Елена Ведута: Цифровизация школьного образования – это безобразие. Ребёнку очень важен живой контакт с учителем
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/elena-veduta-cifrovizaciya-shkolnogo-obrazovaniya-eto-bezobrazie-rebyonku-ochen-vazhen-zhivoy-kontakt-s-uchitelem-63316.html Мария Карпова: Елена Ведута с нами на связи, заведующая кафедрой стратегического планирования экономической политики факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.
Петр Кузнецов: Ой, вот сейчас закончится время.
Мария Карпова: Но я должна была прочитать.
Петр Кузнецов: Елена Михайловна, здравствуйте.
Елена Ведута: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: В первом часе мы говорили о недоверии к медицине. Давайте поговорим во втором часе к недоверию к цифровым технологиям. Таких людей много. И чем шире, чем дальше развиваются цифровые технологии, тем недоверия больше. Почему, как вам кажется? Ну и вообще наблюдаете ли вы такое отношение простого человека?
Елена Ведута: Да, наблюдаю, конечно. Люди против этого. И я бы хотела сказать, что в Советском Союзе мы самое больше внимание уделяли подготовке таких системно мыслящих людей. А когда мы стали переходить на Болонскую систему, на ЕГЭ, а теперь уже и на цифровизацию образования, то правильно подметил предыдущий товарищ, мы переходим больше к навыкам, нежели вот к умению решать самые сложные задачи, с которыми всегда сталкивается будущее, и ради этого будущего нам придется их решать.
Поэтому, с одной стороны, я позитивно отношусь к цифровизации образования, в частности, например, когда оно применяется студентами, которые где-то на четвертом курсе, на пятом. Они уже осознанные люди, и они внимательно сидят за партой (ну не знаю, где они сидят… дома) и слушают лекцию, используя дистанционную технологию. Это уже зрелые будущие специалисты.
Но когда мы говорим о маленьких, о тех, кто ходит в школу, я считаю, что это безобразие. Потому что от учителя зависит очень много. А вместо учителя им предлагается смотреть в интернет, не получая вот этой доброй энергетики, которая должна идти от учителя к ребенку. Ну вот на мой взгляд недопустима такая подмена, и насколько я знаю, в элитных школах такого нет и не допускается цифровизация образования.
То есть это как раз свидетельствует о том, что в данном случае допускается такое различие между детьми, родители которых очень обеспечены, и поэтому у них нет цифровизации. Всем остальным даются, вот как правильно было отмечено, просто навыки, но не настоящее образование, которое предполагает за собой умение, я еще раз повторю, системно мыслить и еще добавить динамики. Вот такого качества нет.
Мария Карпова: А с какого возраста вот в идеале можно было бы ребенка перевести на такое цифровое обучение? В таком подростковом возрасте или еще раньше?
Елена Ведута: Вы знаете, я по отношению к детям вообще считаю, что не нужно переводить на цифровое образование, потому что ребенку очень важно живой контакт, и он воспринимает знания от учителя гораздо серьезнее. Потому что когда интернет, он может и убежать, может в сторону посмотреть, может что-то там забыть, ему это не столь важно.
А вот когда уже учитель, учитель смотрит ему в глаза, и он ему в глаза, идет такое взаимное проникновение, учитель хочет ему дать знания, дать образование… Ну на мой взгляд должно быть живое общение у маленьких детей и учителя.
Петр Кузнецов: Елена Николаевна, 30 секунд у нас есть, скажите, пожалуйста, ну от цифровизации мы не уйдем, это уже наша реальность. И если мы сейчас говорим обо всем – и об услугах, и о профессиях, что нас ждет дальше, как вам кажется?
Елена Ведута: Вы знаете, цифровизация цифровизации рознь. В настоящее время вот то, что я на Госуслугах стала наблюдать, очень как-то усложняется процесс цифровизации, получения услуги. И часто думаешь, ты и чиновник, который оформляет тебе договор…Например я столкнулась по газу в Московской области, у нас это заняло 40 минут. Если она бы не вспыхнула, дала бы эту готовую выписку, мы бы сделали с ней за 5 минут, заключили б договор. То есть это говорит о том, что соотечественники придумывают себе дополнительную работу.
Петр Кузнецов: Елена Николаевна, прошу прощения, что прерываю. Очень показательный пример напоследок. Елена Ведута, наш эксперт по теме. Давайте подведем итоги нашего опроса. Мы спрашивали вас этот час…
Мария Карпова: Доверяете ли вы цифровым технологиям. Всего лишь 11% доверяют вот этим вот самым цифровым технологиям. Удивительный результат, неожиданный. 89% не доверяют.
Петр Кузнецов: Спасибо, что нам доверяете. Мы вернемся в эфир завтра в это же время. Мария Карпова.
Мария Карпова: Пока-пока. Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: Пока-пока.
Елена Ведута: Цифровизация школьного образования – это безобразие. Ребёнку очень важен живой контакт с учителем