Петр Кузнецов: Елена Алексейчева, доктор экономических наук, с нами на связи. Елена, здравствуйте. Елена Алексейчева: Доброе утро, Петр, Мария. Послушала мнения родителей. Для меня тоже очень странно, что не планируют заранее карманные расходы детей. Вполне вероятно, что они не планируют и свои расходы в домохозяйстве, это какое-то такое стихийное планирование, хотя уже лет 15 как мы учим финансовой грамотности все поколения россиян... Ну вот, видите, не работает. Петр Кузнецов: Елена, вот смотрите, с самого начала. Вот я лично в своем детстве не припомню, чтобы у нас были какие-то разговоры о деньгах конкретные. Я помню, что у нас были листочки, вот они как-то вот сами по себе образовались, и мы понимали, что это наша валюта и с помощью этого... То есть ты не можешь взять какой-то предмет в магазине в нашем, в игрушечном, потому что нужно за него дать свои листочки, и эти листочки тоже какие-то лимитированные. С современными детьми нужно ли проводить какие-то познавательные уроки и просто вводить их в курс дела, «итак, деньги – это...»? Говорить о том, что они тяжело достаются, что это не просто так. Елена Алексейчева: Да, нужно, и, более того, проводят. Петр, а вы ходили в детский сад? Петр Кузнецов: Да, конечно. Елена Алексейчева: Потому что сейчас все глубже программа финансовой грамотности на примере похода в магазин, на рынок и прочих игр. Действительно, детей прямо вот еще дошколят пытаются научить тому, что деньги... Петр Кузнецов: В мое время такого не было. Не дали подзатыльник, и то хорошо, день хорошо прошел. Елена Алексейчева: На самом деле я все-таки рекомендую родителям планировать и расходы домохозяйства, и карманные расходы детей. Вопрос только в самостоятельности. Я вот послушала немножечко интервью на улицах: одна мама говорит, что 8 лет – это уже взрослый человек и он может планировать деньги; другая говорит, что 10 лет – еще маленький, ему рано. Зависит от степени самостоятельности детей в передвижении. Москва – город повседневной миграции, и дети действительно остаются очень часто без сопровождения взрослых, особенно в средней школе, и, конечно, у них есть деньги. Плюс замечательная карта школьников, вот вы сейчас показываете, в Москве, проход и питание, дети сразу приучаются к безналичным расчетам. Родители предоплачивают платное питание, а то, что дети хотят купить в буфете, они распоряжаются сами, и там тоже уже можно и копить, откладывать, экономить, а можно все спустить одномоментно, угостив всех своих друзей в классе. И это важно, важно определять сумму, важно, чтобы ребенок понимал ценность денег, что это не бумажки. И мое детство было немножко иным, я, наверное, в начальной школе уже рассчитывала ЖКХ, раньше мы сами это делали, а не уполномоченные организации... Наверное, поэтому я и пошла в экономику. Мария Карпова: Теперь, когда... Просто в нашем детстве нам, естественно, давали наличные. Теперь, когда все перешло в электронный формат, стало удобнее детям контролировать свои расходы? Вообще, стало удобнее учиться этому? Елена Алексейчева: Сложнее. Мария Карпова: Сложнее? Елена Алексейчева: Сложнее. Несколько кошельков, та же карта прохода и питания – это одна система расчета. Если у ребенка есть карта любого коммерческого банка детская, или родители, я знаю такие ситуации, дают свои вторые, третьи карты, чтобы еще и через личный кабинет жестче, например, контролировать, то это уже как минимум два электронных кошелька. У меня, например, младшая уже давно завела такую схему, что если она хочет что-то накопить, то она снимает и вот прямо вот натурально, не в свинью-копилку, но все-таки откладывает именно наличными. Потому что, она говорит, безналичные сложнее сохранить, они как-то разлетаются. Петр Кузнецов: Так, давайте подведем уже какие-то промежуточные итоги, может быть, они будут выливаться и в настоящие итоги. Значит, какие расходы нужно учитывать все-таки? Есть какая-то точно определенная формула, т. е. размер карманных расходов? Еда, питание, проезд, плюс еще развлечения, да? Все зависит от того, сколько лет? Елена Алексейчева: Да. Здесь можно как минимум два подхода, которые и взрослые должны использовать, применять. Мы либо даем на определенный период времени ребенку деньги, на неделю, декаду, месяц, и он тогда сам распоряжается, где-то что-то сэкономит, отложит, перераспределит потоки, либо мы даем ежедневно, да. Если мы даем на месяц, то мы примерно договариваемся по статьям расходов; если на день, вот как коллеги-родители говорили, по 100 рублей, там, собственно, уже понятно, что каких-то таких потоков особых нет, это вот эти вот жесткие три направления: еда, развлечения и перемещение. Петр Кузнецов: Есть еще такие ситуации, когда бабушка с дедушкой приходят и дарят что-то на день рождения, и все это превращается во многих случаях к тому, что ты ждешь не бабушку и дедушку, а денежку, которая придет с ними, вот по дням рождения, по каким-то праздникам особенным. Елена Алексейчева: Есть такой момент. Петр Кузнецов: Это премиальные. Елена Алексейчева: Это тоже, может быть, не очень хорошая такая коммерциализация отношений в семье... Но на самом деле дети получают крупные суммы не только от родителей, но и от друзей на дни рождения, чем старше и самостоятельнее, и тем сложнее на самом деле придумать настоящий подарок, и, собственно, одаривают денежными средствами. И у ребенка может копиться достаточно серьезная сумма в рамках бюджета домохозяйства, чтобы он мог накопить на что-то, а может быть, спустить все на ветер. И естественно, об этом тоже нужно говорить с детьми. И повторюсь, в тех детских дошкольных учреждениях, в школах, где ведутся программы по финансовой грамотности, где они вплетены в систему, родители могут сами что-то узнать от детей. Если же ребенок не посещает дошкольное учреждение или там не реализуются эти программы, то, конечно, вся ответственность на родителях в вопросах воспитания финансовой грамотности и планирования бюджета. Петр Кузнецов: Да, безусловно, вот мы важные слова сейчас сказали, ими и закончим, что все-таки от родителей многое зависит, потому что они главный источник в этом возрасте. Спасибо! Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Елена Алексейчева, доктор экономических наук, во многом помогла нам разобраться. Несколько сообщений сейчас зачитаем по теме. Мария Карпова: «Нас никто не учил финансовой грамотности, мы сами всему учились», – это из Ленинградской области. Петр Кузнецов: Ну да, мы об этом тоже уже поговорили. Мария Карпова: Это не значит, что это хорошо, что нас никто не учил... Это не значит, что, кстати, многие из нас грамотно распоряжаются своими финансами. Петр Кузнецов: Из Москвы сообщение: «Я не даю дочери фиксированную сумму в неделю на карманные расходы, а перевожу ей...» Мария Карпова: Это я читала. Петр Кузнецов: «...по запросу, если она идет куда-то с друзьями». «Раньше я давала сыну деньги, а сейчас взрослый сын помогает мне», – Вологодская область.