Елена Родионова: Для учёных это тоже очень важно – чтобы люди знали, что они делают
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/elena-rodionova-dlya-uchyonyh-eto-tozhe-ochen-vazhno-chtoby-lyudi-znali-chto-oni-delayut-75187.html Мария Карпова: С нами на связи Елена Родионова, организатор научно-популярных проектов Science Slam, «Школа Научного Доклада», фестиваля науки для детей Science Kids Day. Это как раз те проекты, благодаря которым современное поколение и начинает увлекаться наукой.
Петр Кузнецов: Ну, мы так думаем. Елена, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте, Елена.
Елена Родионова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: А для чего же еще они нужны, правда? Все верно мы сказали, верно мы представили ваши проекты, точнее, главный функционал?
Елена Родионова: Да, абсолютно верно.
Петр Кузнецов: Если коротко, вот что эти проекты объединяет? Вы разговариваете с детьми о науке их языком, верно? Там вот я видел слэм, научные баттлы, мемы всякие научные, шутки и т. д.
Елена Родионова: Нам важно популяризировать науку, и мы делаем это для разных возрастов, как для молодых людей, для взрослых людей, так и для детей. Это объединяет эти проекты.
Петр Кузнецов: В каком формате происходит подача информации в таких школах, на фестивале? Как это происходит конкретно?
Елена Родионова: Молодые ученые в доступной форме объясняют детям и взрослым, чем они занимаются. Чаще всего ученые общаются со своим кругом и им нет необходимости рассказывать, скажем так, обычным людям, что они делают, что они сейчас разрабатывают у себя в конкретной лаборатории. А наши проекты дают возможность молодым ученым выйти и рассказать о том, чем они занимаются и чем этот проект, это исследование будет полезно для человечества, для его родителей, семьи и т. д.
Петр Кузнецов: А вот это упрощение, так или иначе это упрощение науки... как бы аккуратно сказать... неформальный этот подход – он не примитивизирует науку, не мешает отношению... ?
Елена Родионова: Нет, он точно не примитивизирует, потому что для ученых на самом деле это тоже очень важно, чтобы люди знали, что они делают.
Потому что бывает, что в зале сидит какой-то партнер возможный, который может вложиться в это исследование, сидят специалисты из других лабораторий, которым это исследование, которое ученые представляют, будет тоже интересно, и они готовы также в нем поучаствовать. И соответственно, мы получаем уже не исследование с одной наукой, а уже междисциплинарные исследования.
Петр Кузнецов: Ага.
Кстати, Елена, мы где-то читали и слышали, здесь неважно, эту информацию мы получили, что тот или иной проект получает определенную порцию аплодисментов, это так происходит? Или это только один раз мероприятие в таком формате проходило? То есть, чтобы зрители понимали, выходит человек с докладом, представляет какой-то свой проект, и зрители голосуют аплодисментами.
Мария Карпова: А-а-а...
Петр Кузнецов: И кто получит больше аплодисментов...
Елена Родионова: Да.
Петр Кузнецов: Там даже уровень шума измеряется, соответственно, победитель как раз по уровню шума и является победителем проекта.
Мария Карпова: Здорово!
Елена Родионова: Да, для ученого на самом деле это стимул сделать выступление максимально доступным и понятным, потому что победителя на Science Slam выбирают зрители. У нас есть специальный прибор, шумомер, который замеряет уровень шума в децибелах, и, соответственно, по нему мы и выбираем победителя. Все максимально понятно и просто.
Мария Карпова: Мне кажется, обидно иногда... Все-таки ученые, они иногда, мне кажется, могут быть стеснительными, не уметь выступать перед публикой, и тогда же, наверное, вот этот градус снижается. Как в таких ситуациях, что делать?
Елена Родионова: На самом деле мы с учеными занимаемся, у нас перед каждым слэмом есть тренировки с тренером по публичным выступлениям. И для ученого это еще отличная школа, к примеру, перед защитой кандидатской диссертации...
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: Да.
Елена Родионова: ...потому что многие ученые приходят к нам и говорят: «Мы вот пришли на Science Slam, чтобы научиться классно выступать на широкую аудиторию, чтобы кандидатская нам была не страшна».
Петр Кузнецов: В конце концов, заявить о своем проекте нужно же как-то, точно, твердо и четко...
Что вам особенно запомнилось из представленных этих разработок и проектов на площадках? Может быть, то, чем уже заинтересовались большие ученые?
Елена Родионова: На последнем слэме Анастасия Рычагова представляла аппарат, который очищает воздух с помощью микроорганизмов, т. е. в аппарате, который сделан специально под цветочный горшок, существуют микроорганизмы, которые через фильтр очищают воздух. Такого еще не было, и эта разработка меня действительно вдохновила. И их очень много, таких разработок.
Петр Кузнецов: Вот здесь вот, мне кажется, это повод еще и поговорить, особенно сейчас, вот мы все 1,5 часа просим зрителей поделиться своими фантазиями, подсказать ученым, что бы им хотелось получить в качестве научного открытия, что помогло бы человечеству или конкретному гражданину, больше, конечно, про себя говорят: и перемещаться, и машина времени, дошли до такого уровня.
Чем детский подход к науке уже в самой науке, получается, когда ребенок уже в ней, можно сказать, отличается? Можно сказать, что здесь не такой замыленный взгляд, здесь не такое критическое мышление, более креативное, что ли, необычное, импровизационное, ребенок все еще идет на ощупь, и, возможно, это как раз науке сейчас и нужно?
Елена Родионова: Дети смотрят на проблему действительно со своей стороны.
Например, на «Школе Научного Доклада» в нашем проекте у нас есть пример, когда одному ребенку интересно изучить, к примеру, Луну, второму ребенку интересно узнать больше про космос, третьему интересно узнать, как работает космический корабль. И мы, соответственно, с детьми делаем проект, в котором каждый может сделать что-то свое, т. е., к примеру, макет лунной станции: тут тебе и Луна, тут тебе и космос, и ракета.
И главное – давать детям возможность сделать то, что они хотят, то, чем они хотели бы заниматься. Потому что если к тебе приходит ребенок, который интересуется космосом, а ты ему даешь проект про динозавров, к сожалению, скорее всего, это не приведет к хорошему результату.
Петр Кузнецов: Вот здесь еще, я думаю, и молодое поколение тоже мыслит такими категориями, что «наука – это дорого, в т. ч. для меня тоже»... Вот она должна окупаться, по-вашему, наука, или мы должны в нее вкладываться годами, десятилетиями, столетиями?
Елена Родионова: На мой взгляд, наука должна окупаться, к этому надо по крайней мере стремиться. Но пока думаю, что это нереально, пока нужно вкладывать. Это как работать на зачетку: первые годы ты работаешь на нее, а потом она работает на тебя. Так же и с наукой.
Петр Кузнецов: А может быть такое, что вот за год ну ничего толкового, судьбоносного не открыто? Знаете, если с музыкой сравнить, там же все-таки ноты все использованы во всех уже порядках, казалось бы, и только аранжировка создает что-то новое, а по сути, все это то, что мы уже слышали.
Елена Родионова: Бывают исследования, которые действительно не удаются. Но чаще всего ученые не делятся такими ошибками, так скажем, и, например, такие проекты, как Science Slam, как раз популяризирует в т. ч. ошибки. Потому что если ты узнал, что в этой лаборатории уже что-то сделали и это не получилось, тебе в своей лаборатории это повторять не нужно.
Петр Кузнецов: А-а-а...
Елена Родионова: Поэтому про ошибки чаще надо рассказывать.
Петр Кузнецов: Про ошибки чаще рассказывать, да.
И знаете, что интересно еще? С каким запросом, вы же все равно это чувствуете, наверное, беседуете так или иначе, дети идут в науку? Вот какой-то результат они хотят получить от науки или что? Что вы чаще слышите от них? «Я иду, чтобы...» – конкретное что-то сделать?
Елена Родионова: У них есть конкретная задача сделать мир лучше чаще всего. Они приходят с конкретными идеями, чтобы каким-то образом этот мир изменить, и мы как взрослые можем им в этом помочь, если у нас есть инструменты и ресурсы для этого.
Мария Карпова: Спасибо большое, Елена!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Побольше вам интересных проектов, интересных ребят!
Елена Родионова была с нами на связи, организатор научно-популярных проектов Science Slam, «Школа Научного Доклада», фестиваля науки для детей Science Kids Day.