Мария Карпова: Елена Косоренкова с нами на связи, руководитель «Национального агентства по архитектуре и градостроительству». Елена Леонидовна, здравствуйте. Елена Косоренкова: Доброе утро, доброе утро. Мария Карпова: Елена Леонидовна, и у нас, и у наших телезрителей много, конечно, вопросов накопилось по этой теме... Что это вообще за процесс такой? Как скульптура или памятник появляются на том или ином месте? Елена Косоренкова: Вот вы правильно сказали, «скульптура или памятник». Вот давайте будем разделять эти два понятия, потому что скульптура – это скульптура, а памятник – это памятник. Потому что памятник – это у нас произведение монументального искусства, оно означает уже знаковые даты, люди, события. Вот, например, памятник – это совершенно потрясающий памятный комплекс на Мамаевом кургане, автор Вучетич. И та же самая городская скульптура, вот которую мы сейчас увидели, я от всей души поздравляю автора, тем более кузнеца, Антона, который сделал и за свои деньги, и сам изготовил, и подарил это городу. Вот это вот городская скульптура. Потому что те примеры, которые вы сейчас приводили, которые есть, видеоряд, – это все относится к городской скульптуре, а не к памятнику. Потому что если говорить о том, как устанавливаются памятники, то это есть уже отработанная процедура, которая хорошо работает по крайней мере в Москве, в Петербурге, в других городах. Она регламентируется уже соответствующими законодательными актами, соответствующими законодательными процедурами. Для того чтобы поставить памятник, надо подать в органы исполнительной власти заявку об установке, в этой заявке описать значение, смысл памятника (мы сейчас говорим о памятниках с вами) и обязательно указать источники финансирования, потому что источники финансирования могут быть как бюджетные, так и внебюджетные, т. е. граждане собирают деньги или спонсорские деньги привлекают. Вот это является... А памятники, как правило, устанавливаются за бюджет, но там тоже еще могут привлекаться в т. ч. и спонсорские деньги. Мария Карпова: Наверное, нас даже больше сегодня интересует, кто оценивает художественную ценность. Елена Косоренкова: Да, я сейчас расскажу вам. Потому что художественную ценность оценивает комиссия по монументальному искусству. Это государственный орган, государственная комиссия, к которой привлекаются, работают в этой комиссии действительно ведущие специалисты, художники, скульпторы, архитекторы... Обязательно архитекторы, для памятника обязательно нужен архитектор. И утверждается это все и рассматривается на комиссии, комиссия принимает решение, коллегиальное решение. Петр Кузнецов: А у народа есть возможность поучаствовать в этом? Потому что, как правило, получается так: скидывают, значит, полотно, и люди, местные жители только вот уже по факту узнают, что, значит, теперь будет стоять здесь долгие-долгие годы. Елена Косоренкова: Ну конечно, если памятник принято решение устанавливать, всегда на общественное обсуждение идут, если это по конкурсу, идет целая экспозиция, когда можно на этой экспозиции посмотреть, какие варианты предлагаются, оставить свое мнение. Как правило, такого голосования среди жителей не происходит, но мнения учитываются при принятии решения об установке того или иного памятника. Мария Карпова: А сами жители того или иного города могут инициировать процесс установки? Елена Косоренкова: Могут, могут! Я же сказала, установку памятника может даже инициировать любое физическое лицо, группа лиц, общественная организация, могут инициировать какие-то производственные организации, сколько памятников шахтеру... Петр Кузнецов: Только все нужно четко объяснить и указать источники. Елена Косоренкова: И памятники, естественно, нашим героям. Мария Карпова: Это мы про памятники проговорили. А что касается скульптуры? Петр Кузнецов: Да, я тоже про скульптуру хотел спросить. Мария Карпова: Там процесс, я так понимаю, не такой сложный? Елена Косоренкова: Процесс в данном случае тоже имеет в больших городах практически ту же самую процедуру. Но, как правило, городская скульптура – это жанровая скульптура, в ней отсутствует, как правило, монументализм и присутствует демократизм. Это может быть и ироническая скульптура. То, что вот сейчас привели скульптуру лыжника, она несет огромный смысл, потому что веревки, из которых сделана снежинка, понятно, что для того, чтобы достичь победы, первого места, это медаль, и о том, что это российский лыжник, «Россия» на шапке, и веревки... Для того чтобы стать первым, надо из себя вить веревки. Это очень огромный смысл, очень энергетически сильный смысл у этой скульптуры. Ну и потом, одна из самых сильных городских скульптур, я бы сказала, это работа в Москве Михаила Шемякина, «Дети – жертвы пороков взрослых». Она настолько сильная, что специально чтобы прийти родителям с детьми, навряд ли кто-то специально ходит, потому что всегда видят, где их порок, потому что... Петр Кузнецов: Елена Леонидовна, простите, просто, если вы вспомнили «Лыжника» и нашли виток еще один глубокого смысла... Ну вот на основании разговора с Антоном мы поняли, что там достаточно просто решения двух людей, это владелец базы, он пришел, поставили. Правильно? Елена Косоренкова: Скульптура установлена на территории базы. А кому принадлежит территория? Это может быть частная территория. На частной территории – да, пожалуйста. На городской территории... Но я бы сейчас хотела поговорить еще о двух скульптурах... Петр Кузнецов: Если можно, коротко, у нас не так много времени. Елена Косоренкова: Да. Это «Большая глина №4» возле ГЭС-2... Мария Карпова: Нашумевшая. Петр Кузнецов: Да, спрашивают про нее. Елена Косоренкова: И скульптура Григория Потоцкого, посвященная 125-летию Сергея Есенина. Оба потрясающие вообще, конечно, произведения искусства на наших улицах. Потому что «Большая глина», столько мнений высказано... И вот здесь действительно мы приходим к тому, что здесь пошло социальное противостояние, потому что если придет ребенок к этой скульптуре и посмотрит, он увидит то, что это глина, что это начало, исход, исход начала его творческих моментов. А уже испорченное сознание взрослых говорит вы сами понимаете о чем. Вот в этом огромный-огромный смысл. Потому что, если посмотреть на «Большую глину» с разных сторон, можно увидеть массу образов: там и старик, читающий книги, и это же в т. ч. разрывающаяся ткань, и это ветер... Это потрясающая, конечно, вещь. И конечно, памятник, скульптура Сергею Есенину Григория Потоцкого, еще раз, запомните это имя, это потрясающий скульптор. И такая энергетика, такая сила, такая боль, такая эмоция в этой скульптуре! Это ангел, который... Это не падший ангел, а это ангел, который упал и сломал свои крылья. Мария Карпова: Да, да. Елена Косоренкова: Это огромное эмоциональное значение этого. И почему-то у нас народ начинает говорить: ах, это не то и не то. Для того чтобы судить об этом, надо быть подготовленным: хочешь сказать – посмотри, почитай, составь свое мнение. Но никогда не надо делать вот этих скоропалительных решений. Петр Кузнецов: Елена Леонидовна, а вот по секрету – есть что-то, что вам не нравится? Елена Косоренкова: Вы знаете, любой памятник, любая архитектура имеет право на существование. Что мне не нравится, я не могу это сказать, понимаете, – я могу сказать, что я это понимаю или не понимаю. Петр Кузнецов: Да. Елена Косоренкова: Если я это не понимаю, это не значит, что это мне не нравится. Петр Кузнецов: Важные слова, что имеет право на существование любое [произведение]. Спасибо, Елена Леонидовна! Елена Косоренкова, руководитель «Национального агентства по архитектуре и градостроительству».