Иван Князев: У нас на связи Галина Силасте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России. Галина Георгиевна, здравствуйте. Галина Силасте: Добро утро. Иван Князев: Вот как интересно все-таки наблюдать за разными мнениями представителей разных поколений. Вот все старшее поколение продолжает настаивать, что без «вышки» никуда. Молодежь уже давно так не думает, как мне кажется. Ну и есть те, которые вот может быть только меняют свое мнение. Почему так происходит? Галина Силасте: Вы знаете, тут есть несколько очень интересных причин, и к тому же очень глубокие изменения, которые происходят сегодня в целом на рынках труда, занятости и профессий. Во-первых, я хочу напомнить, что у нас еще с советского времени и до сих пор есть 4 таких очень жестких стереотипов, которые передаются, как говорится, у нас из поколения в поколение, с которыми надо считаться. Первый у нас стереотип, что после школы – только ВУЗ. То есть если не поступаешь в ВУЗ, то в общем ты какой-то странный, так сказать, не совсем полноценный. Анастасия Семенова: Не такой как все. Галина Силасте: Второй стереотип у нас был, что после ВУЗа работа должна быть только по профессии. Если ты не работаешь по профессии, то тогда зачем ты учился? Был третий стереотип, он до сих пор тоже существует. Это стереотип, согласно которому у нас престижная работа, то есть если ты заканчивал ВУЗ, ты будешь иметь престижную работу и высокий статус. Остальное решай, как ты хочешь. Но вот понимаете, дело в том, что это стереотипы другой системы экономики, другого хозяйства. А вот на сегодняшний день, поскольку нам приходится видеть другую ситуацию: молодежь другая, молодежь, которая задержалась в детстве. Потому что у нас разница между тем, как раньше входили в систему трудовой деятельности, сегодня составляет минимум 2-3 года. И мы должны понимать, что молодежь-то к этому времени она очень жаждет прежде всего экономической самостоятельности. И это можно понять. Хочется заработать самому, хочется распоряжаться деньгами самому, хочется стать вообще самостоятельным человеком и делать так, и получать то, и покупать то, что тебе нравится. Вот это ведущий сегодня мотив – вот это стремление к экономической самостоятельности, и с ней безусловно надо считаться. Но это еще далеко не все. Дело в том, что за этой экономической самостоятельностью второе очень интересное изменение в том, что мы теряем сегодня абсолютизм в престижности высшего образования. Оно больше не абсолютное. Да, оно престижное, и мы с вами видим это по тому, как комментировали и мамы, и дети относительно высшего образования, но оно не абсолютное. И с этим надо тоже сегодня считаться, потому что есть альтернативы. Если я хочу стать экономически самостоятельным, почему я буду тянуть? 11 лет в школе, после этого 4 года в ВУЗе. Когда я наконец-то выйду, буду что-то зарабатывать и стану самостоятельным человеком, даже каким-то определенным специалистом в своей области. И сегодня идет так называемое трудовое ускорение, когда молодежь, понимая, что в общем-то еще не понятно, какую профессию он хочет иметь, но зарабатывать хочется, хочется иметь все-таки свое дело. И люди молодые после 10, после 11 класса… и надо сказать эта цифра сегодня у нас очень быстро увеличивается, потому что даже если посмотреть по статистике, у нас поступает… увеличилось, точнее количество студентов в системе наших колледжей за 1 год практически на 150 000 человек. Анастасия Семенова: Ого! Галина Силасте: И вот это третья очень важная особенность. Надо пересмотреть наши очень жесткие подходы к тому, что, когда и после чего должно развиваться. Ведь обратите внимание, на сегодняшний день еще очень важный критерий изменения: сегодня увеличилась кратность смены своей профессии. Да, и вот сегодня у нас были тому хорошие примеры. Да, вот сегодня я работаю по данной профессии, прошло может быть год, может быть 3 года – потерял работу, не нравится профессия, зарплата не та, и человек начинает искать другое направление своей деятельности. И находит, и правильно. Анастасия Семенова: Это нормально. Галина Силасте: Нужно сказать, что это не минус, когда говорят, ну вот видите, вы работаете, 46% у нас сегодня работают не по той специальности, которую они получили в ВУЗе. А я считаю, что ничего страшного нет, потому что это динамика изменения профессионального запроса. Поэтому к этому надо сегодня привыкать, сегодня у нас краткость между первым получением образования и следующего составляет не больше 4, 5 лет. Иван Князев: Спасибо вам, Галина Георгиевна, спасибо за ваши комментарии. Галина Георгиевна Силасте, профессор социологии, научный руководитель департамента социологии Финансового университета при Правительстве России была с нами на связи.