Мария Карпова: Евгений Тимаков с нами на связи, главный врач медицинского центра «Лидер-Медицина», врач-педиатр, инфекционист. Евгений Юрьевич, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Евгений Тимаков: Здравствуйте. Мария Карпова: Евгений Юрьевич, инициативу президента уже назвали возрождением школьной медицины. Давайте все-таки вспомним, начнем с плохого – как вообще мы ее потеряли? И как сейчас наконец появилась вот эта возможность ее вернуть, за счет чего? Евгений Тимаков: Здесь вопросов очень много. На самом деле уже не первый десяток лет мы просим вернуть в школу медицинский кабинет. Если говорить о необходимости кабинета в школе и инициативе по возвращению кабинета в школы, она прекрасная, хорошая. Потому что в данный момент, к сожалению, по нашему законодательству преподаватели не имеют права помогать детям при получении каких-то травм или при каких-то жалобах, потому что по закону просто-напросто человек, не обладая медицинскими знаниями, не имеет права оказывать медицинскую помощь. То есть все, к чему сводится вся медицинская помощь, – это вызов скорой помощи к ребенку, если не дай бог получилась какая-то травма... А вы же понимаете, что дети у нас ребята активные, тем более, видите, теперь еще и ... появились... Мария Карпова: Да. Евгений Тимаков: Соответственно, помощь медицинская необходима, но кабинетов медицинских и врачей в школах нет. Идея хорошая, идея нужная, но здесь, понимаете, появляется огромное количество вопросов, как это возродить. Потому что ковидная эпоха, к сожалению, подрезала медицинские кадры: чего говорить, у нас меньше врачей в данный момент. Мы знаем, что у нас недоукомплектованы поликлиники, особенно в регионах. Далеко ходить не нужно: в Московской области один врач на весь поселок. И как технически врачи будут помогать и в школе, и в поликлинике, не имея новых кадров, – это на самом деле вопрос очень дискутабельный. И в институтах сейчас молодежь, которая учится на врачей, вряд ли пойдет сразу работать в школы, потому что зарплаты там будут не такие, как в стационарах, как в больницах. Оснащение тоже должно быть соответствующее, лицензия должна быть соответствующая на медицинскую деятельность в школах... То есть здесь нужно каким-то образом менять законодательство и совмещать, естественно, Министерство образования с Министерством здравоохранения, чтобы в школе выделялось помещение и было определенное оснащение, это тоже очень сильно важный вопрос. Поэтому идея хорошая, а вот как ее реализовать, придется думать, я думаю, не один год. В ближайшие 2–3 года вряд ли мы с вами увидим в школах медицинский кабинет, потому что кадров для этого не будет. Оснащение сделают, а кадров-то нет. Мария Карпова: Как вам такой вариант, я где-то это вчера прочитала, к сожалению, не помню, кто это предложил: школа заключает договор с медицинским учреждением, организует у себя кабинет для работы, и сотрудники туда приходят на регулярной основе. То есть я так понимаю, что числится специалист при какой-то больнице, при какой-то поликлинике, но кабинет у него находится в школе, такой вариант. Евгений Тимаков: Да, такая идея тоже есть. Но смотрите, учебный день у нас совпадает с рабочим днем в поликлинике или в каком-то медицинском учреждении. Если мы говорим про коммерческие медицинские учреждения, то трафик пациентов будет совпадать опять же с учебным днем. Кто отдаст туда специалиста? То есть это опять же должен быть отдельный специалист. Если говорить про поликлинику, то врач не может сидеть первую половину дня в школе, когда дети там, когда действительно нужна его помощь или может он находиться, чтобы осматривать детей, чтобы помогать детям, если появляются какие-то острые ситуации, и идти потом в поликлинику дальше работать. Опять же, по КЗоТ такое количество часов врач просто физически не может вырабатывать, тем более каждый день. Поэтому совмещение возможно только в тех регионах и в тех местностях, например, сельской местности, где у нас с вами трафик посещения небольшой и где детское население все находится в школе и врач об этом как бы знает. То есть когда он [врач] приходит в школу, там находится, то фельдшерский пункт закрывается и врач идет в школу и там принимает. Опять же, у нас есть и острые обращения пациентов, которые не ходят в школу, которые болеют на дому или еще не ходят в школу, маленькие дети, – к кому они обратятся в этот момент, если у них температура или какие-то другие жалобы? Опять же, фельдшерский пункт закроют, врач находится в школе – что, ребенок больной придет в школу заражать всю школу? Тоже это вопрос... Я говорю, здесь совмещение кадров очень дискутабельный вопрос, здесь нужны новые кадры. А учитывая, сколько у нас школ, теперь посчитайте, сколько нам новых кадров нужно, для того чтобы обеспечить полноценно школы медицинским персоналом. Поэтому, я говорю, идея очень хорошая, но насколько мы развалились, сколько у нас было до этого врачей и сколько сейчас врачей, простите, но... Еще раз говорю: у нас нет врачей в поликлиниках, давайте говорить прямо и честно, у нас не хватает медицинского персонала. Петр Кузнецов: Евгений Юрьевич, и здесь еще об одной особенности такого вида, как детский врач, школьный врач именно, пишет телезритель из Нижегородской области: «У нас сейчас педагоги запуганы и врачи будут запуганы. С детьми вообще лучше не связываться с современными: родители неадекватные сразу пойдут жаловаться в Минздрав по поводу и без». Евгений Тимаков: Этот момент тоже есть. Петр Кузнецов: Согласен. Евгений Тимаков: Потому что, еще раз говорю, педагоги не могут оказать медицинскую помощь ребенку, не дай бог не с той стороны подойдут, окажут... Плохо ребенку, упал, сломал что-то, еще что-то; чуть-чуть не так сделают... У нас родители сейчас такие грамотные, все с адвокатами... Мария Карпова: Да. Евгений Тимаков: ...что несчастный педагог просто-напросто окажется, простите за выражение, в суде за то, что пытался оказать ребенку помощь. Петр Кузнецов: Да... Евгений Тимаков: Еще раз говорю, закон у нас такой, что оказание медицинской помощи неквалифицированным специалистом карается законом, неоказание медицинской помощи карается законом. То есть у нас вот такой вот нехороший закон: я иду по улице; если упал человек, если у меня нет диплома врача, я не имею права к нему подойти, еще раз говорю, кроме того, что вызвать бригаду скорой помощи. Доказывать потом, что ты можешь, умеешь, – это, знаете, очень тяжело. Поэтому здесь, я говорю, очень сильные стоят у нас с вами ограничения, т. е. здесь нужно менять законодательство, именно менять законодательство, так... В Советском Союзе каждый подходил: человеку плохо на улице, подошел другой человек, хоть какую-то помощь мог оказать, понимаете, перевернуть, поднять, приподнять и т. д. Сейчас если ты сделаешь это неправильно, ты просто будешь виноват, и люди все больше и больше боятся. То же самое с врачами: если врач в школе не дай бог что-то, подойдет не с той стороны или еще как-то, естественно, родители будут недовольны, а если ребенок еще и наговорит на него, особенно подросток, как сейчас это происходит... Петр Кузнецов: Да-да-да. Евгений Тимаков: …скажем так, в кавычках социализации, когда они любят раковать и т. д., то по факту, естественно, врач может попасть под категорию... В поликлинике, понимаете, этого не сделают, а в школе – там стадное чувство коллективное. Петр Кузнецов: Особая территория, да. А зарплаты те же, если не ниже. Евгений Тимаков: Зарплаты те же будут, скорее всего, как и у педагогов, потому что опять же будет совмещение, я думаю, двух министерств. Мария Карпова: Вот эта новая специальность, о которой мы говорили, которая была создана еще в 2019 году, тогда была запущена эта программа, бакалавр школьной медицины, такая специальность для среднего медперсонала. Это как-то работает уже? Есть какие-то результаты, на которые мы можем в деле посмотреть? Где-то в школах работают... ? Евгений Тимаков: Честно скажу, я не встречал еще ни одного, скажем так, коллегу, который имеет эту специальность, но идея сама по себе хорошая. Как раз именно если средний медицинский персонал будет обучен дополнительно на школьную медицину, это будет очень хорошо, потому что там есть своя специфика, специфика общения с детьми. Я вообще бы задумался, может быть, о вопросе, сейчас в каждой школе есть психологи, о том, чтобы психолог прошел обучение дополнительное по навыкам оказания как раз вот этой вот помощи дополнительной, потому что он знает своих детей в школе и, может быть, часть каких-то моментов можно было бы переложить на специалиста, который уже обладает минимальными знаниями по работе с детьми. Мария Карпова: В идеале какие функции на себя должен брать такой специалист? Какие функции на себя вообще, в целом берет медкабинет? Евгений Тимаков: Медкабинет берет полноценные функции поликлиники, потому что, находясь в детском учреждении, где большое количество детей, нужно будет проводить периодические осмотры. Нужно будет проводить мероприятия противоэпидемиологические, если вдруг в школе появляется какой-то инфекционный процесс. Нужно будет уметь изолировать ребенка, оказывать первую помощь, если выявлен источник инфекции, соответственно, в школе. Нужно будет следить за графиками диспансеризации, нужно будет следить и за графиками вакцинации, которые проходят в школе. Нужно будет уметь оказывать первую помощь при различных неотложных состояниях, в т. ч., естественно, и при травмах. (Кстати, учителя физкультуры тоже должны это уметь делать, потому что спортивные снаряды могут причинять травмы детям, да и не всегда удается доходить до медицинского кабинета, соответственно.) Опять же, врач, или фельдшер, или медицинская сестра, которые будут в школе, должны обладать медицинскими навыками различных манипуляций. Мария Карпова: А насколько вообще школа, и медкабинет в т. ч., должна далеко заходить в своем контроле за здоровьем школьников? Например, такой яркий пример, как ребята с диабетом. Например, должен ли врач в этом кабинете следить за тем, получил ребенок дозу инсулина или не получил? Вот такой пример. Евгений Тимаков: За детьми, которые имеют хронические заболевания различные, мы говорим сейчас и про диабет, соответственно, и про бронхиальную астму, про другие состояния, естественно, должен быть определенный контроль, т. е. прием медицинских препаратов должен осуществляться в условиях медицинского кабинета. Мария Карпова: То есть это тоже входит в функцию медкабинетов, тоже они берут это на себя? Евгений Тимаков: Если появляются медкабинеты, естественно, за этим будет следить не ребенок, а должен следить за этим врач. Мария Карпова: Спасибо большое, Евгений Юрьевич! Евгений Тимаков был с нами на связи, главный врач медицинского центра «Лидер-Медицина», врач-педиатр, инфекционист.