Мария Карпова: Об этом поговорим с Элей Басмановой, специалистом по этикету. Эля Борисовна, здравствуйте. Элеонора Басманова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мария Карпова: Эля Борисовна, мне кажется, что есть такое ощущение, что вот эти чаты, переписка – это как раз и есть возможность не соблюдать какие-то важные правила. То есть такое обезличенное пространство, когда тебя никто не видит, и как будто бы твои ошибки должны проходить незаметно. Элеонора Басманова: Ну, это глубоко обманчивое впечатление. Это совершенно не так, конечно. Во-первых, мы знаем, чей ник, знаем, кто пишет, мы, так сказать, в чате с этим... Это не неизвестный человек, а известный. Поэтому надо быть очень осторожным, потому что так можно испортить репутацию. Мария Карпова: Давайте тогда пройдемся прямо по пунктам. Многие наши телезрители писали, что невежливо писать в нерабочее время. Элеонора Басманова: Да, совершенно верно. Вообще, вы знаете, это очень отличает, например, западную культуру, где принято работать в рабочее время, а время вне службы посвящать семье, исключительно дом, дети, собаки и все, что окружает такую вот текущую, реальную частную жизнь. Поэтому вот работа, скажем, с домашнего телефона... У меня была подруга, все редакторские правки она делала вечером, дома, до глубокой ночи, все правила по много часов, и это было совершенно естественно. Это для нашей культуры как бы нормально, нам надо работу работать, сделать работу, а семья и все – это как бы вот, ну да, ну в выходные, еще в какое-то время. Конечно, это неправильно. Мы должны уважать и частное время, и частное пространство и решать свои вопросы в служебное время. Петр Кузнецов: В общем-то, прошу прощения, скажем так, цифровой этикет от этикета не виртуального несильно отличается? Или какие-то нормы как раз он привнес, новые нормы? Элеонора Басманова: Ну конечно. Это правила, это все, что ограничивает... Несвобода других людей в рамках сообщества. То есть мы должны быть свободны, но в рамках отведенных правил той группы людей, тех обстоятельств, службы, фирмы, компании и т. д., где происходит общение. Мария Карпова: Про пунктуацию хочется спросить. Есть мнение, что она тоже не очень важна, потому что главное тут эмоциональный окрас. Например, слышала такое мнение, что ставить точку – это не очень вежливо в чатах, потому что это может прозвучать для собеседника как достаточно грубый ответ. Элеонора Басманова: Вы знаете что? В наше время так мало людей знают и владеют правильным русским языком на хорошем уровне, их очень мало. Поэтому писать грамотно, соблюдая пунктуацию, – это уже кого-то очень сильно удивить. И второе: конечно, проявить уважение и к родному языку, и к культуре общения, и по отношению к тому, кому мы пишем. Я, например, всегда строго соблюдаю... Ну, я привыкла писать большие тексты, делаю это автоматически, мне это не составляет труда. Но сама я редко получаю... скажем так, нечасто получаю тексты, где соблюдаются все правила и где я слышу речь своего собеседника, где я могу смело, так сказать, идентифицировать ее с источником информации. Поэтому, конечно, это красиво, когда текст написан правильно, мы это чувствуем, это всегда считывается как уважение и отображает культуру человека. Петр Кузнецов: Эля Борисовна, вы упомянули лонгриды, ну то есть масштабные тексты. Вот нам тут писали, мнение просто было, что сообщение должно быть емким, коротким. Элеонора Басманова: Конечно. Петр Кузнецов: Есть такое, да? Даже в рабочем чате? Элеонора Басманова: Умение кратко выразить мысль – это способность человека образованного, современного во многом, который обучен этому и знает, как правильно сформулировать, умеет пользоваться глаголами, прилагательными, сокращать... Выразить мысль, идею, а не вообще, так сказать, растекаться по древу. Мария Карпова: Уместно ли в рабочих чатах поздравлять друг друга с праздниками различными, с днем рождения? Те же самые картинки посылать? Элеонора Басманова: Вы знаете что? Это, конечно, должно специфику чата отображать: где-то можно, где-то нет. Но в принципе это очень хорошо, потому что если людей объединяют служебные, но все-таки дружеские, товарищеские отношения, то поздравить с праздником... Не обязательно это должна быть картинка, хотя бы текст, потому что картинки очень раздражают, особенно эти мемы, вот это все... Мария Карпова: Потому что это же можно сделать лично, в личном сообщении. Элеонора Басманова: Можно в личном сообщении, естественно. Понимаете, от того, насколько мы дружелюбны, насколько мы открыты контактами, насколько мы оптимистичны, позитивно настроены, это слышно по тому, как выглядит поздравление по любому поводу. Тоже зависит и мнение о нас, наша репутация, соответственно, желание с нами продолжать отношения, поддерживать, и уверенность в том, что в сложных ситуациях или в каких-то проблемных моментах делового общения мы встретим понимание, сочувствие, сможем составить диалог. Петр Кузнецов: Эля Борисовна, так или иначе наше общение перетекло в интернет, вместе с ним, собственно, и этикет, о котором мы сейчас говорим в основном. Хорошо ли это, плохо ли это? Или это хотя бы позволяет нам этот этикет и это общение, нормы какие-то сохранять? Или мы как раз в цифровом виде их теряем, границы размываются? Элеонора Басманова: Ну, теряем, размываются, да, к сожалению, те, кто небрежно относятся... Потому что, понимаете, интернет позволяет как бы, как бы спрятаться, быть невидимым, но это мнимая такая прозрачность: все равно мы вполне явно можем идентифицировать того или иного человека. Понимаете, что такое этикет? Это правила поведения, принятые где-либо. А где они приняты? Вот даже дома, находясь, допустим, один в своей квартире, все равно мы должны соблюдать правила, не топать, не греметь в определенное время. Поэтому этикет присутствует практически везде, правила общения, потому что мы... Я позволю себе процитировать Владимира Ильича Ленина: «Быть в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому, понимаете, мы везде окружены и сопровождаемся правилами. Петр Кузнецов: Эля Борисовна, спасибо, замечательная точка. Мария Карпова: Спасибо большое! Эля Басманова была с нами на связи, специалист по этикету. Подведем итоги нашего опроса. «Что вас раздражает в рабочих чатах?» В принципе сообщения на СМС-портале это тоже подтвердили, ошибки больше всего раздражают наших телезрителей, голосовые сообщения – 14%, картинки – 21%. Петр Кузнецов: Постараемся их не допускать. Во втором часе будьте с нами, через пять минут вернемся.