Руслан Арсланов: Давайте послушаем эксперта. Перенесемся, у нас сегодня несколько городов на связи. Начнем с Александра Туманова, это главный режиссер театра «Созвездие-Йолдызлык», Казань. Здравствуйте, Александр! Добро пожаловать к нам в эфир. Скажите, как у вас в городе обстоят дела со спектаклями? На что ходят люди? Что пользуется наибольшим спросом? Александр Туманов: Здравствуйте! Ну, сейчас ситуация обстоит такая, что, в основном, зрители ходят на детские спектакли. И на музыкальные спектакли. Они пользуются у нас самым большим спросом. Ценовая политика театров в нашем городе, она очень лояльна зрителю. В среднем цена билета начинается с пятисот рублей и доходит до полутора тысяч. Ну, если мы говорим о Качаловской драме, Казанском государственном драматическом театре, там, конечно, ценовая политика может быть выше, но ненамного. Вот такая ситуация. Люди ходят в театр, в основном, на детские музыкальные постановки. Руслан Арсланов: Да, мы поняли. То есть получается, что у вас люди ходят, но какого-то ажиотажа прямо среди зрителей нет. Не то, чтобы прямо много желающих. Или же всегда полные залы, есть и аншлаги? Тем более сейчас Новый год, тоже время музыкальных и детских спектаклей. Александр Туманов: Ну, что касается Нового года, то, конечно, наплыв зрителей увеличивается кратно по сравнению с другими месяцами. Вот в нашем театре, допустим, ситуация такая, что мы вынуждены даже не одну сказку делать, а несколько сразу, потому что запрос зрителя. Они приходят с детьми, там билеты с подарком, без подарка. Сейчас, конечно, декабрь-январь, это такой хлебный месяц для театра.  Но, что касается именно обычного среднего месяца, то тут ситуация такая, что, ну, нет такого бешеного ажиотажа, который может быть в Большом театре в Москве или в театре МХТ имени Чехова и в других таких кассовых популярных у московского зрителя театров. Поэтому ситуация с билетами очень простая, в основном, покупают, естественно, на сайтах, в кассу приходит меньшее число зрителей, в основном покупают онлайн. Руслан Арсланов: Ну, то есть, условно говоря, если бы инициатива продавать билеты в Казанский театр, ваш, в частности, и просить при этом документы, удостоверяющие личность, она не актуальна, да, вам кажется? Мария Карпова: То есть у вас нет проблемы с перекупщиками этими самыми? Руслан Арсланов: Или же, может быть, есть? Александр Туманов: На самом деле такой проблемы, по крайней мере, в нашем городе не стоит. Потому что задача наша, нашего PR- отдела, в принципе, привести человека в театр. Сейчас театр не самое популярное место. Мы делаем все возможное, чтобы эту ситуацию поменять. И мне кажется, это мое личное мнение, что подобная бюрократизация, по крайней мере, в нашем городе, да, я думаю, в принципе, на периферии, она не к месту. Потому что, в любом случае, покупают люди онлайн, там уже часть данных есть. Пушкинская карта, которая наиболее популярна сейчас, есть, с детскими постановками. И общая федеральная программа такова, что приходят школы, и вот такой надобности в том, имеет ли человек с собой паспорт или свидетельство о рождении, если мы говорим о ребенке, мне кажется, это излишнее затруднение для зрителя. Он все-таки должен думать о том, чтобы прийти посмотреть постановку, а не о том, взял ли он паспорт или не взял. В любом случае, камеры есть. И в любом бюджетном учреждении любого человека видно, заметно, кто заходит и выходит. Мария Карпова: Да. Но вот из Кемеровской области написали. И я считаю, что это правильно, действительно, это как раз очень большой такой жирный плюс вот этому эксперименту: «Хожу с внуками на детские спектакли. Недорого, поучительно, с юмором. А паспорт – это еще и безопасность в зале сейчас». И ведь не поспоришь, действительно. Руслан Арсланов: Ну, вот, Александр говорил про камеры, которые установлены, это тоже часть безопасности, да? Мария Карпова: Наверное, но все вместе, знаешь, безопасности много не бывает. Спасибо большое! Руслан Арсланов: Александр, спасибо вам большое, что присоединились к нашему диалогу. Приятно было услышать. И я думаю, что мы в афишу включим музыкальные детские спектакли Казани, обязательно, если вдруг кто туда поедет, зайдет к вам, главный режиссер театра «Созвездие-Йолдызлык», город Казань, Александр Туманов был с нами на связи. Спасибо! Мария Карпова: Из Москвы Игорь Николаич задается вопросом: «А как же теперь выгуливать девушек в театр?» Руслан Арсланов: Вот это да! Мария Карпова: А у вас их много? Много паспортов? Много данных вам надо иметь, чтобы купить билет в театр? Интересно, Игорь Николаич. Руслан Арсланов: Ну да. Ну да. А вот Александр тоже хорошую тему подсветил. С детьми. То есть получается теперь, мне нужен документ на себя. А ребенку я до какого возраста могу купить билет без его документов? До 14 у него элементарно нет паспорта, что, привязывать свидетельство о рождении? Как это будет работать? Или же я могу купить на детей? Мария Карпова: Очень интересное сообщение. «Доброе утро! Покупала билет в Большой, именные в подарок. Оперу перенесли. Чтобы сдать билет, это был еще тот квест. Если хочешь просто сдать, это очень сложно передать другому человеку, надо подтвердить родство». Руслан Арсланов: Ого! Мария Карпова: Правда, что ли? Руслан Арсланов: Это очень сложно. Мария Карпова: Анализ ДНК? Руслан Арсланов: Это очень сложно. Действительно, и теперь получается, мы про это тоже не думаем, что система сдачи билетов. Я передумал, я купил билеты и передумал, я их хочу сдать, и это тоже будет как-то усложняться, поскольку там есть мои персональные данные. Как минимум, нужно будет перебронировать на какого-то человека. В общем, спасибо, что делитесь вашим мнением и добавляете в этот разговор какие-то дополнительные краски. А мы перемещаемся сейчас в Калининград, с нами на связи Александр Николаевич Федоренко, директор и художественные руководитель Калининградского областного драматического театра. Александр Николаевич, здравствуйте! Добро пожаловать! Александр Федоренко: Здравствуйте! Мария Карпова: Здравствуйте! Руслан Арсланов: У нас тут такая, как вы уже заметили, театральная беседа получилась. Мария Карпова: И достаточно острая. Руслан Арсланов: Да, острые вопросы мы тут обсуждаем. Расскажите про ваши спектакли. Что наибольшим спросом пользуется у жителей Калининграда? И как вы относитесь к этой инициативе по поводу билеты продавать вместе, ну, точнее, по документам? Александр Федоренко: Ну, ситуация у нас хорошая в театре, наполняемость отличная по этому году. Мы работаем каждый день. Популярностью разные спектакли у нас пользуются. То есть кто-то любит комедию, кто-то любит ходить на какую-то трагедию, на драмы. У нас есть подростковый репертуар, к нам очень молодежи. Ну, как вам сказать, инициатива, может быть, и нормальная для каких-то особенных театров. Если это касается Большого театра, театра Вахтангова, где действительно очень орудуют как бы перекупы. И это, наверное, попытка борьбы. Думаю, все сложности, которые на сегодняшний день происходят, и люди задаются вопросом, как менять билет, как подарить другому, ну, допустим, у нас есть подарочные сертификаты, которые можно купить и прийти их обменять в кассу на любой спектакль. Руслан Арсланов: Это выход. Александр Федоренко: Да-да-да? Руслан Арсланов: Я говорю, это выход – подарочный сертификат подарить. Александр Федоренко: Да, да. Но тут вопрос заключается всегда, знаете, как, не перегнуть палку со всем этим вводом. Допустим, актуально ли это для региональных театров? Наверное, нет. Потому что у нас нет такого ажиотажа на покупку билетов. Мы там за два-три месяца выкладываем репертуар и люди потихонечку-потихонечку покупают. Сталкиваемся ли мы с перекупщиками? Наверное, нет. Мы больше сталкиваемся с мошенниками. И это самая главная проблема, которую пытаются решить, чтобы была какая-то блокировка сайтов-двойников, которые пытаются мошенническим путем продать билет в театр. Руслан Арсланов: Понятно. Создают код сайта. Александр Федоренко: Вот здесь, наверное, проблема очень большая существует. Но, наверное, за год, я думаю, того эксперимента, который будет проходить в городе Москве, как-то эта будет решаться проблема. Понятно, что сейчас все достаточно и так ажиотажно, все, начали паспорт предъявлять. Хотя, понимаете, вот есть Пушкинская карта. Обладатель Пушкинской карты на сегодня должен прийти и показать документ на входе в театр, что действительно это он купил. Хотя вот с Пушкинскими картами сейчас махинаций очень много. Покупают их по Пушкинской карте, потом выставляют билет на авито, еще в фотошопе меняют фамилию имя другого человека, а потом приходят. В программе-то мы видим, что покупался на этого человека, а документ уже идет поддельный. То есть тут как бы еще борьба с мошенничеством какая-то идет в этом смысле, хорошая, наверное. Руслан Арсланов: Спасибо! Мария Карпова: Тут такое предложение от наших телезрителей: «Возможно, необходимо ввести карту театрала по аналогии с картой болельщика». Руслан Арсланов: Да. Александр Федоренко: Ну, вот, может быть, может быть, хорошая идея. Руслан Арсланов: Спасибо, что вы нам подсветили с другой стороны эту историю. А что вы делаете для того, чтобы привлечь зрителей в театр. Как я понимаю, что эта история сейчас актуальна помимо борьбы с мошенниками, чтобы люди приходили в театр, приходили на постановки. Что делает ваш театр и вообще театры Калининграда, чтобы как-то людей больше агитировать ходить к вам? Александр Федоренко: Ну, театр, театр делает постановки. Главное, чем вы можете привлечь зрителя – это хорошая постановка, которая дальше разойдется по городу и будет передаваться из уст в уста. Поэтому, мне кажется, самое главное, что мы делаем, это продукт. Ну и, понятно, это реклама, пиар, маркетинг о том, что театр – это хорошее место, чтобы посетить и провести вечер. У нас есть такая традиция, уже пятилетняя, с нашими партнерами из симфонического оркестра, когда мы в ночь, ну, не в ночь, а за шесть часов до полуночи играем концерт новогодний. Вот так мы выставили в продажу билеты буквально позавчера, открыли. И за сорок минут не было билетов. Руслан Арсланов: То есть на какие-то постановки, на какие-то интересные события тоже есть ажиотаж? Александр Федоренко: Да, да, конечно, он есть, он существует. Премьеры, мы даже как бы не думаем о премьерах особо о том, чтобы как-то заниматься тем, как наполнить зал. Сегодня любая премьера заполняется, сразу три-четыре премьеры, выкупаются все билеты сразу. Руслан Арсланов: Супер! Ну, это приятно слышать. Мария Карпова: Спасибо большое! Руслан Арсланов: Да, Александр Николаевич Федоренко, директор и художественный руководитель Калининградского областного драматического театра был у нас на связи. Спасибо вам! В Калининград тоже съездим? Едем? Мария Карпова: Я была в Калининграде, я не была в Калининграде в театре. Руслан Арсланов: Ну, вот, теперь, думаю, нужно съездить. Мария Карпова: Из Москвы тоже еще одно предложение, ну, наверное, скорее всего, шуточное. «Можно билеты продавать через Госуслуги». Руслан Арсланов: О! Нагрузим этот сайт еще и билетами в театр. Мария Карпова: Да, почему нет? Руслан Арсланов: В Башкирском театре, к афише, кажется, мы перешли уже. Потерял, секунду. Мария Карпова: Я могу прочитать еще одно сообщение. «Сейчас паспорта и так требуют на каждом шагу. Для меня проблема в другом. Театры, в принципе, большинству не доступны из-за цен.» Вы, наверное, бывали в московских театрах, хотя сообщение из Новгородской области. Ну, в московских и санкт-петербуржских. «Я очень люблю посещать театр оперы и балета имени Шостаковича в Самаре. Интересные постановки, акции на билеты, что тоже важно, часто пользуюсь». Да. Ирина из Самары нам писала. Часто бывает, что какие-то акции. Руслан Арсланов: Да, «В Башкирском театре оперы и балета посетила прекрасный балет «Легенды о любви» постановки Григоровича. Рекомендую». Тоже нам написали. Ну вот, мы немного добавили и в нашу афишу. Мария Карпова: Да. Готовы ли вы покупать билеты в театр по паспорту, мы вас спрашивали последние полчаса. Нет – ответили 77 процентов. Большинство наших телезрителей. Пока, пока.