Елена Мясникова: Уменьшенная упаковка – это попытка переложить на плечи покупателей производственные издержки
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/elena-myasnikova-umenshennaya-upakovka-eto-popytka-perelozhit-na-plechi-pokupateley-proizvodstvennye-izderzhki-74136.html Анна Белоглазкина: Елена Мясникова. Елена Николаевна, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Елена Мясникова: Здравствуйте, Петр, здравствуйте, Анна, доброе утро.
Анна Белоглазкина: Ну вот давайте поговорим вообще о том, откуда взялась эта уменьшенная упаковка и есть ли смысл, можно ли ее действительно запретить и заставить производителей продавать нам литр молока.
Елена Мясникова: Уменьшенная упаковка любых пищевых продуктов пришла неслучайно и появилась на полках магазинов тогда, когда производители решили, собственно говоря, свои издержки определенным образом покрывать. Когда в пакете оказывается меньший объем или меньшая масса, на 10, 20, 100 граммов, иногда это визуально не заметно, но достаточно серьезно позволяет экономить средства производителя. То есть это попытка переложить на плечи покупателей производственные издержки.
Анна Белоглазкина: Так. Ну вот сейчас мы понимаем, почему это происходит. Но сейчас в Минпромторге могут, будут обсуждать, запретить так поступать и обязать производителей продавать нам литр молока, килограмм гречки условно и не уменьшать тару. Можно ли действительно, реально этого добиться? И к чему это приведет для нас, для покупателей?
Елена Мясникова: Реально этого можно добиться только в том случае, если изменения будут внесены в технический регламент Таможенного союза о расфасовке пищевых продуктов. В этом случае требование выпускать, расфасовывать продукцию определенного стандартного объема или массы будет обязательно для всех производителей.
Если будет внесена такая поправка в ГОСТ, ГОСТы носят добровольный характер, поэтому, по большому счету, это особых таких, ощутимых результатов не даст, потому что большинство предприятий, большее количество продукции у нас выпускается по техническим условиям, а в этих условиях производитель волен наливать или расфасовывать в ту или иную упаковку любое количество продуктов, главное, чтобы он вынес это количество и указал это в маркировке.
Поэтому мы и видим 420, 450 граммов вместо полулитра и 800–900 граммов, как вот вы, Анна, правильно говорите: покупаем крупу, одной крупы 800 граммов, другой 900, и, в общем-то, для покупателя поход в магазин превращается в определенный квест, потому что сколько он покупает продукта, остается загадкой до определенного времени, когда он приносит этот продукт домой и обнаруживает, что купил не килограмм крупы, а 800 граммов.
Поэтому вот эта инициатива внесения поправки в Технический регламент Таможенного союза, я думаю, что она облегчить жизнь потребителям и станет гораздо проще выбирать товар, покупать товар и определять свои расходы и свою потребительскую корзину.
Петр Кузнецов: Скажите, если эти изменения будут одобрены, т. е. мы вернемся к тому самому стандарту, насколько это большая работа? Как долго нужно переформатировать, что ли, правильно сказать, рынок?
Елена Мясникова: Да, одномоментно это не произойдет, в течение, допустим, недели, месяца производство так быстро не перестроится. Я думаю, что потребуется период гораздо больший, в течение года, скорее всего, производители смогут перейти на маркировку в килограмм, в литр.
Почему? Потому что, во-первых, есть определенная упаковка, которая уже закуплена, изготовлена, изготовлены маркировочные ярлыки, на которых указаны нынешние объемы выпускаемой продукции. Кроме того, есть, конечно, еще и запас уже произведенной расфасованной продукции с длительным сроком годности, например, у круп срок годности или у растительного масла может достигать нескольких месяцев, до года... Поэтому, безусловно, потребуется время.
Но переход, на мой взгляд, все-таки оправданный, потому что, действительно, потребитель зачастую сейчас не может определить, сколько он расходует денег и какие продукты в каком объеме он покупает.
Петр Кузнецов: Елена Николаевна, безусловно, перевод требует затрат дополнительных производителей. Все это в итоге все равно на плечи покупателя ляжет? Точнее даже, на его карман, на кошелек в кармане.
Елена Мясникова: Ну, как опыт показывает, как практика показывает, что в конечном итоге большинство издержек предпринимателей оплачивают потребители. К сожалению, да, стоимость увеличится, потому что... Во-первых, стоимость увеличится в размере инфляции, это понятно, инфляционные ожидания в любом случае повлекут за собой увеличение стоимости товара.
Но, вы знаете, я думаю, что это будет гораздо честнее, когда покупатель увидит реальный объем и реальную стоимость, а не обманывается, покупая один и тот же товар разных производителей, но и за разный вес, и разный объем, и разную стоимость. Поэтому килограмм, литр и реальная цена будут справедливее, честнее и правильнее по отношению к потребителю.
Анна Белоглазкина: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Спасибо.
Анна Белоглазкина: Елена Николаевна Мясникова, технолог, доцент кафедры пищевых технологий и биоинженерии РЭУ им. Г. В. Плеханова, была с нами на связи, помогла нам разобраться в этой теме.
Давайте подведем итоги СМС-опроса. «Нужно ли запретить уменьшенную упаковку?» – спрашивали мы вас. «Да» ответили 92% телезрителей, очевидно, «нет» – 8%. Мы благодарны вам за то, что принимали участие в опросе.
Мы с вами еще пока не прощаемся, у нас еще один большой час, тоже очень важная тема, будем обсуждать. Оставайтесь с нами.
Петр Кузнецов: Нелюбимые предновогодние дела ваши, об этом поговорим. Пока подготовьте ваш список.
Елена Мясникова: Уменьшенная упаковка – это попытка переложить на плечи покупателей производственные издержки