Елена Голубева: Если ты хочешь работать в современном социуме, ты обязан уметь красиво рассказывать о себе
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/elena-golubeva-esli-ty-hochesh-rabotat-v-sovremennom-sociume-ty-obyazan-umet-krasivo-rasskazyvat-o-sebe-74702.html
Антон Липовский: Будем учиться делать самопрезентацию в прямом эфире вместе с экспертом.
Анна Белоглазкина: Итак, как же говорить о себе правильно? Узнаем прямо сейчас у Елены Голубевой – эксперт по репутационным рискам, конфликтолог, политтехнолог у нас в гостях. Здравствуйте, Елена!
Елена Голубева: Здравствуйте!
Антон Липовский: Конфликтолог – это ключевое, да? Судя по тому, что у нас в чате творится сейчас.
Анна Белоглазкина: Да. Ну, все-таки мы не конфликтуем. У нас спор в поисках истины. У нас не принято как-то в культуре много говорить о себе. Это считается дурным тоном. Но вы учите самопрезентации. Почему это важно? Как это работает? В каких случаях оно нам очень сильно нужно? Рассказывайте, пожалуйста!
Елена Голубева: Сейчас время, когда человеку продает человек. Сейчас время коммуникаций. И такое большое количество информационного шума вокруг происходит о том, что есть такая... Мем был очень прикольный: «не будьте скромными. Вы и так на фиг никому не нужны, а вы еще и скромные». В Интернете ходил очень долго.
И на самом деле действительно так. То есть, если ты хочешь работать в современном социуме, в современном пространстве, ты обязан уметь красиво рассказывать о себе. Потому что тебя просто забьют другие, менее профессиональные люди, которые в твоей сфере не так много знают, как ты. Но просто они будут более гиперактивные. И люди – твои же собственные клиенты, они пойдут больше к ним. И таким образом произойдет разочарование в профессии.
Я работаю когда с клиентами, очень много есть вот такой профессиональной деформации, когда очень серьезный эксперт, он говорит: «Ну ладно. Я не буду во всем этом шуме информационном участвовать». Но это минус. И мы с ними работаем всегда так: если ты про себя не расскажешь, то расскажет огромное количество менее профессиональных людей, и твоя профессия обесценится. Вот такая история.
Анна Белоглазкина: Мне кажется, вот как раз по соцсетям это сейчас очень заметно, когда у классного известному многим по «сарафанному радио» специалиста вообще нет никакой информации в Интернете.
Елена Голубева: Да!
Анна Белоглазкина: А просто специалист, который получил год назад диплом, он уже на весь мир заявляет: «Я – психолог!» И все в таком духе. Есть ли какая-то методичка, какая-то схема: как построить рассказ о себе? Часто мы не знаем, с чего начать. Какую-то схему нам дайте, пожалуйста!
Елена Голубева: Первое: внешность не является базовой историей. Не надо говорить, что «я красивый», когда вы презентуетесь.
То есть что такое самопрезентация качественная? Это прям сценарий. Даже если она... Когда опять же работаем с клиентами, мы составляем два продающих оффера: на одну минуту и на 15 секунд, чтобы человек успел в любой обстановке про себя рассказать. Поэтому это очень важно – именно иметь структуру презентации, даже если она длится всего там 10-12 секунд.
Это такой формат нетворкинга, общения и так далее. Поэтому должно быть введение. Должно быть – «вау-эффект» обязательно. Должна быть какая-то твоя ценность и профессионализм. Возможно, это какие-то цифры. И должно быть – призыв к коммуникации. Ну, то есть прямо сценарий, даже если это всего 10 секунд.
Потому что, если ты хорошо про себя не рассказал за эти первые, не забрал внимание и не рассказал, какой ты крутой за эти секунды, значит, кто-то расскажет другой про себя более ярко. И ты, профессионал, останешься не у дел.
Антон Липовский: Я правильно понимаю, Елена, что самопрезентация, то, что вы сейчас говорите, – это в принципе у тебя, как такая визитная карточка, должно быть в кармане всегда?
Елена Голубева: Абсолютно.
Антон Липовский: То есть это не только при устройстве на работу. Это пригождается еще в жизни, в любых ситуациях?
Елена Голубева: Вот опять же: вы не знаете, где вы найдете своего клиента. Были неоднократно случаи, когда клиенты на большие чеки были просто встречены на улице, не знаю там. Я говорю опять же клиентам, что: ваш клиент, особенно тогда, когда вы работаете с какой-то мягкой нишей, везде: в очереди в поликлинику, на празднике у ребенка – где угодно ваш клиент может быть.
И поэтому, если у вас этой визитки нет... Раньше мы вынимали визитки, но сейчас это как бы замылилось. Теперь наши визитки из нашего рта идут. Это очень важно, чтобы у вас прямо, знаете: вы вот как таблицу умножения – вас ночью разбуди, то вы таблицу умножения расскажете. Опять же с клиентами разговариваем...
Антон Липовский: Вы должны выдать!
Елена Голубева: Конечно. Когда мы работаем с самопрезентацией, я рассказываю о том, что ваш профессионализм, выдача информации должна достигнуть такого, что вас пьяненькими ночью разбуди, а вы свою самопрезентацию выдадите.
Антон Липовский: Да! Но алкоголь вреден для здоровья! Мы вынуждены напомнить.
Елена Голубева: И вред, да.
Анна Белоглазкина: Вот судя по тому, что вы говорите, я так понимаю, это должны быть такие 15 секунд или минута, чтобы человек настолько удивился, впечатлился, чтобы ему потом захотелось рассказать: «Представляешь! Я с таким человеком познакомился, который...»
Вот можете привести пример, что может быть этим «вау-эффектом»? Это какой-то результат, я не знаю, количество довольных клиентов? Или что там должно быть?
Елена Голубева: У каждой профессии это своя история обязательно. Количество клиентов, количество твоего времени, которое ты провел в этой профессии. Например, вот когда я рассказываю про себя, я говорю, что я политтехнолог, который 24 года занимается своей работой. Эта цифра, которая прямо заставляет внимательно ко мне относиться. Я не вру про себя.
То есть здесь обязательно должна быть какая-то вот эта «вау-штука», которая обязательно расскажет о вас как о профессионале. Ну, то есть что-то такое: цифра это может быть, количество клиентов, количество часов практики, это, может быть, какие-то проекты. Или, например, для каких-то юристов это может быть какая-нибудь суперсделка, которую они сопровождали – там слияние-поглощение и так далее. Это такая важная... То есть «вау-эффект» в самопрезентации – это важно.
Антон Липовский: А давайте прямо поэтапно сейчас составим самопрезентацию для Анны Белоглазкиной.
Анна Белоглазкина: Давайте! По структуре.
Антон Липовский: И прям вот до завершения эфира остается меньше восьми минут, мы, Анна выступит.
Анна Белоглазкина: Ну, то есть получается, что во введении... Что мы говорим во введении? Вот так давайте будем...
Елена Голубева: Имя.
Анна Белоглазкина: Имя?
Елена Голубева: Да, обязательно. Дальше, смотря опять же куда Анна... Если мы говорим о том, что Анна не собирается менять профессию...
Анна Белоглазкина: Вот я остаюсь в этой профессии.
Елена Голубева: Остаетесь в профессии. Тогда мы говорим, где вы работаете. Что вы работаете на федеральном канале. Это важно для людей. Потому что телевизионных каналов достаточное количество, федеральных не так много.
Анна Белоглазкина: То есть ищем то, чем наша компания, наша фирма, отличается от других. Сразу же.
Елена Голубева: Да. Вы работаете на компанию, на федеральном канале ОТР. Вы ведете, например, утреннее шоу в прайм-время. И работаете на данной должности столько-то лет. Для вас это будет крутая презентация.
Это все совмещается с тем, что вас видят. И тогда у вас получается, что вы сразу же забираете внимание. Потому что люди из телевизора – людям всегда интересны, а люди из телевизора с федерального канала – суперинтересны. И поэтому вы заберете «вау-эффект» на федеральном канале, на котором вы работаете какое-то продолжительное время, и прайм-таймовое время, в котором вы здесь. Потому что люди думают: «О! Если они, если ребята в прайм-тайме, то, наверно, они крутые, действительно специалисты».
Антон Липовский: Елена, давайте расширим список, как будто бы мы все-таки тогда на работу устраиваемся. Или, может быть, надо где-то себя очень выгодно еще продемонстрировать для чего-то, не знаю, чтоб ребенка в сад как-то протолкнуть или еще что-то сделать.
Елена Голубева: Ну, ребенка в сад, это тоже Анна может говорит по поводу того, что она работает на федеральном канале.
Антон Липовский: Так, это неудачный пример. Я понял. Давайте еще что-то.
Елена Голубева: Потому что для сада это тоже очень важно. Люди из телевизора...
Антон Липовский: Так, мы напоминаем: как и с алкоголем, так делать не надо. Так. Хорошо.
Елена Голубева: Смотрите. Еще есть важная история. Когда мы пишем резюме, например, под каждую вакансию мы составляем свое резюме. Оно и меняется, да? И поэтому надо понять, куда Анна у нас еще может, где она может рассказать о себе, для того чтобы ей понадобилась самопрезентация.
То есть базовая самопрезентация Анны – мы ее проговорили. Ее надо прописать и много-много раз повторить. Потому что иногда во рту как будто вата такая будет. Ну не мне вам, людям, работающим на телевидении, рассказывать. Потому что иногда ты спотыкаешься на каких-то ровных историях. А на самом деле, как бы они очень простые кажутся. Но проговаривать самопрезентацию прямо надо, прямо говорить надо.
Анна Белоглазкина: И вот для меня еще впечатление из того, что вы говорите... Мы, понятное дело, говорим людям, что мы работаем на телеканале ОТР, ведем утреннее шоу.
Елена Голубева: На федеральном!
Анна Белоглазкина: Вот! Вот такие моменты: как федеральный, прайм-тайм – то есть именно нужно, я так понимаю, подчеркивать уникальность своей профессии, себя в профессии, себя как профессионала и своей фирмы.
Елена Голубева: Конечно. Ну вот, давайте: «Здравствуйте! Меня зовут Анна. Я работаю на телевидении», – ну такое себе, да? А: «Здравствуйте! Меня зовут Анна...»
Анна Белоглазкина: Белоглазкина.
Елена Голубева: Белоглазкина. Я работаю... Сколько лет?
Анна Белоглазкина: 10 лет на телевидении работаю.
Елена Голубева: 10 лет работаю на телевидении. Последние...
Анна Белоглазкина: Полгода.
Елена Голубева: Последние полгода я работаю на федеральном канале ОТР ведущей топовой программы «ОТРажение».
Анна Белоглазкина: Звучит лучше, чем «я работаю на телевидении», конечно!
Елена Голубева: Акценты! Вкусность дают акценты, которые вы расставляете, которые мы расставляем под задачу. Вот идем мы... Опять же всегда вот эта базовая презентация (Антон, то, что вы спрашивали), а потом мы добавляем вкусности, в зависимости от задач, которые, куда мы идем. Да? Потому что...
Антон Липовский: Да.
Елена Голубева: Зачем мы туда идем? С какой целью мы на это мероприятие идем.
Антон Липовский: То есть, соответственно, эмоциональный окрас, посыл – это же ведь тоже очень важно.
Елена Голубева: Важно, конечно! Ну что такое самопрезентация? Я рассказываю. Вот вас, по-моему, я видела сейчас, пока смотрела. Вот, например, излишняя радость – это, конечно, нет. Это должно быть достойно, спокойно, уверенно в себе. Потому что человек... Опять же по последним исследованиям, я смотрела, вы производите впечатление за какое количество времени, как считаете?
Анна Белоглазкина: Ну, я где-то слышала, что за три секунды мы понимаем, сложится ли у нас с человеком.
Елена Голубева: А вы как считаете?
Антон Липовский: Сколько-то секунд. Это до 10 секунд, совершенно точно.
Елена Голубева: Время сократилось. И теперь это 0,36 миллисекунды.
Анна Белоглазкина: Да вы что!?
Антон Липовский: Миллисекунды?!
Елена Голубева: Миллисекунды. Последнее...
Антон Липовский: То есть ты вышел такой, сделал: «А!» – И все?
Елена Голубева: Все!
Антон Липовский: Дальше ты уже либо можешь разворачиваться, либо расслабиться.
Елена Голубева: Да. Поэтому кинетика движения правильная какая? Как вы стоите, как вы презентуете – все считываются человеком за одну секунду. А дальше мы догоняем. Если мы не произвели на человека сразу же, не зацепили внимания, просто как даже постановка: как я выгляжу, есть ли на мне какие-то акценты. Например, вот я взяла эту брошку, надела, да? Где она? Вот она. Это некий нейромаркер, который, соответственно, привлечет.
Поэтому каждый раз, когда мы куда-то собираемся, ну понятно, не когда ребенка в садик ведем, да, вы с кокошечкой и в спортивных штанишках, а тогда, когда мы идем, тем более в какое-то... в люди, в публику, тогда мы продумываем образ, и с этим мы тоже работаем. Тогда вы не будете ни на что отвлекаться. Вы будете знать, что «я хорошо выгляжу», «я достойная». И так далее.
Антон Липовский: Хорошо. Это внешность.
Елена Голубева: Да.
Антон Липовский: Ну а вот: «Я, Анна Белоглазкина!» Смотрите: вот эта жестикуляция, артикуляция...
Анна Белоглазкина: Вот хочется, да. Это же типа...
Елена Голубева: Она не очень хороша. Потому что сейчас очень много информации есть. Вы можете посмотреть везде. Ну, там в Интернете очень много информации про кинетику движения. Как нужно себя ставить – это тоже гиперважная история.
Антон Липовский: Это очень важно.
Елена Голубева: Потому что разные позы дают совершенно разный настрой. И опять же, если Анна – вот как сейчас мы Анну видим – если в таком виде, то, конечно, Анна будет, ну, понятно...
Антон Липовский: Анна, ты запоминаешь? Остается буквально две минуты до твоей самопрезентации.
Анна Белоглазкина: Я? Конечно! А у меня еще вопрос дополнительный. Мы поняли, что про красоту мы не говорим, сильно руками не машем. Какие еще есть табу?
Елена Голубева: Движения – вот здесь. Ну, то есть как бы в принципе, если мы говорим... То есть опять же, это целая подготовка клиента к публичным выступлениям. Когда мы работаем еще с его, соответственно, когда готовим на публику, мы работаем еще и, естественно, с руками.
Это вот максимально вот такая. То есть вот эти вот типа, ну вот все эти махи руками – это придает некую окраску, и тебя сразу же (клиента) отправляют, или там слушателя отправляют в какую-то другую сферу. Например, там Анталию начинает вспоминать, или какие-то национальные республики и так далее.
Все-таки, когда мы говорим о деловом, то это примерно вот так вот. Руки, конечно, должны двигаться. Видите, что я ими пользуюсь активно. Потому что это тоже движение.
Антон Липовский: Ограниченное пространство, да?
Елена Голубева: Ограниченное пространство. То есть когда я буду вот махать так – это такая некая клоунская история, и люди несерьезно вас воспринимают. Они будут отвлечены на вот эту вот мельницу ваших рук, и они не услышат то, что вы говорите.
Анна Белоглазкина: Какие еще есть табу в самопрезентации? Как может быть, не передавить? Чтобы человек не сказал: «Да ты уже... Я не могу тебя уже слушать!»
Елена Голубева: Не растягивать.
Антон Липовский: Или закрытость и высокомерие. Тоже говорят, что закрытость иногда граничит с высокомерием восприятия.
Елена Голубева: Есть открытые поведения, открытые позы. Есть закрытое, открытое. Этого тоже очень много. Это можно самому. Там необязательно специалиста там меня нанимать. Можно всему обучиться. Поэтому табу – это совершенно точно: быстрый текст люди не слышат; большое количество, соответственно, как бы движений с быстрым текстом. Это вообще у людей просто «планка падает» на самом деле. Долгий рассказ о себе там.
Быстро, четко. Смотрим, на что человек отреагировал. И потом можем, если время осталось, уже дожать по этим пунктам. То есть вы увидите где-то, где у человека там глаза расширились или интерес появился. Но это все можно изучить на самом деле. Это все очень интересно. Это как раз и в профайлинге изучается.
Антон Липовский: Анна!
Анна Белоглазкина: Спасибо вам большое! Елена Голубева, эксперт по репутационным рискам, конфликтолог, политтехнолог, помогала нам разобраться с тем, как правильно себя презентовать.
А мы спрашивали у вас сегодня: «Как вы считаете, красивым проще добиться успеха? Да или нет?» «Да» ответили 60%, «нет» – 40%. Спасибо вам за то, что были с нами, за то, что принимали участие в наших дискуссиях! Завтра в восемь часов по Москве мы вернемся и будем снова с вами!
Антон Липовский: Да. Еще психологи говорят, что работать долго на одном месте – нежелательно, «замаливается глаз». Поэтому стоит задуматься: более 20-ти лет – хорошо или плохо на одном месте? Надо уметь презентовать себя всегда, в любом возрасте. Еще раз спасибо! И до завтра!