Петр Кузнецов: Давайте об этом поговорим, как физкультура, в каком виде она нужна, как это сейчас все происходит. Дмитрий Бесполов с нами на связи, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физической культуры. Дмитрий Владимирович, здравствуйте. Дмитрий Бесполов: Да, день добрый. Петр Кузнецов: Почему, скажите, пожалуйста... Давайте так, на самом деле «почему», я вот начал, а, может быть, у вас совершенно другая картина... Дети сейчас, школьники, по-прежнему на уроки физкультуры идут с неохотой, как это было... ? Дмитрий Бесполов: Нет. Я смотрел предыдущие сюжеты: вам же говорят о том, что все зависит от преподавателя. Мария Карпова: Ага. Петр Кузнецов: Да. Дмитрий Бесполов: Это на любом предмете все зависит от преподавателя. Если преподаватель хороший, то дети с радостью бегут к нему на урок. И потом, урок физкультуры... Вот тут говорили о том, что «меня освобождали от урока», но вот я, например, не понимаю, как можно освобождать от культуры, ведь последнее слово «культура» все-таки в моем предмете. Поэтому, я думаю, нет, все зависит от преподавателя. Если преподаватель хороший, то они бегут. Петр Кузнецов: Дмитрий Владимирович, смотрите, т. е. программа у всех одна школьная, вряд ли учитель физкультуры может сильно повлиять, но все равно ему нужно какие-то нормативы тоже сдавать. Это просто вот энергетика учителя? Дмитрий Бесполов: Я понял вопрос. Я с вами не соглашусь, потому что сейчас современный учитель физкультуры может менять программу в зависимости от спортивной базы школы, от условий школы, в конце концов, от контингента детей. Я могу менять программу, т. е. у меня есть т. н. модули, которые от русской лапты до того же баскетбола, т. е. они есть. Мало того, я могу даже менять программу для каждого класса. Нет, сейчас свобода. Петр Кузнецов: Что самое любимое, если можно составить топ-3 самых любимых занятий, упражнений, активностей у современного школьника? Дмитрий Бесполов: Самые любимые занятия... Конечно, еще надо говорить про возраст. Первое – это игры. Вот если они даются весело, без каких-то жестких правил, когда могут играть все, подбираются специальные мячи, – вот это... Дети любят играть. Петр Кузнецов: Да. Мы в вышибалы любили, я помню. Там до слез, конечно, обижаются... Дмитрий Бесполов: Вышибалы – это обязательная игра. Петр Кузнецов: То есть все еще есть, ага. Дмитрий Бесполов: Знаете, в этом году я заметил, что у школы появился голос, стало шумно, стали дети кричать и бегать – телефоны отобрали. Мария Карпова: А-а-а... Дмитрий Бесполов: Да, и они стали двигаться. Сейчас возвращаются подвижные игры. Вот даже вернулась, помните, такая была игра «сокс», когда они ногой подбивали мячик? Петр Кузнецов: Да-да-да. Дмитрий Бесполов: Вот уже стали в коридорах пинать. Слава богу, телефоны отобрали! Поэтому физкультура – это такой предмет, это предмет для жизни. По поводу нормативов. Вообще, я лично не люблю нормативы, понимаете, каждый ребенок индивидуален. Петр Кузнецов: Вот. Дмитрий Бесполов: Самое главное – двиг, его активность. Если активность есть ребенка, я всегда поставлю ему положительную отметку. Петр Кузнецов: То есть нет такого... ? Вот мы тоже приводили пример: один хорошо подтягивается, другой хорошо бегает, третий кидает мяч, а оценка одна на всех. Дмитрий Бесполов: Нет-нет-нет. Смотрите, еще раз, двиг ребенка, т. е. если ты пришел ко мне, ты два раза подтягиваешься, потом через полгода ты три раза, по старой системе это все равно была бы двойка, но я говорю: «Молодец, у тебя есть прогресс! Давай, я тебе ставлю четверку, но ты должен постараться и через полгода подтянуться пять». Потому что, смотрите, есть преподаватели, которые любят принимать нормативы, но когда ты принимаешь нормативы, ты не работаешь, это самое простое: ты стоишь с секундомером такой важный, у тебя протокол, все, и вроде урок прошел. А ведь основная задача физкультуры – поднять сидящего ребенка со скамейки, но очень важно самому подняться с этой скамейки и делать что-то интересное. Думаю так. Петр Кузнецов: Активная ученица хотела задать какой-то вопрос. Что, все уже? Мария Карпова: Нет, просто я к тому, что, хорошо, а если не сможет вообще подтянуться этот ученик? Дмитрий Бесполов: Ну не сможет и не сможет. Мария Карпова: Потому что, во-первых, действительно это очень, мне кажется, индивидуальная вещь. Я помню, я еще вспомнила... я сейчас все выскажу... что мы еще набивали, коленом мяч нужно было набить, и от того, сколько раз ты набьешь, зависела оценка. Ну это же тоже не всем дано! Дмитрий Бесполов: Я понял: у вас просто плохой преподаватель. Мария Карпова: Наверное, наверное. Дмитрий Бесполов: Когда ты ходишь в зал, они смотрят на тебя как на эталон, несмотря на твой возраст. Если ты говоришь о том, что нельзя курить, это вредно, но от тебя пахнет табаком, – нет. Поэтому, честно говоря, вот уже я достаточно возрастной, я, наверное, вхожу в категорию женщины, которая бегала кроссы, но я получаю удовольствие, когда вхожу в зал, представляете. Я занимаюсь фитнесом, я общаюсь с маленькими людьми, и еще мне за это платят деньги. Петр Кузнецов: Дмитрий Владимирович, давайте знаете, во что сейчас поиграем? Вот завтра 31 октября – мы можем прямо сейчас с вами составить программу урока физкультуры на 31 октября для... Какой возьмем класс? Мария Карпова: Пятый. Петр Кузнецов: Пятый класс, среднее возьмем, для 5-го класса. Дмитрий Бесполов: Да легко. Правда, сейчас каникулы у нас, но давайте представим, что будет урок. Петр Кузнецов: Представим, да. Дмитрий Бесполов: Если пятиклашки приходят ко мне, мы сначала двигаемся по залу, линия в зале есть, вот они двигаются. Потом мы начинаем играть в салочки, т. е. надо будет уходить по линиям, они выбирают маршруты, а кто-то водит с мячом. Дальше мы проводим разминку, причем провожу не я, проводят дети, и, как правило, это большая очередь, потому что интересно выйти на подиум и показать, что ты умеешь. Петр Кузнецов: Со своим комплексом, да? Дмитрий Бесполов: Наверное, мы бы включили... У меня есть экран, и мы включили бы, вот сейчас то, что говорят, фиджитал-спорт, вот мы включили бы электронные танцы, когда ты стоишь напротив экрана, выбираешь человечка и танцуешь. Мария Карпова: Ого... Дмитрий Бесполов: Дальше бы мы, наверное, поработали немножко с мячами и сыграли в пионербол с элементами волейбола, подчеркиваю, с элементами волейбола, т. е. я бы разрешил девочкам ловить... Мария Карпова: Возьмете меня к вам на урок?.. Я тоже захотела. Дмитрий Бесполов: Да легко, приходите. Петр Кузнецов: Дмитрий Владимирович, как вы поняли, нам с Машей не повезло, нам бы такого учителя физкультуры. Дмитрий Бесполов: Спасибо. Петр Кузнецов: Давайте обсудим инфоповод напоследок: ваше отношение к предложению делать уроки физкультуры последними в расписании? Дмитрий Бесполов: Значит, смотрите, в СССР, наоборот, в начальной школе было рекомендовано делать урок физкультуры в середине дня, чтобы снять напряжение с учебного процесса, это раз. Что касается переноса физкультуры на последний урок, скорее всего, в конкретной школе физкультура не очень на хорошем уровне, потому что, я как понял, там, наверное, проблема, что дети потеют... Петр Кузнецов: Да, устают. Дмитрий Бесполов: Но дети всегда потеют. Как говорил мой первый тренер, только мертвые не потеют. Но сейчас есть во многих школах и душевые, и вообще обычные гигиенические средства. Если ребенок выходит потным с урока, значит, урок был хороший, значит, он отработал его. А потом дальше. Давайте тогда такую же альтернативу сделаем с трудами, поставим скорую помощь... Если каждую занозу, которую будет ребенок получать, делая табуретку, будем вытаскивать... Вот я всегда хочу встретиться с этими людьми, которые вот эти вещи предлагают. Петр Кузнецов: Ага. Дмитрий Бесполов: Вот просто посмотреть им в глаза, что они из себя представляют. Мария Карпова: А вот еще тоже предложение из Хакасии, максимально коротко, если можно... Петр Кузнецов: «Загнать их на турник», выражаясь языком... Мария Карпова: Девочек и мальчиков разделить, потому что нагрузка должна быть разная, девочки на гибкость и стройность, мальчики – сила и выносливость. Петр Кузнецов: Если можно, коротко, 20 секунд у нас. Дмитрий Бесполов: Опять все зависит от преподавателя. Вот в моей школе около десяти чемпионов Европы и мира были по различным видам спорта, в т. ч. по регби, по футболу, и в то же время есть несколько человек, членов паралимпийской сборной. Все зависит, как ты ставишь урок. Ну нельзя ребенку бежать, потому что у него больное сердце, и преступление послать на кросс, но он может бросить мяч – бросай мяч, он может постоять на воротах – стой на воротах. Надо найти альтернативы для любого ребенка. Уже он приходит к тебе с открытыми глазами... Петр Кузнецов: Дмитрий Владимирович, спасибо! Если после каникул вы обнаружите, что там очередь еще из взрослых, каких-то непонятных, неизвестных вам людей, это наши телезрители, потому что многие пишут: «Нам бы такого преподавателя». Так что не удивляйтесь, если обнаружите у дверей зала таких людей. Дмитрий Бесполов, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физической культуры.