Иван Князев: Сейчас на связи Эля Басманова, специалист по этикету из Москвы. Эля Борисовна, здравствуйте! Эля Басманова: Доброе утро! Иван, Анастасия, доброе утро! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Иван Князев: Эля Борисовна, смотрите, какой момент. Вот мы уже, кстати, правила этикета кое-какие рассказали, методы воспитания тоже немножко обсудили. Правила этикета рассказали поведения за столом. Но это ведь, это лишь малая часть, не знаю, там, сотая доля процента тех правил, о которых мы зачастую забыли, забываем уже или забыли вовсе. Вот я просто пытаюсь задаваться вопросом иногда: как дошло до того, что у нас в МЦК в Москве появился вагон тишины? Ну это же элементарное, как бы, правило поведения, что, если ты едешь в общественном транспорте, рядом с тобой сидят люди, то не нужно разговаривать по видеосвязи громко, не нужно на громкую связь включать свой телефон или музыку слушать.Потому что, ну, это просто может мешать. Какие еще вот такие моменты есть, о которых мы тоже забыли? Расскажите нам. Эля Басманова: Спасибо большое, Иван, отдельно за то, что вы отметили вот этот телефонный террор. Иван Князев: Да. Эля Басманова: В местах, и в общественном транспорте, и вообще в местах, где пребывает большое количество людей. Конечно, это очень мощный раздражительный фактор. И я неоднократно встречала упоминания даже в зарубежной прессе. Например, мне однажды попалось упоминание о том, что в японском метро человека, который громко разговаривал по телефону, просто поколотили. Иван Князев: И правильно сделали. Эля Басманова: Ну, сдержанный нрав японцев, понимаете, и все многочисленные запреты, это особенно удивляет. То же самое там и в американской прессе читала, действительно. Об этом приходится, к сожалению, постоянно, постоянно говорить. Или, если я сталкиваюсь с таким, то, как правило, я его прошу: «Простите, пожалуйста, у вас, вы, наверное, забыли наушники?» или там… Иван Князев: Да, да, да, но не всегда это, конечно, работает. Эля Басманова: Да. Иван Князев: Эля Борисовна, это был только вот один пример. Какие еще есть, какие правила поведения, о которых мы забыли? Эля Басманова: Ну вы знаете, что? Ну, например, вот в моем доме многоквартирном принято здороваться всем, знакомые или незнакомые. Но когда я попадаю, допустим, в другой дом, то я не всегда с этим сталкиваюсь. Не то чтобы это грубое нарушение этикетных норм. Люди, может быть, считают, что они не вправе вмешиваться, так сказать, в жизнь другого человека и представлять себя или навязывать свое общество, и так далее. Но когда все-таки это происходит, это очень хорошо. Вообще вот такое простое правило, как приветствие. Оно вообще должно присутствовать постоянно. Вот вышли из дома, вот буквально консьержка, дворник. Я со всеми дворниками здороваюсь, все, кто в рабочей одежде встречается мне, допустим там, по дороге, я обязательно приветствую их. Это хотя, так сказать, сверхничтожно, но все-таки это проявление некого уважения к часто совершенно неблагодарному труду людей, чей повседневный труд направлен на то, чтобы благоустраивать наши дома, дворы, там, подъезды и так далее. Например, когда приходят друзья или знакомые, или вообще кто-то приходит, даже там починить, исправить что-то, я всегда прошу: «Пожалуйста, не хлопайте дверью, не разговаривайте громко». Потому что, понимаете, в соседней квартире могут спать, отдыхать после ночной смены, после дежурства. И слава богу, вот у нас удалось, так сказать, в моем сегменте удалось об этом договориться. Но люди тоже об этом не всегда думают, что, если у них праздник, то все, так сказать, все должны… Анастасия Семенова: Весь дом должен вместе с ними отмечать. Эля Басманова: Они празднуют. Поэтому, знаете, люди с хорошим воспитанием или те, которые привыкли думать о том, что собственный комфорт – это не единственное, что необходимо в жизни, необходимо позаботиться и о комфорте других людей. Если они начинают ремонт, они, я обычно… Иван Князев: Ну да. Эля Басманова: Обхожу квартиры соседние или сообщаю в чате, прошу, приношу извинения, это займет столько, столько, и так далее. Иван Князев: Эля Борисовна, а почему мы такими стали? Почему мы забываем правила этикета, как думаете? И правила поведения? Эля Басманова: Вы знаете, что? Во-первых, достижения вот этого социализма, да, я не буду его ругать, конечно, но долгий период мы все-таки оставались. Вот мы в 2017-м году отметили столетие Революции, мы были пролетарским государством, и этикету особенно не то чтобы его подвергали обструкции. Но, как бы считалось, что кодекс строителя коммунизма сразу нас сделает настолько совершенными вообще людьми будущего, что правила хорошего тона, они как бы сами собой, мы с ними и рождаемся. Это было ошибкой. Поэтому ни в детском саду, ни в школе, нигде правилам поведения особенно внимания не уделяли. Иван Князев: Ну подождите, но Маяковский написал «Что такое хорошо и что такое плохо». Это в советский период как раз-таки было. Там коллектив очень хорошо воспитывал. Эля Басманова: Да, коллектив воспитывал этические нормы, что хорошо и что плохо. Но этикет и этика – это разные разделы. Иван Князев: Это да. Эля Басманова: Да, поэтому этические нормы, да, они лежат в основе правил этикета, но это другое, это раздел философии, ну вот он в таком виде касается нас в повседневном быту. Иван Князев: Прямо совсем коротко: нужно преподавать этикет в школах? Эля Басманова: Конечно! Нам не хватает, вы понимаете, у нас нет, видимо, вся жизнь, это и предыдущие все события нашей жизни, я имею в виду и сталинские репрессии, и война. Много людей, которые знали правила поведения, которые сохраняли их в быту, они просто. Иван Князев: Пора бы их вспоминать. Спасибо, Эля Борисовна! Эля Басманова, специалист по этикету, была с нами на связи. Итоги опроса подведем. Сколько у нас сказали, что невоспитанные? Анастасия Семенова: 22 сказали, что да, сейчас молодежь хорошо воспитана, «нет» 78%, представляешь? Иван Князев: Мы продолжим после небольшого перерыва.