Евгения Елисеева: Альтруизм – это в любом случае для себя. Мы помогаем, чтобы себе сделать хорошо
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/evgeniya-eliseeva-altruizm-eto-v-lyubom-sluchae-dlya-sebya-my-pomogaem-chtoby-sebe-sdelat-horosho-65185.html
Мария Карпова: «Верите ли вы в бескорыстную помощь?» – так звучит опрос нашего часа. Голосуйте – 5445, так и пишите, да – если верите, нет – если не верите. Ну а мы пока поговорим с нашим экспертом. С нами на связи Евгения Елисеева, практический психолог. Евгения, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Евгения Елисеева: Доброе утро.
Мария Карпова: Евгения, скажите, способность к переживанию, к сопереживанию, в том числе к какому-то бескорыстному поступку – это в каждом человеке заложено генетически, или в нас это воспитывает окружение, семья? Или может быть мы вообще все рождаемся одинаковыми?
Евгения Елисеева: Сложный вопрос. Но хочу сказать следующее. Конечно же в первую очередь зависит все от того, в какой среде мы растем, в каком обществе мы воспитываемся, как поступают наши родители, близкие нам люди.
Вот вы показывали кадры с маленьким ребенком по альтруизму, вот это очень показательные кадры. То есть, когда с младенчества воспитывается желание помочь и объясняется ребенку, почему полезно помогать, если просят о помощи, это накладывает такой очень большой отпечаток на будущую жизнь. Действительно, человек воспринимает помощь другому как естественное состояние своей жизни.
Мария Карпова: Все-таки самопожертвование в последнее время носит, ну это слово носит такой негативный оттенок. Но всегда ли это плохо, самопожертвование? Особенно если мы, например, говорим про семью, про мать и ребенка, про отца и ребенка. Тут, кажется, очевидно.
Евгения Елисеева: Очень неочевидно. Вообще у альтруизма есть два источника, два таких, знаете… две причины, почему человек совершает вот такие бескорыстные поступки. И, к сожалению, в большинстве случаев это компенсаторный механизм (есть такое понятие), то есть это некая компенсация.
Как возникает вот это желание помочь очень часто? Человеку что-то не додали, ну не знаю, там родители недолюбили, недообнимали, недоцеловали, не дали той заботы и внимания, которые требовал ребенок. И в итоге человек, когда вырастает, поступает именно из этих побуждений. То есть ему недодали, поэтому он должен додать.
И очень часто в таком случае это бескорыстная помощь всем нуждающимся, детям, самопожертвование вплоть до того, что последнюю рубашку, как говорят. И вот если честно это уже… ну когда это в норме, там, не знаю, один, два, пять раз помочь, или там, например, взять ребенка или взять под опеку детский дом, это хорошо. Но когда это в буквальном смысле из последних сил и вот именно самопожертвованием, с растворением себя в этом – это уже, ну простите, невротическое состояние.
Но есть и второй источник – это альтруизм из изобилия, это альтруизм из внутренней гармонии, когда человек приходит к желанию помочь, к желанию помогать и творить добро, потому что у него его много, потому что ему нужно, полезно, хочется поделиться. Но это уже очень высокий духовный уровень развития, и таких людей, к сожалению, у нас намного меньше.
Петр Кузнецов: Да, вот как раз давайте разберемся. Сообщение из Кемеровской области. Телезритель пишет, он уверен в этом, я так полагаю: «Альтруизм – это высшая стадия эгоизма».
Евгения Елисеева: В некоторой степени да. Дело все в том, что и в первом, и во втором случае вот либо это альтруизм из недостатка в прошлом, как компенсация, либо это эгоизм из изобилия. Это в любом случае для себя, вот в любом случае. Мы помогаем для того, чтобы себе сделать хорошо, чтобы, например, о нас думали лучше, чтобы мы сами о себе думали лучше, чтобы поднять самооценку, чтобы нам сказали, как было хорошо, чтобы получить какую-то обратную связь.
Мария Карпова: Какие типы личности больше подвержены альтруизму? Ну, во-первых, это больше женщины или мужчины?
Евгения Елисеева: Вот я не могу вам так сказать.
Мария Карпова: Просто кажется, что женщины чаще собой там жертвуют, все ради семьи, ради мужчины, ради детей.
Евгения Елисеева: Вы знаете, мужчины тоже жертвуют ради работы, ради бизнеса, ради каких-то высоких идеалов, ради политики или там еще чего-то. То есть получается, что здесь нет вот… я не могу сказать о вот такой конкретной типологии личностей, потому что их очень много разных.
Я могу сказать, я хочу заметить, что каждый человек решает для себя, быть ли в гармонии. Вот тут внутренняя гармония очень важна. Либо мы помогаем для того, чтобы восстановить ту пустоту, которая есть внутри, либо у нас слишком чего-то много, и тогда мы этим делимся. А вот так, чтобы мужчины или женщины, не замечала. Может быть и есть такие исследования, но, к сожалению, мне не попадались.
Петр Кузнецов: Но еще есть ощущение, что альтруистов среди, ну скажем так, не самых состоятельных граждан больше. Легкий парадокс.
Евгения Елисеева: …из недостатка. Когда мне чего-то не хватает, то есть я готов делиться с другим человеком. Мне недодали, и поэтому я додам другим.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Мария Карпова: Спасибо большое, Евгения. Евгения Елисеева была с нами на связи, практический психолог. Спасибо.
Евгения Елисеева: Альтруизм – это в любом случае для себя. Мы помогаем, чтобы себе сделать хорошо