Антон Липовский: Собственно, мы вам сейчас ничего советовать не будем, но покажем, как можно распределять время. С нами на связи эксперт по тайм-менеджменту (не просто так) Эмма Михейкина. Эмма, здравствуйте. Эмма Михейкина: Здравствуйте. Антон Липовский: Ну, вы сейчас услышали, часть сообщений мы уже прочитали. Начали телезрители реагировать, тема касается всех. Ну вот, смотрите. У кого-то 30 минут в одну сторону, у кого-то два часа. Как тут правильно настроиться? Потому что понятно, что дорога на работу «съедает» примерно половину времени рабочего, если так сравнивать. И кто-то не успевает из-за этого пойти в какую-то секцию, заняться каким-то хобби. Вот как так время распределить, как грамотно подойти психологически? Эмма Михейкина: Смотрите, тут нужно начать на самом деле с другой стороны. Считается, что тайм-менеджмент – это история про то, как полезно провести каждую свободную минуту. На самом деле это история о том, как провести время максимально с удовольствием, максимально полезно для себя в более широком смысле: не просто его занять, а сделать так, чтобы это было хорошо для вас. Поэтому я бы здесь советовала прежде всего подумать, что вам до работы и после работы хочется. Вам важно переключиться или, наоборот, сосредоточиться на работе? Вам не хватает отдыха? Может быть, вам не хватает времени на что-то? И именно на это время употребить. Ну понятно, что тут есть еще ограничения, которые накладываются тем, как вы добираетесь. Есть большая разница – сидите вы в электричке или едете в метро, где не всегда хорошая связь, или на самокате, как коллега. Но, тем не менее, выбор достаточно большой. Можно заниматься хобби, которое вы упомянули. Допустим, я знаю людей, которые научились рисовать, прошли целые курсы по рисованию за счет того, что они ездили в электричках и рисовали скетчи людей, которые рядом. Я сама как-то так делала. Антон Липовский: Такие мини-портреты. Эмма Михейкина: Я знаю людей, у которых это единственное время, чтобы почитать. И вся прочитанная имя художественная литература – это дорога туда и обратно, ну, в том числе за рулем, благодаря аудиокнигам. Есть многие люди, которые экономят два часа рабочего времени за счет дороги, потому что можно ответить на очень большое количество сообщений – слава смартфонам, когда у нас есть почта, социальные сети и другие каналы связи. И можно огромное количество рабочих вопросов решать в дороге и потом меньше времени тратить на них на работе, если работа связана с коммуникацией. Есть много других вариантов. Допустим, огромное количество людей учатся в транспорте: удаленные курсы, обучение с помощью книг, обучение с помощью всяких подкастов. Можно пройти огромное количество курсов повышения квалификации, тратя на это два часа в день или час в день – в зависимости от того, сколько занимает дорога. Я тут не рассматриваю вариант выспаться, если мы говорим не про то, что человек едет на поезде на работу, потому что, конечно, после сна в электричке или в метро голова очень тяжелая, и вряд ли это улучшит ваш день. Антон Липовский: Но как подойти именно к организации процесса? Вот вы расставили приоритеты. Вот вы поняли, что вы хотите немного позаниматься музыкой, здесь у вас какая-то нотная карта, надо выучить, здесь у вас план по книгам, здесь у вас список бытовых дел, которые вы не успеваете решить дома, надо как-то всех обзвонить, организовать. Как правильно подойти? Вот психологически надо себе все прописать? Или наоборот – не надо себя перегружать? Или настрой какой-то нужен психологический? Потому что многие же не делают. Эмма Михейкина: Для простоты я бы предложила выбрать какой-то приоритет дня, ну, либо приоритет недели. Смотрите, мы все планируем и думаем разными отрезками времени. Если вы склонны планировать большими кусками – поделите месяц на недели и скажите себе: «Первую неделю я получаю квалификацию, вторую неделю я занимаюсь хозяйством, а к третьей неделе я буду уставшей, у меня большая нагрузка на работе, допустим, и поэтому третью неделю я отдыхаю и читаю, слушаю аудиокниги или музыку – то, что предпочитаю». И, исходя из этого приоритета, выбирайте себе дело на каждый день. Либо, допустим, если вы знаете, что вам нужно до конца месяца изучить что-то, то ваш приоритет месяца – учеба. Вы делите тот объем, который у вас есть, на четыре части по неделям, и дальше в рамках недели – на пять дней (или меньше, или больше – по количеству рабочих дней), и говорите себе: «Мой приоритет на день – допустим, прослушать вот этот урок или прочитать вот эту главу учебника, или заполнить вот эту таблицу какую-то». Соответственно, это ваше первое дело, вы делаете его. И дальше уже по желанию можете либо продолжать этой же темой заниматься, либо переключиться на что-то другое, чего вам больше хочется. Антон Липовский: Главное – не лениться. Эмма Михейкина: Таким образом вы сможете именно планировать, то есть продуктивно проводить это время. Можно разбить по дням. Есть люди, у которых, например, определенный день отведен на хозяйственные дела, определенные дни – на учебу, а определенные – на литературу, допустим, на рисование. Я часто вижу вяжущих людей в последнее время в транспорте. Тоже вариант. Анна Белоглазкина: Получается такое прямо расписание? Эмма Михейкина: Да. Анна Белоглазкина: Помимо рабочего расписания, у нас еще и расписание тех дел, которые мы делаем в общественном транспорте. Антон Липовский: Ну и потом – свитер, носки, все, что мы можем связать в транспорте, пожалуйста. Вот такая лаборатория одежды, не выходя из вагона. Хорошо, спасибо вам огромное. Мы надеемся, что, с точки зрения эффективности, как-то мы сейчас разлиновали, что ли, эту тетрадочку для наших зрителей. Спасибо. Эмма Михейкина, эксперт по тайм-менеджменту.