, где есть ответственность, в т. ч. административная, за нарушение, то это одна история. Если это просто внутрикорпоративные, так скажем, подходы, то это другая история. Максимум, что можно получить за нарушение этого регламента, – это увольнение, и то на самом деле по трудовому законодательству там есть определенные сложности, нужно все это фиксировать и т. д., и т. д. Понимаете, все, что сейчас происходит, – это отношения работодателя и наемного сотрудника. Руслан Арсланов: А что касается вот транспортных средств, я думаю, у многих вопрос, многие и наши вот зрители из городов про это говорили: моноколесо, электросамокаты, электровелосипеды... Уже есть какая-то классификация этих транспортных средств и какие-то для них особые правила, может быть? Анастасия Семенова: Отдельная глава для них. Вадим Мельников: Как вы знаете, год назад было введено, собственно говоря, вообще понятие средств индивидуальной мобильности в административный документ, соответственно, в Правила дорожного движения. По факту этой истории, новелле только год. Там есть определенное регулирование с точки зрения соблюдения правил, с точки зрения нахождения по отношению к дороге, с точки зрения ответственности. Но опять-таки, давайте быть откровенны, потому что введение каких-то вот этих вот предлагаемых постоянно жестких штрафов и т. д. – никто пока не предложил нормальной системы контроля и, так скажем, сбора этих штрафов. Потому что вот эти вот инициативы, например, относительно введенных знаков, вопрос, как их будет фиксировать система фотовидеофиксации, потому что, по сути, этот знак не является госномером, это просто некий верификационный номер внутри системы, собственно говоря, внутри бизнес-организации, которая занимается организацией доставки. Тут на самом деле есть ряд фундаментальных вещей, которые нужно решить все-таки на уровне государства, а не на уровне даже субъекта, на мой взгляд, и эти вопросы на самом деле понятны, просто пока это все пытаются, на мой взгляд, заниматься через латание дыр, нежели фундаментально решить вопрос. Руслан Арсланов: Мы поняли, да, что ситуация такая серьезная, и в процессе она будет, мы надеемся, развиваться. Пока пару советов от вас как от эксперта, как нужно вести себя на дороге, если вдруг вы видите быстро несущегося курьера или еще что-то. Может быть, есть несколько таких напутствий, назовем это так, для тех, кто просто гуляет по городу или в общественных местах находится? Быть более внимательными? Анастасия Семенова: Ты же его не поймаешь. Вадим Мельников: На самом деле все-таки сейчас сделан ряд мероприятий, где ограничено движение курьеров, в т. ч. через парки и т. д., это важно понимать, в принципе в этом направлении работа ведется. Второй момент. Конечно, в любом случае надо быть внимательным. И самый, наверное, такой простой совет – это все-таки отойти, потому что предсказуемыми действия его сложно сделать. И третий момент, наверное, как некий совет для бизнеса, который занимается организацией доставки, – это все-таки продумать то место, где вы организуете очередной даркстор, для того чтобы из этой точки, откуда будут двигаться люди, где, соответственно, у вас хранятся грузы, это не привело к конфликту с местными жителями. Потому что нередки случаи, когда собственник, или кто берет это направление в развитие, ставит это в самых неудобных местах для жителей, а дальше возникают конфликты. Мне кажется, что здесь важно, чтобы и те, кто занимаются организацией этого бизнеса, это понимали. Анастасия Семенова: Отлично! Спасибо большое! Руслан Арсланов: Да, спасибо. Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности», был с нами. Вадим, желаем хорошего дня. Анастасия Семенова: Спасибо. А сейчас с нами на связи Евгений из Татарстана. Здравствуйте, Евгений. Зритель: Да, здравствуйте. Анастасия Семенова: Слушаем вас, вы в прямом эфире. Зритель: Скажите, пожалуйста, я просто в пользу как бы курьеров... Не то чтобы в пользу курьеров, но разные курьеры бывают. Есть и на машине довозят, есть и на автобусе довозят, есть и со своим транспортом, чем-то... Просто зачем так? Не то чтобы мне, я просто хочу понять... Руслан Арсланов: Да, Евгений, мы вас понимаем. Анастасия Семенова: За курьеров обидно. Но мы вас понимаем, что не все... Зритель: Почему всех курьеров недолюбливают? Анастасия Семенова: Мы об этом не говорим. Евгений, мы вас поняли, что вы встали на защиту курьеров. Руслан Арсланов: Мы наоборот. Анастасия Семенова: Мы, наоборот, чтобы все соблюдали Правила дорожного движения, чтобы было все безопасно. Руслан Арсланов: Евгений, спасибо вам большое. Вот как раз-таки для того, чтобы не получилось такого ощущения, что мы сейчас говорим, что курьеры плохо себя ведут, не соблюдают Правила дорожного движения... Анастасия Семенова: Ай-яй-яй. Руслан Арсланов: У нас есть человек, который даже уже сейчас, подключившись в эфир, плюсанул нашему звонившему, – это Александр Михайлович Митюков, президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России. Александр Михайлович, здравствуйте, добро пожаловать. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Расскажите, пожалуйста, с вашей стороны как устроена работа курьеров и что делается для того, чтобы они все делали правильно, безопасно и довозили все в срок? Александр Митюков: Добрый день, уважаемые Анастасия, Руслан. Добрый день, уважаемые зрители. Благодарим за приглашение на эфир. Я сначала буквально пару ремарок относительно предыдущего спикера. В первую очередь, говоря о курьерах и применяя термин «работодатель», мы всегда должны быть очень аккуратны с понятийным аппаратом. Большинство курьеров выступают в статусе самозанятых, поэтому здесь неприменима терминология «работодатель» и все, что касается этих отношений. Второе. Я, конечно, категорически не согласен с предыдущим спикером, когда он сказал о том, что это латание дыр и несистемная работа, – еще какая системная работа. 11 апреля 2024 года Департаментом транспорта города Москвы был выпущен приказ, в котором четко обозначаются правила, стандарты работы как курьеров, так и сервисов доставки, а также требования к транспортным средствам курьеров. Это все, что касается замедления, соответственно, электровелосипедов, и медленных зон, и фотофиксации. Те номера, о которых говорил эксперт, – да, они, конечно, не госномера, и мы выступали также как ассоциация против госномеров, потому что это только усложняет процедуры, операционку для наших государственных служб. Поэтому это идентификационные номера, которые выдаются напрямую департаментом, ЦОДД города Москвы, т. е. которые фиксируются в единой системе и которые будут потом, соответственно, фиксироваться средствами фото- и видеофиксации. Поэтому это очень серьезная работа, которая уже идет с сервисами доставки Департаментом транспорта. Сейчас мы приведем в порядок все, что касается перемещения курьеров, поведения их на дорогах, в городе Москве и на общественных территориях, и далее этот успешный, я уверен, кейс будем уже масштабировать в регионы. Поэтому здесь происходит очень большая системная работа, которая ведется достаточно глубоко и основательно, я вас уверяю. Анастасия Семенова: Мы вам верим. Александр Михайлович, скажите, пожалуйста, вот ваше мнение, если введут вот эти Правила дорожного движения, будет экзамен для курьеров, станет ли их меньше? Все ли готовы и захотят сдавать этот экзамен? Ваше мнение? Александр Митюков: Значит, что касается тестирования, экзамена для курьеров, мнение такое и позиция ассоциации и бизнеса. Права для всех, кто передвигаются на электровелосипедах, конечно же, не нужны: при скоростях 25 километров в час это, наверное, не очень серьезная мера, которая не будет действенна, собственно говоря, не решит тех задач, которые от нее ожидают. Что касается вот именно тестирования внутрикорпоративного, оно сейчас есть у всех сервисов доставки. Что касается того, что было заявлено как раз московскими властями о, скажем, некоем стандарте, о единой системе тестирования курьеров, – это замечательная история, которая действительно поможет систематизировать и, собственно говоря, сложить для того же Дептранса всю картинку, как курьеры тестируются в конкретной компании, что они могут, что не могут. Кстати, на портале transport.mos.ru уже запущено пилотное тестирование, я лично его проходил... Там достаточно простые пока формочки с вопросами и ответами. Мы очень надеемся, что вопросы будут Департаментом транспорта скорректированы, поскольку, к примеру, вопросы, что относится к стандартам сумок или как решать ситуации, когда попался конфликтный клиент, это все-таки не относится к тестированию на ПДД. А в целом, конечно, инициатива очень важная и нужная. Поэтому, безусловно, это добавит безопасности на дорогах, и, конечно же, по моему глубокому убеждению, именно внутрикорпоративная работа, работа с курьерами внутри компаний, их тестирование, постоянное тестирование правил ПДД, рекомендации, как нужно передвигаться на общественных территориях... То есть та проблема, которая у нас есть, она осталась, т. е. курьеры передвигаются по тротуарам, тем самым разные инциденты происходят, это тоже очень важный аспект. Анастасия Семенова: Об этом и пишут все наши телезрители, потому что все говорят: тут же дети, это же тротуар, это же пешеходные зоны, ну почему они не могут спешиться и пойти, переходя «зебру» ту же... Вот это прямо мнение телезрителя, вы прямо об этом заговорили. Александр Митюков: Здесь очень важный момент, мы его как раз вчера на круглом столе, посвященном курьерам и безопасности передвижения курьеров на общественных территориях и дорогах общего пользования, обсуждали в Госдуме. Там выход может быть следующий. Бизнес предлагает: давайте развивать инфраструктуру, давайте выделять полосы на дорогах и расчерчивать тротуары там, где это можно. Не во всех городах это можно. Если в Москве широкие тротуары, то в Питере они узкие, там большая загруженность, поэтому не во всех городах, регионах мы можем, собственно говоря, сделать эту разметку на тротуарах. Поэтому здесь сейчас вопрос стоит, как мы должны договориться с учетом инфраструктуры, которая есть в конкретном городе. Сейчас речь о Москве, т. е. мы предлагаем, с тем чтобы курьеры не перемещались и не создавали, скажем так, сложных ситуаций на тротуарах, выделить и развивать велоинфраструктуру для СИМ, соответственно, и внести соответствующие корректировки в Правила дорожного движения. Но тут вопрос сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку есть разные мнения. Есть мнение законодателей, есть мнение общественное, что нужно убрать и самокатчиков, и всех курьеров, скажем так, с тротуаров и переместить их полностью на дороги. Но если не будет выделенных полос на дороге, мы можем получить обратную ситуацию: на дорогах будет коллапс. Вы представляете, какое количество курьеров и самокатчиков выйдут на дороги и начнут по ней перемещаться? Что будет с нашими автолюбителями? Мы получим такую обратную связь, что... Анастасия Семенова: ...будет следующая проблема. Александр Митюков: Вот. И самая важная история, очень важный момент, нюанс, на который, к сожалению, эксперты, которых я слышу в последнее время, не обращают внимания, а это, наверное, краеугольный камень. Вопрос следующий. Если мы решаем все-таки, что мы должны как-то регулировать курьеров и оставляем тротуар, оставляем выделенную полосу или без выделенной полосы именно на дорогах общего пользования, то нам здесь необходимо внутри компаний, внутри бизнесов сакцентировать, сориентировать курьеров таким образом, чтобы они соблюдали приоритет при своем передвижении. О чем сейчас говорят правила? Если есть возможность, перемещайся по дороге; если такой возможности нет и ты видишь, что ты не будешь создавать проблем для пешеходов, перемещайся по тротуарам, даже если нет разметки. Если есть велоинфраструктура, еще лучше, перемещайся по ней, там, по данным того же ЦОДД, если есть велоинфраструктура, аварийность практически нулевая. Поэтому вот в комплексе решение всех этих вопросов позволит нам, по сути дела, решить все те задачи, о которых сейчас говорил и предыдущий эксперт, и говорят СМИ. Поэтому работа ведется, и работаем активно. Анастасия Семенова: Работаем, ребята! Руслан Арсланов: Спасибо, Александр Михайлович, за вашу работу, за ваш оптимизм в этом вопросе! Я думаю, у многих приятное впечатление сложилось о том, что действительно скоро все будет еще безопаснее. Александр Михайлович Митюков, президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России. Анастасия Семенова: И закончим эту получасовку прекрасным сообщением: «Мне курьеры попадаются всегда вежливые. Однажды даже помог дорогу перейти». Далее у нас новости.