Анастасия Семенова: Из Москвы сообщение: «Надо для электросамокатов отдельные дорожки сделать. Они ездят по общим дорогам, отсюда все проблемы». Из Нижегородской области: «Пользуюсь самокатом, очень удобно, катаюсь по специальным дорожкам», – видимо, там есть они. Петр Кузнецов: Вот! Анастасия Семенова: «Даже паспорт не поможет, только полный запрет передвижения на тротуарах именно». Петр Кузнецов: Инфраструктура поможет, а ее нет. Денис Балакирев, пресс-секретарь московского сервиса кикшеринга, с нами на связи. Здравствуйте, Денис. Денис Балакирев: Здравствуйте, доброе утро. Петр Кузнецов: Изменение, вот это ужесточение правил аренды электросамокатов как бьет по вашему бизнесу? Может быть, у вас уже есть какие-то предварительные прогнозы, первые, насколько это повлияет на отток клиентов? Анастасия Семенова: Или вы вместе продумывали вот это вот все? Денис Балакирев: Вот это очень важный момент, да. Я бы не стал это называть все-таки ужесточением – нам кажется, что это просто очередной шаг по наведению порядка, если так можно сказать. Естественно, это все прорабатывалось вместе и городом, и сервисами кикшеринга просто потому, что по-другому невозможно, речь идет о технической интеграции в том числе, поэтому, естественно, все прорабатывалось совместно. Мы готовы к такому решению, и, собственно, какого-то негатива мы не предвидим просто потому, что, по статистике, сейчас проще найти москвича, у которого нет мобильного телефона, чем москвича, который не зарегистрирован на mos.ru, это не должно стать проблемой. А даже если кто-то не зарегистрирован, процесс вот этой вот регистрации занимает всего несколько минут, это сделать совсем несложно. Что очень важно, даже если кто-то приезжает в Москву из другого города, он тоже может зарегистрироваться на mos.ru. То есть каких-то проблем не предвидится, потому что один раз вы подтвердили свой аккаунт и после этого ездите точно так же, как и ездили раньше. Поэтому, собственно, я думаю, все будет хорошо. Петр Кузнецов: То есть особого оттока клиентов вы не видите? Денис Балакирев: Я не вижу для этого предпосылок. Они должны предъявить свой аккаунт. Опять же, 99,9% всех пользователей – и это не просто красивая цифра, это статистика действительно в соотношении с поездками – правила не нарушают в поездке. Поэтому большинство, подавляющее большинство просто не заметят этих изменений: они не нарушают правила, им за это не грозят штрафы, потому что они с этим не сталкиваются. Поэтому, я думаю, все будет хорошо. Это, конечно, способ борьбы с нарушителями, им станет менее удобно. Собственно, мы все в этом заинтересованы, мы все хотим, чтобы нарушений было меньше. Анастасия Семенова: Менее удобно – понятно, но вот хорошее сообщение из Краснодарского края: «А как быть со взрослым дядей с малыми детьми?» Денис Балакирев: На одном самокате или... ? Петр Кузнецов: Это сообщение, это нам пишут. Денис Балакирев: Смотрите, есть такое правило, что на одном самокате может передвигаться только один человек. Анастасия Семенова: Мы это знаем. Денис Балакирев: Неважно, сколько он весит, неважно, сколько ему лет, неважно, в какой степени родства два человека находятся, – только один человек на одном самокате. Поэтому любой дядя с любым ребенком – это штраф и блокировка. Мы можем это заметить визуально, наши сервисные команды могут это заметить, вы можете сфотографировать и прислать в телеграм-бот «Самокаты: общественный контроль». Это может зафиксировать наша система «Антитандем»; она не рассматривает только вес, она рассматривает 50 параметров, поэтому и дядю с ребенком она тоже может заметить. Соответственно, за это есть штраф, за это есть блокировка аккаунта. Анастасия Семенова: Хорошо, блокировка аккаунта. А если, не знаю, электросамокат это заметил, может быть, он остановится и не даст дальше ехать? Денис Балакирев: Да, вот именно на это и рассчитана система «Антитандем»: она замедляет самокат, для того чтобы просто невозможно было устоять вдвоем на одном самокате, ну и, соответственно, придется одному человеку сойти. Анастасия Семенова: «Папа, пока». Денис Балакирев: Но здесь есть нюанс, что эта система очень сложная, это искусственный интеллект. Во-первых, требуется какое-то время на то, чтобы система определила такое нарушение, а во-вторых, все-таки пока не в 100% случаев она определяет его. Надо, чтобы она набралась опыта буквально, чтобы она получила как можно больше сообщений о том, как происходит это нарушение, и более точно определяла. Но она уже запущена, она уже работает, т. е. это то, что мы уже сейчас имеем, просто необходимо продолжать эту работу, дальше улучшать ее эффективность. Анастасия Семенова: А штраф 100 тысяч рублей – это за что? Денис Балакирев: Это за поездки несовершеннолетних на электросамокате в Москве. У нас есть разные штрафы... Анастасия Семенова: А кто будет ловить? Кто будет отлавливать? Как мы уже говорили, есть лазейка: папа тебе дал доступ, ты взял, ребенок поехал. Петр Кузнецов: Зарегистрированный через mos.ru инспектор ДПС будет это делать? Денис Балакирев: Нет, смотрите, есть два разных момента. Есть штрафы по правилам дорожного движения, за правилами дорожного движения, естественно, следят сотрудники Госавтоинспекции, участковые, если нарушения происходят на тротуаре. При этом есть еще штрафы самих сервисов, т. е. у нас есть договор оферты, в котором прописаны те же самые правила, по сути, что и в ПДД, плюс правила, которые касаются парковки, например: их нет в ПДД, но это тоже очень важно. Так вот, если мы фиксируем такое нарушение, мы выписываем штрафы, мы блокируем аккаунты. Технически с этим сложностей нет, потому что, когда вы регистрируетесь в сервисе, вы привязываете банковскую карту, и по условиям договора оферты, если мы уверены, что есть нарушение, если у нас есть подтверждение, чаще всего это фото, видео, то мы автоматически списываем этот штраф с банковской карты того, кто зарегистрировал на себя аккаунт. Если родители зарегистрировали и передали детям, а так действительно чаще всего и происходит, то естественно, что они несут ответственность и в итоге оплачивают штраф. Петр Кузнецов: Денис, пожалуй, главный вопрос в этой теме, мы им уже задавались. Понятно, что сейчас и город, и сервисы работают над развитием культуры вождения электросамокатов, над восстановлением репутации. Но имеет ли это все смысл делать через подобные меры, если нет соответствующей инфраструктуры? То есть начинать как будто бы нужно с этого, с самого простого, но сложного. Денис Балакирев: Смотрите, здесь давайте будем реалистами: если нет такого запроса, если предположить, что самокаты ушли, то инфраструктура сама по себе не появится. Инфраструктура всегда является ответом на спрос, который существует, на запрос, который есть в обществе. Вот сейчас только в Москве, в прошлом году, только на самокатах нашего сервиса, одного из сервисов, которые представлены, было совершено более 47 миллионов поездок – представляете, какой это объем? И больше 88% этих поездок – это транспортный сценарий, т. е. когда пользователь берет самокат, не чтобы прокатиться по парку или еще где-то, а чтобы доехать от метро до дома, условно говоря, или до офиса, до торгового центра и т. д. То есть самокаты очевидно полезны. И то, что сейчас не хватает инфраструктуры, – это повод не запрещать самокаты, а просто развивать инфраструктуру. Собственно, мы это делаем вместе с городом опять же. В прошлом году была нанесена велополоса на Цветном бульваре, это было сделано при участии самих сервисов. Мы увидели, что там очень большая востребованность, так же как и на Бульварном кольце, например. То есть идет работа, она ведется в т. ч. с участием самих сервисов, и город, к счастью, понимает, что это необходимо делать. Поэтому здесь я, наверное, все-таки скорее оптимистично настроен. Просто понятно, что внезапно, в один день не может все появиться – необходимо какое-то время. Вот у нас есть это понимание, что такое время требуется, что работа эта ведется, и опять же, мы видим результаты, мы видим конкретные цифры. Поэтому я думаю, что с каждым сезоном будет все становиться более удобным для всех, для тех, кто ездит на самокатах, и для тех, кто передвигается пешком или на автомобиле. Петр Кузнецов: Денис, очень короткий вопрос, очень короткий ответ, за самокатчиков спрашиваю: цены не вырастут в связи с этими изменениями? Денис Балакирев: Нет, эти изменения никак не связаны с тарификацией. Она продолжит работать в экономическом режиме, как и раньше. Петр Кузнецов: Спасибо! Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса кикшеринга. Друзья, мы напомним, что эту тему... Что значит «напомним»? Мы сообщим вам, что эту тему... Мы же вам об этом еще не говорили... Анастасия Семенова: Мы уже сообщили практически. Петр Кузнецов: А вот сейчас можно уже напомнить. Анастасия Семенова: Давай. Петр Кузнецов: Эту тему наши коллеги в дневном «ОТРажении» продолжат, так что если не успели высказаться, не успели попасть в прямой эфир, welcome. Оставайтесь на «Общественном телевидении России»!