Петр Кузнецов: С нами на связи Елена Назарова, профессор кафедры социологии МГИМО, доктор социологических наук. Здравствуйте, Елена. Елена Назарова: Доброе утро, здравствуйте. Петр Кузнецов: В 2013 году, получается, ровно 10 лет назад, «Почта России» была признана стратегическим предприятием. Вот скажите, через 10 лет, спустя 10 лет она продолжает вот это вот знамя нести, выполнять вот эту свою главную функцию? И в чем заключается эта стратегия? Елена Назарова: Вообще-то, честно говоря, не только 10 лет последние, когда юридически «Почта России» стала стратегическим предприятием России, – она стратегическую функцию выполняла практически всегда, потому что это был порой единственный способ взаимодействия, коммуникации, доставки важной информации в отдаленные регионы Российской Федерации и зарубежные страны в том числе. Мы понимаем, что это предприятие, которое имеет настолько глубокие корни... В XIII веке еще прообраз, так скажем, почты у нас сформировался: ямские пункты, ямщики оттуда пошли и т. д., и т. д. Потом, конечно, преобразовалась почта под воздействием и в т. ч. европейской культуры... Но вспомним опять-таки начало XX века: почта, телефон, телеграф – это стратегические объекты, которые необходимо держать под контролем, для того чтобы осуществлять управление, руководство и вообще, в принципе любые преобразования. Поэтому почта у нас остается важным аспектом. Другое дело, что почта, по сути дела, сейчас уже не является таким монополистом на оперативную доставку различных посылок, отправлений, писем и т. д., и т. д. Технический прогресс пошел вперед, мы сейчас чаще пользуемся электронными средствами коммуникации, это и быстрее, и надежнее иногда бывает. Но важные все юридические документы к нам официально проходят через почту. Только в том случае, если мы его получили официально, в почтовом отделении, с предъявлением паспорта, оно еще принимает юридическую силу. То есть в этом плане у нас, конечно, почта остается. Не всегда радостно, так скажем, чаще всего мы через почтовые отправления получаем какие-то счета, штрафы и любые другие юридически важные материалы, реже стали получать письма приятные. Открытки уже скорее такой раритет у нас получается, если хочешь удивить своего друга, можешь отправить ему открыточку, и желательно, чтобы эта открыточка была образца 1970–1980-х гг., ретростиль сейчас становится в моде. И в принципе социологические данные тоже подтверждают это: всего 13% населения – это те, кто не знает, вообще, в принципе никогда не бывал в почтовом отделении. Наверное, это все-таки молодежь, которая вообще не пользуется услугами почты, почтовых отделений. Очень важно то, что почта остается важным таким объектом, который наделен функциями финансирования, финансовых операций. То есть то, что пожилые люди получают через почту пенсии, – это тоже очень такой важный и замечательный аспект в этом плане. Петр Кузнецов: Елена, мы как раз еще вспоминали вот все те самые, оттуда нам тоже пишут, не из таких, из отдаленных: отдаленные села, поселки, страна у нас большая... Это правда же по-прежнему единственная возможность вообще взаимодействовать с внешним миром? Елена Назарова: Да, это уникальная возможность, потому что у нас очень много территорий, которые находятся вне транспортных коммуникаций. Вот я посмотрела, на сайте «Почты России» есть удивительный раздел «Почта в регионах России», и там уникальные маршруты излагаются. Один из маршрутов – 650 километров, самый сложный, когда на самолете, на вертолете, грузовиком, и последняя транспортировка – это лодкой, можно так доставить корреспонденцию, понимаете. Это на самом деле когда бы кто еще смог таким образом выполнять свои функции, свои обязанности... Мы понимаем, что это все очень сильно затратно. И до какого-то определенного периода, по-моему, 2019 года, почта субсидировалась из российской казны, так скажем, из бюджета России, а после этого она перешла на полное самофинансирование, тогда, когда это стало акционерное общество. И соответственно, у нас появились определенные услуги, которые коммерческие, которые нам предлагают в почтовых отделениях. Мы понимаем сейчас, заходим когда в отделение почты, в городах во всяком случае, – это как в минимаркет попадаешь, потому что каким-то образом надо получать те финансы, на которые затем можно осуществлять свою деятельность непосредственно уже по профилю работы. Петр Кузнецов: Да. Елена, вы вот вспомнили почту на лодке, а я вспомнил, у нас цикл был «Волга» большой, мы снимали про Волгу, про населенные пункты, которые там располагаются, по многим городам путешествовали. Там вот как раз одна из героинь была почтальон, которая на лодке доставляет... Я не помню, что именно, в какой именно населенный пункт, но вот я вспомнил эту женщину замечательную, до сих пор это происходит. Хорошо. Но заглянем в будущее. Допустим, во все отдаленные уголки приходит интернет скоростной, все работает. Способна даже вот в таких условиях «цифра» вытеснить классическую почту? Елена Назарова: Скорее всего, нет, потому что «цифра» у нас завязана на электроэнергии, на тех технологиях, которые не всегда бывают надежными, особенно в каких-то экстремальных ситуациях. В этом случае почта является таким гарантированным дублирующим, так скажем, каналом получения информации, пересылки корреспонденции и т. д. Поэтому почта в любом случае останется и сохранит свое стратегическое значение для России и в т. ч., я так полагаю, в мире в целом. Петр Кузнецов: Да. Ну и более масштабную социальную функцию самого почтальона никто еще не отменял и вряд ли кто отменит, даже та же самая «цифра». Елена Назарова: Да. Вы заметили, что у нас идет романтизация этого труда? Петр Кузнецов: Кстати, да. Елена Назарова: Или героизация. Очень много фильмов и песен посвящены. Петр Кузнецов: Абсолютно верное замечание. Спасибо вам большое за ваш комментарий! К сожалению, времени не остается. Елена Назарова, профессор кафедры социологии МГИМО, доктор социологических наук.