Езда без мультимедиа
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/ezda-bez-multimedia-81289.html
Петр Кузнецов: Юрий Капштык с нами на связи, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Юрий Николаевич, здравствуйте.
Юрий Капштык: Добрый день.
Вера Круглова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Дождались, что-то были какие-то проблемы со связью... К сожалению, пять минут остается, вопросов много.
Ваш комментарий сразу же по возможному вот этому запрету мультимедиа в автомобилях, который мы обсуждаем. Может быть, мы что-то не так поняли?
Юрий Капштык: На самом деле инициатива Минтранса имеет право на существование. Но для того, чтобы это внедрить, во-первых, это нужно вносить изменения в Правила дорожного движения. Во-вторых, есть сертификация автомобилей, которые приходят к нам сюда для продажи и для пользования, а как можно отменить систему контроля работоспособности автомобиля, которая как раз и заложена в программу автомобиля и выводится на экран?
Что касается отвлечения, вопрос классификации, что является отвлечением. Если человек посмотрел за показателями непосредственно работоспособности агрегатов, когда у многих имеется эта функция, это одно, а расход топлива – второе, навигатор – это третье. Плюс ко всему, давайте не забывать о том, что все-таки введено жесткое требование hands free, т. е. разговоры по телефону за рулем запрещены. Если камеры будут это фиксировать и будет наказание ужесточаться, это правильно.
Что касается во время движения телефон, смартфон в руках – это тоже будет правильно. А остальные вещи, которые делают, они иногда не находят подтверждения, они безосновательны.
Я могу привести пример, когда в судах сейчас находится ряд исков, к примеру, к ЦОДД, когда камеры, установленные для контроля парковочных мест, они захватывают придомовую территорию, и автомобиль, стоящий внутри двора, но попадающий в зону видимости камеры, человеку приходит штраф. Он приходит и говорит: «А как, за что, я в своем доме, это наша парковка!»
И здесь инициатива не имеет, на мой взгляд, подтверждения. Для того чтобы эту инициативу можно было рассматривать уже как серьезную, должна быть все-таки проведена аналитика. Два года назад девушка, которая месяц назад получила права, на пешеходном переходе сбила маму с ребенком, ее осудили. Кто виноват в этом? Она, потому что она пользовалась телефоном и писала подружке эсэмэску.
Петр Кузнецов: Да, это доказано уже.
Юрий Капштык: Вопрос культуры именно вождения, вопрос культуры поведения водителя за рулем и действий, которые он делает, – это уже фактор человеческий. Поэтому инициировать запрет различного рода планшетов, смартфонов и т. д. – обсуждать можно, но запретить нельзя.
Петр Кузнецов: Перспективы вы не видите прохождения дальше.
Слушайте, Юрий Николаевич, я даже вот не представляю, хотя мы раньше не представляли, как можно зафиксировать непристегнутый ремень, оказывается, можно, это видно, и, значит, телефон у уха – это тоже, фотографии приходят и т. д. А как ты докажешь, что ты (по камере, видимо, это же не будет человек с жезлом делать) смотришь в монитор? Ну это что, направление глаз, траекторию?
Вера Круглова: Технически как это сделать?
Петр Кузнецов: Я же могу вот так ехать.
Юрий Капштык: Я выражу мнение, что необходимо все-таки приложить усилия для программ обучения водителей в автошколах...
Петр Кузнецов: Абсолютно с вами согласен.
Юрий Капштык: ...разъясняя о том, что вот это не надо делать, а вот это – надо. Плюс ко всему, система hands free, она позволяет ведь не только разговаривать, находясь за рулем, но она ведь позволяет (сейчас гаджеты идут далеко вперед) и отправить голосовое сообщение. То есть необходимости в том, чтобы именно написать, уже ее как таковой нет.
Петр Кузнецов: Да.
Юрий Капштык: Тем более искусственный интеллект уже подключается во все программы...
И поэтому все зависит непосредственно от самого водителя. Если человек не привык, скажем так, на перекрестке на сложном подстраховывать другого водителя, где-то уступив дорогу, где-то притормозив чуть-чуть, он будет переть наглым образом, и это в результате создается аварийная обстановка. А если два таких встретились?.. И здесь вот сказать о том, что планшет, гаджет и т. д. является причиной, – это очень трудно.
Хорошо, можно контрвопрос тому же Минтрансу: покажите статистику, сколько было аварий или проблем из-за того, что люди пользуются этими гаджетами. Если так, то следующая инициатива должна быть такая: если ты водитель, … в машину садись с кнопочным телефоном.
Петр Кузнецов: Юрий Николаевич, я вот напоследок предлагаю с вами пофилософствовать немножко. Вот все равно как вот эти, такие инициативы, пугающие, безусловно, вот человек слышит, вот такая инициатива Минтранса, что теперь хотят запретить пользование, – как на сознательность они вообще действуют? Будет ли на опережение человек подстраховываться и меньше смотреть в этот монитор, например, зная, что грядет, грядет и надо приучать себя к этому.
Юрий Капштык: У нас работает кнут и пряник: пока нет закона, человек, как говорят, креститься перед громом не будет. Аналогичный просто приведу пример закона, который не имеет реализации, – запрет курения в общественных местах и на балконах собственных домов. В собственной квартире на балконе курить нельзя – открой окно на кухне и кури, первый вопрос. Н
о второй, главный вопрос: как это реализовывать, как привлекать человека к ответственности? Это соседи должны с видеокамерой сидеть, чтобы снимать тебя в режиме реального времени, так получается, а потом идти на тебя же... ?
Петр Кузнецов: Это так же, как, знаете, если на дорогу возвращаться (у нас, к сожалению, времени не остается), с выброшенным мусором из окна: это же должен зафиксировать тот, кто за тобой в пробке, например, стоит, это только именно вот так вот сознательно.
Спасибо большое, Юрий Николаевич! Извините, времени нет, с удовольствием бы еще поболтали с вами, но... Спасибо, что успокоили! Юрий Капштык, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения.
«Часто ли вы отвлекаетесь за рулем?» – «да» признались 11%, «нет» – 89%. Ну браво!
Сейчас новости, а потом поговорим о перепланировке: выясним, часто ли вы занимаетесь таким.