Мария Карпова: Елена Шарова с нами на связи, куратор просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма. Елена, здравствуйте. Елена Шарова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Добрый день. Мария Карпова: Елена, во-первых, поздравляем вас с профессиональным праздником. Елена Шарова: Спасибо большое! Мария Карпова: Если говорим сегодня о детях, все-таки насколько современному музею важна эта аудитория? Являются ли дети целевой аудиторией современного музея? Елена Шарова: Безусловно являются, и в нашем музее это одни из главных посетителей. Мы работаем с детьми с 4-х лет. Насколько я знаю, ни в одном музее Москвы как минимум занятия с 4-х лет не начинаются. Но нам кажется, и практика это подтверждает, что работать нужно начинать как можно раньше с юными посетителями и относиться к ним как можно более тепло. Мария Карпова: Ну вот если говорить про самых юных, тех же самых 4-летних, как вы с ним работаете? Как это происходит? Просто вот несколько примеров. Елена Шарова: Ой, для них у нас очень много программ. Есть мастер-классы по живописи, которые проходят по воскресеньям с утра. Есть пластилиновые спектакли, которые проходят по субботам в 5 часов вечера. И главный наш «блокбастер», хит – это занятия по абонементам под названием «Карапузы и прекрасное». Это такие короткие обсуждения картин, чтобы аудитория не устала, а затем творческое занятие в мастерской. У нас эти занятия ведут мои коллеги, педагоги Константин, Арина. И как правило, вот уже сейчас конец мая, но родители спрашивают, как купить абонементы на сентябрь. Мария Карпова: Как музей сегодня борется... это касается не только детей... со стереотипами, что музей – это скучно, это для какой-то определенной прослойки граждан, это не для всех? Елена Шарова: Ну, не то чтобы мы боремся... Мы просто очень любим наших посетителей и изо всех сил показываем им, что в музее действительно нескучно и очень дружелюбно. Здесь можно задать любые вопросы, обсудить произведение искусства, свои впечатления, высказать свое мнение, и мы обязательно к нему прислушаемся, не будем смотреть свысока и делать вид, что мы знаем больше, хотя иногда, конечно, это так... Но все равно мы стараемся быть в диалоге с нашими посетителями и откликаться на их просьбы. Собственно говоря, по вопросам наших посетителей, которые они чаще всего задают на экскурсиях, мы даже составили одно из мероприятий «Ночи в музее», которая будет в субботу. Мария Карпова: Как бы вы описали среднестатистического посетителя музея сегодня? Елена Шарова: Ну, вы знаете, у нас есть четкие исследования. Так как мы музей молодой, современный, мои коллеги из маркетингового отдела всегда задаются этим вопросом, как выглядит наш посетитель. На самом деле это, конечно же, чаще всего посетительница, это девушка от 25 до 35 лет, вот такая, думаю, как вы, симпатичная, работающая, посещающая разные культурные мероприятия в свободное от работы время: это музеи, кинотеатры, театры, торговые центры, кстати говоря... И наши маркетологи точно знают, чем вот такую посетительницу можно удивить и заинтересовать. Петр Кузнецов: А вот, кстати, да, в продолжение интереса, Елена: бесплатные программы, дни открытых дверей, всякие акции, посвященные дню рождения конкретного музея, я уж не говорю про «Ночь музеев», те же Пушкинские карты, вы замечаете, влияют на рост аудитории? Или все-таки если у человека нет желания, то его и бесплатной программой не затащишь, ну и наоборот? Елена Шарова: Вы знаете, мы видим, что по Пушкинской карте часто приходят к нам юные посетители, эта программа действительно работает, она действительно хорошая, это очень хорошая инициатива. И также, я думаю, «Ночь в музее», бесплатные всевозможные билеты... У нас просто и так, например, для детей все бесплатно. То есть есть музей московский, где есть программа, «Москвенок», по-моему, она называется, если я не путаю, где по карточке московского школьника можно посетить ряд музеев совершенно бесплатно. Это потрясающая инициатива: получается, в Москве все музеи для школьников бесплатны, только за какие-то дополнительные экскурсии, мастер-классы нужно доплачивать. Но, как правило, это не слишком дорого и вполне себе можно позволить. Мария Карпова: Елена, все-таки вы сейчас с Петром говорили про какие-то бесплатные мероприятия, но многие жалуются наши телезрители, что дорого, очень дорого, и это пишут в основном наши телезрители из регионов. Ну то есть если в регионах это дорого, а там билеты 150, 200, 300 рублей, то московские, питерские цены получаются вообще какие-то неподъемные... Петр Кузнецов: Ну да, съездить в Москву в Третьяковку – это как в Египет нужно готовиться. Мария Карпова: Это и 500, и 600, и 700 рублей, а если еще брать аудиогид, это еще 300–500 рублей... Я понимаю, что есть, конечно, льготные категории граждан, это и пенсионеры, и те же самые дети... Но тем не менее, мне кажется, это как с книгами: все уже давно говорят, что книги – это очень-очень дорого, но ничего не происходит, цены не снижаются. Елена Шарова: Вы понимаете, цены же зависят не только от музейщиков, сейчас все недешево. Если вы ходите в магазины за продуктами, вы видите, как выросли цены на продуктовую корзину буквально за последнее время. Поэтому это касается всего, не только музеев. К сожалению, у музеев нет возможности делать билеты еще ниже, потому что там работают сотрудники. Вообще, поступления финансов от продажи билетов в кассе – это основной доход как для музея, так и для театра (вот я вижу, сейчас на экране промелькнул). Поэтому, к сожалению, ценообразование не зависит от воли музейщиков. Петр Кузнецов: Елена, мы в этом часе больше говорим о просвещении именно будущего поколения. Вот давайте сейчас о будущем поговорим, пофантазируем, может быть, даже как-то более прагматично спрогнозируем все-таки. За какими музеями будущее, как вам кажется? Будет еще больше интерактива, появятся какие-то новые функции, связанные с развитием современных технологий? Или все-таки он должен держаться какого-то консервативного стержня так или иначе? Елена Шарова: Какой интересный, философский вопрос... Петр Кузнецов: Благодарю вас. Елена Шарова: На самом деле я думаю, что мои коллеги-музейщики по всему миру им задаются, проводят исследования, конференции. Так как я чаще занимаюсь работой с самыми разными аудиториями, в т. ч. с людьми с разными формами инвалидности, детьми, со взрослыми, у меня есть мое такое скромное ощущение, что будущее за музеями, которые дружелюбно относятся к своим посетителям. За музеями, комфортными для посещения, в которых можно увидеть важные, интересные экспонаты, познакомиться с креативными выставками, но при этом чтобы к тебе там относились хорошо, прислушивались к твоему мнению и к твоим желаниям. Мария Карпова: Насколько при этом важно использование современных технологий? Елена Шарова: Ну, вы знаете, я думаю, что здесь должен идти запрос от того, что ты хочешь показать, что ты хочешь рассказать, и потом уже нужно думать, какими средствами это лучше сделать. Мы с вами все в 2020 году оказались по домам во время пандемии, и в этот момент всем музейщикам срочно приходилось осваивать новые для себя профессии, медиа, доставать камеры, телефоны, учиться читать лекции по Zoom... И это стало вызовом, с одной стороны; с другой стороны, сейчас... Вот мы вспоминали региональные музеи – в штате практически всех региональных музеев есть человек, который умеет работать с видео, умеет монтировать... Петр Кузнецов: Да, это важно сейчас. Елена Шарова: ...и настраивать технику. Вот такой новый музейный сотрудник появился на службе во многих музеях. И на мой взгляд, это очень правильно, потому что эти вещи, как видеотрансляция, онлайн-трансляция, они подготавливают посетителей к визиту в музей. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Елена Шарова была с нами на связи, куратор просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма. Спасибо большое, Елена!