Анастасия Семенова: С нами на связи сейчас наш эксперт Елена Евгеньевна Сухарева, руководитель фортепианного отдела Детской музыкальной школы имени М.П. Мусоргского. Елена Евгеньевна, здравствуйте. Елена Сухарева: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, вот многие у нас пишут, что кого-то заставляли, кого-то нет. Осознание приходит у кого-то сразу у детей, у кого-то спустя аж 25 лет. Как сейчас обстоят дела, и насколько сейчас актуально музыкальное образование? Елена Сухарева: Музыкальное образование актуально, мне кажется, на протяжении всей нашей жизни. Потому что без музыки прожить просто невозможно. Музыка сопровождает нас с самого рождения и до самого нашего ухода. Поэтому я, естественно, считаю, что каждый ребенок должен обязательно учиться музыке. Он выбирает, естественно, сам свой инструмент, свой путь, но музыкальная школа должна присутствовать обязательно в жизни каждого ребенка. Потому что музыка делает чище нас, добрее. И дети, которые проучились в музыкальной школе они, естественно, их можно отличить от обычных детей. Я считаю, что это обязательно нужно, должен пройти каждый. Анастасия Семенова: А часто ли ну бывает такая ситуация, что ребенок захотел…Вот даже сообщение сейчас написали наши телезрители: «Училась в музыкальной школе, хотела играть на фортепиано. Пошла поступила в школу, проучилась полгода и сама бросила, так как не понравилось». Как вот все-таки помочь ребенку, чтобы он не бросил, направить? Может быть поменять инструмент? Как вот быть с этим? Вот тяжело же. Елена Сухарева: Вы знаете, это действительно очень тонкий вопрос, потому что в своей практике я так же сталкивалась с такими ситуациями. Я думаю, что это профессионализм в первую очередь преподавателя и мудрость родителя – сделать так, чтобы ребенок продолжил свое обучение в музыкальной школе. Буквально недавно у меня был свой случай, когда девочка пришла и сказала: «Все, я больше не хочу заниматься». И конечно же, сейчас у нас многоуровневая система образования, то есть мы работаем по нескольким программам, что дает возможность детям уже после третьего класса получить свидетельство об образовании в музыкальной школе. И это очень правильно и очень хорошо. И конечно же, мне пришлось приложить все свои усилия, все свои умения для того, чтобы ребенок не бросил музыкальную школу, пошел дальше. То есть я приложила все усилия к тому, чтобы ее еще больше заинтересовать. Ну это естественно подбор программы, не такой, допустим, как я от нее требовала, наседала на нее, нет, конечно. Я немножечко все это отпустила, все эти мои ноты, и мы с ней стали заниматься тем, что ей интересно, в то же время не отходя от положенной программы. Мама, конечно же, тоже пошла мне навстречу, и она сказала: «Да, Елена Евгеньевна, очень хотим закончить нашу школу музыкальную». И теперь девочка с радостью заканчивает третий класс, и в конце года получит свидетельство об окончании музыкальной школы. Вот такие случаи тоже есть. Анастасия Семенова: Хорошо, Елена Евгеньевна, еще вот у меня такой вопрос. А как вот вы, как педагог, вот ребенок пришел в первый класс, вы сразу видите талант, предрасположенность? Или все-таки вот многие же пишут, вот нет ни слуха, ни голоса, а меня заставляли ходить в музыкальную школу. Как таким деткам, ведь им тоже тяжело? Или как-то все-таки музыка она помогает, что-то налаживает, ты начинаешь слышать как-то? Елена Сухарева: Я думаю, что помогает музыка однозначно налаживать и развивает. Вот понимаете, у нас всегда проходят вступительные экзамены. То есть мы просто так в музыкальную школу никого не берем. Для этого дети проходят испытательные наши предложения. То есть они должны прохлопать, спеть песенку, угадать что-то на слух, то есть мы не берем просто вот с улицы, как говорится, детей. У нас обязательно детки бывают даже подготовленные, у нас для этого есть подготовительное отделение, где они могут овладеть начальными навыками. И конечно же, вы знаете, бывает так, что ребенок прекрасно прохлопал, спел, все сделал, но потом нет никакого дальнейшего развития. То есть ты его берешь в класс, и ты видишь, у него просто может быть нет усидчивости, нет еще чего-то, нет заинтересованности родителей, той, которую бы хотелось. А ребенок, который не проявил таких прекрасных данных, музыкальных способностей, а он идет, он развивается, потому что есть родители, которые заинтересованы в его развитии, и есть ребенок, которому тоже интересно. То есть это, знаете, очень такой тонкий момент на самом деле. Антон Липовский: Елена Евгеньевна, ну вот давайте буквально по пунктам вот пробежимся. Мне интересно ваше мнение по поводу того, что дает музыкальное образование. Был у нас сегодня звонок, когда было вроде как из-под палки, совершенно без слуха, к фортепиано потом не подошел ни разу, к инструменту, но тем не менее потом не пожалел, что мама заставила и был благодарен спустя 20 лет, как выяснилось. Как вы к этому относитесь? И что вот конкретно дает музыкальное образование? Прямо плюсы, даже если ты не стал музыкантом. Елена Сухарева: С самого начала давайте сделаем акцент на то, что фортепиано оно развивает, естественно, наши мозговые способности, это уже доказано научно, что именно пианисты развивают уникальные свои способности мозга в процессе освоения фортепиано. Игра на фортепиано – это самый эффективный способ развития мозга. То есть у нас, у пианистов … то есть понимаете, что задействованы очень многие рецепторы – это и слух, это и зрение, это и мелкая моторика. И понимаете, чтобы воссоединить обе руки – и правую, и левую, это же тоже нужно подумать. И я читала, что ученые увидели, что, когда пианист начинает играть, у него в мозгу происходят бесконечные фейерверки, это наш мозг бесконечно активизируется. И как вы помните, левое полушарие у нас отвечает за математические способности, лингвистические, а правое как раз за эмоциональные наши возможности. И конечно же, я думаю, что обучение на фортепиано никогда не пройдет даром. Эти дети, которые из-под палки заканчивали, у меня тоже есть такой опыт, что потом, закончив школу, они приходят к тебе, они тебе звонят, они просят о встрече. И они приходят, они хотят садиться за инструмент и поиграть. А ведь это самое важное для педагога – когда дети, закончив школу приходят, они помнят тебя и все время говорят: «Ой, вы знаете, Елена Евгеньевна, мы с вами вот не доучили то произведение, например, «Элегию» Рахманинова, а можно я вам сыграю?» То есть это очень важный момент. Анастасия Семенова: Здорово. Елена Евгеньевна, спасибо вам большое, спасибо. Елена Евгеньевна Сухарева с нами была на связи, руководитель фортепианного отдела Детской музыкальной школы имени М.П. Мусоргского.