Евгения Тулявко: Когда захочется задержаться в офисе, подумайте, об этом ли захотите вспоминать в старости, когда будете вспоминать о прожитых годах
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/evgeniya-tulyavko-kogda-zahochetsya-zaderzhatsya-v-ofise-podumayte-ob-etom-li-zahotite-vspominat-v-starosti-kogda-budete-vspominat-o-prozhityh-godah-73799.html Антон Липовский: Предлагаю все-таки перейти тогда к эксперту, задать все интересующие вопросы, потому что вот разные очень мнения, но все так или иначе каким-то образом пытаются спасаться. Как грамотно подойти к процессу, Евгения Тулявко нам расскажет, эксперт по профессиональной ориентации и карьере, преподаватель МГУУ Правительства Москвы. Евгения, здравствуйте.
Евгения Тулявко: Доброе утро, друзья. Очень рада вас приветствовать.
Антон Липовский: Да. Скажите, мы вообще по какой причине чаще всего перерабатываем? Есть ли какой-то социальный срез? Что нами движет?
Евгения Тулявко: Здесь две ключевые причины. Первая: работодатель ставит нас в такие условия, что нам приходится перерабатывать. И этот работодатель в лице Илона Маска, можно сделать такой образ жесткого руководителя, который стимулирует своих сотрудников работать много или очень много.
Второе – это наши внутренние установки, наш перфекционизм, наше желание достичь всех результатов в один день, стать победителем, обогнать других. То есть это внутренние причины, которые заставляют нас делать больше, чем следовало было или чем меньше стоит у тебя задач. Причины две, внешняя и внутренняя.
Анна Белоглазкина: А как тогда нам бороться с этими причинами, чтобы и работодатель нами остался доволен и нам не пришлось освободить место, и чтобы ощущение того, что ты все-таки достаточно поработал, не винить себя за то, что чего-то не доделал? Есть какие-то техники, как распределять, может быть, свое время рабочее?
Евгения Тулявко: Знаете, самое первое, что я хочу сказать и для вас, Анна и Антон, и для наших слушателей: есть прекрасное исследование, гарвардское исследование счастья. Это многолетний труд, в результате которого ученые, психологи исследовали, от чего люди испытывают счастье в окончании своей жизни, о чем люди вспоминают, когда они в преклонных годах, уже готовы уходить на пенсию или в мир иной. Так вот люди вспоминают о том, чего они не успели сделать со своими близкими: поговорить, пообщаться, погулять. И никто не вспоминает о том, какие рабочие задачи они не сделали.
Поэтому, когда вам очень захочется остаться еще на несколько часиков в офисе, подумайте, пожалуйста, об этих ли часах вы захотите вспоминать, когда вам будет грустно, когда вы будете болеть или в старости, в глубоком возрасте, когда вы будете вспоминать о прожитых своих годах. Потому что счастье наше совершенно точно кроется не в решении производственных задач. Но это такая, философская история.
То, что касается конкретных советов, здесь все очень просто, очень конкретно, нужно просто проанализировать... Вот наш сегодня пермский утренний репортаж был самым лучшим подтверждением. Работать столько часов, сколько тебе нужно, отдыхать, физическая нагрузка, движение на улице – это очень-очень хорошо.
Самое первое, с чего стоит начать, – я бы посмотрела свой рабочий график и определила, в какие часы вы наиболее продуктивны. Именно на это время нужно ставить сложные задачи. Есть отличный способ «Съесть лягушку»... Скажите, пожалуйста, Анна, Антон, слышали ли вы о таком методе?
Анна Белоглазкина: Да. Это значит, что нужно самое неприятное дело сделать в самом начале.
Антон Липовский: Да. Я уже просто про рубрику «Блюдо дня» подумал. Так.
Анна Белоглазкина: Такого у нас еще не было, но мы можем об этом подумать.
Евгения Тулявко: Да, техника «Съесть лягушку» тоже помогает. Когда у нас какая-то неприятная задача и ты думаешь, откладываешь ее несколько дней, «как же мне сложно написать это письмо», ставишь себе задачу «я сделаю это с утра», делаешь, и дальше твой рабочий день легко катится к продолжению и окончанию.
Итак, первое – это прислушиваться к своим особенностям, к своим биологическим часам, к своим активностям. Обязательно нужно делать перерывы. Те, кто застали работу в офисах в прошлые десятилетия, знают, что рабочим графиком подразумевались технические перерывы. Скажите, пожалуйста, Анна, Антон, вы слышали о таком, что могут быть технические перерывы запланированы в расписании работы офиса?
Антон Липовский: Да, конечно. Я знаю, что это необходимо, особенно когда ты проводишь определенное время за компьютером. Если совсем погружаться в юриспруденцию, то там должна быть определенная создана инфраструктура: правильный свет, расстояние, правильное кресло перед компьютером... Если мы говорим про офис.
Анна Белоглазкина: Нам еще зрители пишут, что раньше в 11 часов была производственная гимнастика на 10 минут.
Евгения Тулявко: Да. Знаете, с одной стороны, кажется, что как-то это все глупо и странно, технические перерывы, производственная гимнастика... Но это то, из чего складывается гигиена труда, наше здоровье и наше удовольствие от деятельности.
Потому что, когда ты перерабатываешь лишних 2 часа, наверняка и наши зрители с таким сталкивались, когда вот ты смотришь в экран или в свои рабочие документы и кажется, что твой мозг вот медленно-медленно-медленно что-то прокручивает и никакая мысль не рождается.
Для того чтобы мы могли быть продуктивными и эффективными, нам точно нужна смена деятельности. Каждые 1,5 часа нужны технические перерывы: проветрили, встали, посмотрели за окно, гимнастику для глаз сделали – это все помогает обновить работу нашего мозга. Встряхнулись, глазки стали смотреть ярче – можно работать дальше.
Антон Липовский: Хотел спросить про вредные привычки, если можно коротко. Вот, например, соцсети, посещение различных любимых форумов и т. д. – это ведь тоже отнимает у нас драгоценные минуты, в т. ч. мы не замечаем, как, собственно, силы тоже идут на понижение, это тоже забирает.
Анна Белоглазкина: Или, наоборот, на это нужно делать паузу, чтобы сохранить продуктивность?
Антон Липовский: А вот, видите, разные люди – разные мнения. Так.
Евгения Тулявко: Да, очень классно, вот это девочки и мальчики по-разному рассуждают.
На самом деле это очень важный вопрос, Антон, спасибо за него. Это такая общая рекомендация вне зависимости от того, какой деятельностью вы занимаетесь, все-таки во время работы отключать социальные сети и не заходить в социальные сети. Потому что я думаю, что для многих знакомо ощущение, когда мы ныряем посмотреть, кому-то там, не знаю, поставить лайк, посмотреть, чем у тебя занимается в это время ребенок, какие выкладывает видео, и мы утопаем в серфинге по социальным сетям, улетают минуты. Потом судорожно возвращаются к своей производственной деятельности, к решению задач...
Поэтому социальные сети все-таки лучше на работе, во время рабочего времени не использовать. Если вам нужно переключение, то тогда, может быть, полистать картинки... хотя Pinterest тоже социальная сеть... полистать картинки или сделать легкую медитацию.
А лучше взять себе за привычку через определенное количество времени подумать так: что мне нужно, взять папку, отнести кому-то письмо, поточить карандаш – и сделать это, не прокатываясь на стульчике, как часто делают офисные работники, а встать, расправить плечики, пройти эти несколько шагов, пообщаться с кем-то, вернуться, сесть. Это лучше всего, и это лучший способ профилактики переутомления, смена деятельности, физическая активность, это очень здорово помогает.
Помните, в советское время курильщики выходили курить и все им завидовали? Некоторые начинали курить из-за того, что можно было сменить вид деятельности.
Антон Липовский: Можно сделать паузу, да? Хорошо. Спасибо огромное!
Анна Белоглазкина: Да, спасибо! Евгения Тулявко, эксперт по профессиональной ориентации и карьере, была с нами на связи.
Нам уже захотелось с Антоном так выпрямить спины... И кстати, мне кажется, поэтому мы с тобой меняем локации: мы часть эфира на креслах, часть эфира – за столом...
Антон Липовский: В том числе. Туда сходили, сюда сходили.
Анна Белоглазкина: Разминаемся, меняем деятельность.