Эпидемия одиночества
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/epidemiya-odinochestva-79070.html Руслан Арсланов: Поговорим про одиночество с нашим экспертом. Социолог Андрей Миронов к нам подключается. Андрей, здравствуйте, добро пожаловать.
Вера Круглова: Здравствуйте, Андрей.
Андрей Миронов: Здравствуйте, Руслан, Вера, здравствуйте.
Руслан Арсланов: Андрей, скажите, с точки зрения социологии вы согласны с этим тезисом, что одиноких людей в России становится больше? И как вы думаете, почему, если это так?
Андрей Миронов: Вы знаете, да, если смотреть по статистическим данным, действительно, сейчас одиноких людей становится больше. Причин выделяется несколько.
Первая причина, как вот действительно в вашем репортаже многие говорили: действительно, сейчас становятся более требовательны к выбору партнера.
Второе: сейчас появляется много поводов не вступать в отношения в принципе – это карьера, это финансы, квартира, какие-то саморазвития, все что угодно.
И третий, наверное, фактор важный я бы выделил – это то, что сейчас действительно очень много стресса, и когда стресс, человек после работы, после учебы хочет прийти домой, закрыться и дистанцироваться. Вот за счет этого сейчас так и происходит.
Руслан Арсланов: А это связано с тем, что как-то меняется вообще отношение к одиночеству и этот термин как будто... ? По нашему общению вот за это время мне показалось, что он немного сместился, т. е. раньше считали людей одинокими, которые совсем ни с кем не общаются, а кто-то сейчас один, но при этом в соцсетях активно общается с какими-то людьми. Это вам не кажется, что... ?
Вера Круглова: Или, наоборот, пишут, что женщины замужние чувствуют себя одинокими.
Андрей Миронов: Смотрите, по поводу того, что одиночка, – действительно, сейчас такой есть тренд. В Европе это вообще тренд, который сейчас набирает очень большие обороты. То есть становиться одиночным, одиноким человеком – это становится как бы круто. То есть ты, во-первых, сам себе предоставлен, ты сам выполняешь все свои желания, т. е. ты ни перед кем не отчитываешься, ты становишься как бы единичным и универсальным. Вот такая есть тенденция в Европе.
В России сейчас тоже действительно идет такая тенденция, люди хотят как бы быть сами себе хозяевами, т. е. не зависеть от мнения других, планировать отпуск, работу, все что угодно индивидуально. И вы действительно правы, сейчас в обществе меняется отношение: если раньше человек одинокий, на него как-то косились, действительно хотели ему помочь как-то, то сейчас одинокий человек расценивается как человек, который просто так решил жить.
Вера Круглова: Вот у нас наши телезрители пишут, что у людей нет сил на любовь и трату эмоций. Действительно ли так, что мы немножко эмоционально жадные становимся и не хотим как бы себя растрачивать и ждем, что нас будут любить?
Андрей Миронов: Вы знаете, здесь двойная такая ситуация. С одной стороны, действительно нам становится жалко тратить эмоции, потому что много стресса и мы эту энергию хотим оставить себе, чтобы как-то собраться. А с другой стороны, появляется риск найти не того человека и зря потратить время, силы, энергию. Потому что я перед эфиром провел небольшой опрос у своих подписчиков...
Руслан Арсланов: Так-так.
Андрей Миронов: ...и очень часто люди говорили: «Не вступаю в отношения, потому что боюсь найти не того человека». То есть, грубо говоря, проще быть одному, чем с кем попало.
Руслан Арсланов: Вот у нас подтверждение этого есть: «Одиночество – это хорошо. Сейчас такие люди, что лучше быть одному. Я общаюсь с людьми и считаю, что нужна дистанция, чтобы никто не посягал на мое пространство», – это вот подтверждение вашего тезиса.
А еще вот здесь нам пишут: «Может быть, интернет виноват в том, что люди стали меньше общаться, они одиночки?»
Вера Круглова: Такая иллюзия общения у тебя возникает в момент того, когда ты в соцсетях проводишь время, общаешься там с коллегами, хотя очень часто такое бывает, что, когда ты встречаешь этих людей офлайн, так сказать, никакого диалога даже не завязывается, но иллюзия помимо всего прочего сохраняется, что у тебя есть друзья.
Андрей Миронов: Да, вы абсолютно правы. Социальные сети, интернет создают действительно иллюзию, знаете, человек-рубаха, у которого много друзей, смотришь количество подписчиков, там может быть несколько тысяч...
И плюс еще интернет, знаете, немного развращает в плане живого общения. То есть как мы общаемся в интернете? Мы пообщались, нам стало скучно или интересно, мы в любой момент выключили или заблокировали этого человека и ушли. В реальности, в жизни же так нельзя: за свои слова необходимо отвечать или, соответственно, каким-то образом испытывать негатив, если ты сам этот негатив запустил, скажем так.
Поэтому да, социальные сети в этом плане развращают. Опять же, понимаете, социальные сети – это как молоток, т. е. в умелых руках это инструмент, в неумелых это, скажем так, ошибка.
Руслан Арсланов: Разрушение.
Вера Круглова: Андрей, у нас буквально минуточка осталась, хочется задать такой вопрос, который в практической плоскости лежит. Если человек начал чувствовать себя одиноким и в этот момент он действительно в некой такой экзальтации находится, один, что ему делать? Вот как выйти из этого состояния?
Андрей Миронов: Смотрите, если человека тяготит одиночество, то, безусловно, надо первым делом обратиться к себе, т. е. понять, почему у вас возникло это чувство, чего вам не хватает, что бы вы хотели.
Второе – это обратиться к тем людям, которые вас поймут и примут. Это могут быть родители, братья, сестры, не знаю, любимый человек, т. е. к кому-то присоединиться. Потому что для того, чтобы человек перестал чувствовать себя одиноким, минимум нужен физический контакт: с кем-то обняться, просто посидеть рядом, в конце концов, подержать за руку. И тогда вот это чувство одиночества начинает потихоньку уходить.
Ну и третье, конечно, – это разбирать причину, почему оно возникает, и уже убирать эту причину.
Вера Круглова: Спасибо большое!
Андрей Миронов: Спасибо.
Вера Круглова: Спасибо большое! Андрей Миронов, социолог, был с нами на связи. Андрей, благодарим вас за то, что уделили нам время.