Антон Липовский: Галина Георгиевна Силласте с нами на связи, профессор социологии, научный руководитель департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Галина Георгиевна, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Галина Силласте: Доброе утро. Антон Липовский: А как вы вообще относитесь к этой фразе: «Наши дети будут лучше, чем мы». Вообще насколько уместно это сравнение? Или это такая, скажем так, немножечко формальная фраза, формальный подход к ней? Галина Силласте: Вы знаете, это не формальная фраза. Это прежде всего фраза, которая вызывает наше желаемое ожидание, я бы так сказала. И поскольку мы прекрасно себя знаем, мы понимаем, где наши недостатки, где наши минусы, где мы теряем из-за того, что в общем-то не столь совершенны, то, конечно, как и любому родителю хочется, чтобы в ребенке это было преодолено, чтобы он уже этим минусом не страдал. И сделать так, чтобы он был бы сильнее, чем были бы мы. И наши дети в этом отношении сегодня подают очень большие надежды в этом плане. Когда говорят: «Ну посмотрите, какая молодежь, и вообще, что это будет за поколение!», я категорически не поддерживаю такую весьма и весьма грустную тональность, потому что сегодня практика показывает, что жизнь настолько изменилась, жизнь настолько ускорилась, что мы сами практически не замечаем, что мы сами-то изменились довольно сильно. Вот, допустим, посмотрите, очень важно иметь в виду, какое поколение. Вот допустим, я говорю: я человек поколения первого послевоенного, что называлось поколение любви и радости. А ведь сегодня у нас практически растут дети – это дети четвертого послевоенного поколения. А это совсем другая жизнь, это другие ценности, которые очень сильно за это время менялись. И поэтому когда говорят, с чего надо начинать, вы знаете, я, конечно, не пророк, но я глубоко убеждена, что если семья передает ребенку свой семейный, очень выпестованный годами свой ценностный код, этот ребенок будет жить вот… у него будет внутренний стержень на всю оставшуюся жизнь. Он будет знать, на что он опирается. Вот то, что сказали сегодня наши девушки, что им дали родители, обратите внимание, а ведь это те черты характера, которые дают опору. И вот быть и иметь опору для ребенка в жизни – это, наверно, №1. И второе. Есть еще одна очень важная особенность. Вот мы сегодня говорим, а мы хотим, чтобы были наши дети лучше, чем мы. А знаете, а какие дети? Ведь дети сейчас, мы с вами говорим о двух поколениях видимо только. Вот это четвертое поколение, которое послевоенное поколение – это поколение, которое лишений уже не знает, но оно знает достаточно стабильную жизнь последних двадцати лет. И поэтому здесь дети смотрят более оптимистично. Они понимают, что они могут многого достичь, они понимают, что в России уже многое есть, они более гибкие, они более динамичные, чем мы. И поэтому они не столь категоричны бывают в оценках своих, как бываем мы, родители. Поэтому я бы сказала, что здесь надо иметь такую определенную не то, что терпимость, а понимание, что взгляды этого поколения детей они меняются быстрее и они не теряются может быть так быстро в какой-то ситуации, как где-то может 15-30 лет терялись мы сами. И вот это растет другое поколение. Я не случайно как-то в одной из передач назвала то детское поколение, которое есть сейчас, что это в общем-то растет поколение новых созидателей России. И зависеть это будет только от одного фактора сейчас, в данный момент – от наличия мира. Выиграем – и мы практически действительно построим другую страну, и у нас дети будут безусловно более счастливы, чем мы, я в этом не сомневаюсь. Я не хочу говорить о варианте «проиграем», это невозможно для нас. Поэтому вот это второе… Антон Липовский: Нет, ну это естественно, что в любом случае в общем-то, когда новое поколение берет все в свои руки – это всегда победа, потому что это уже продолжение цивилизации. Мы всегда говорим про какие-то новые традиции, новые тренды, новые веяния и так далее. Но мы вот все-таки, у нас тема-то она такая с философским подтекстом, потому что ну годы-то идут, а суть-то человеческая она не меняется. И вот здесь хочется спросить, вот когда мы говорим о том, мы хотим, чтобы дети были лучше, чем мы, мы говорим о том, что они возьмут что-то лучшее от нас, но при этом взрастят в себе что-то свое, свои новые качества и так далее. Вот мы сегодня задали одной телезрительнице вопрос, где та тонкая грань, когда мы являемся, как вы сказали, надежной опорой для ребенка, но при этом он, скажем так, не злоупотребляет этой опорой, а дальше уже идет сам? Галина Силласте: Вопрос самостоятельности. Антон Липовский: Ну получается так. Галина Силласте: А вы знаете, я хочу сказать, что вопрос самостоятельности, я бы сказала, что сегодня у детей он решается ничем не хуже, чем у нас может быть послевоенные поколения. Потому, что детям сегодня требуется значительно больше настойчивости. Ведь посмотрите, главное, что сегодня нужно? Как самый главный шаг – это все равно остается образование и профессия. И надо сказать, что стремление к образованию, профессии сегодня в России очень интересно меняется, потому что есть стремление к образованию такому классическому – по ступени, от ступени. А есть еще очень сильно сформировано в последние годы стремление к конкретной профессии, конкретному роду занятий. Это очень большой позитив. Во-вторых, если вы это имеете, то, конечно, главное остается – ради чего мы это все получаем, ради труда. И вот, мне кажется, если это формирование чувства, потребности в труде, радости в труде и сверхспособность отдачи в труде сохранится в каждом нашем ребенке в любой семье, которую мы считаем семьей, то я считаю, вы знаете, ну это 70% успеха в жизни ребенка. Потому что любой, кто умеет ценить труд, кто умеет работать, кто умеет отдавать себя, он всегда в жизни более жизнеспособный, чем тот, кто это делать не умеет. А уже потом, после этого встанет вопрос благосостояния. А уж после благосостояния мы хотим, конечно, вместе с трудом и благосостоянием, чтобы нам дали возможность, простор самореализации, где будет ли это отдых, будет ли это какое-то креативное творчество, будет ли это способность снова применять профессию, найти что-то еще более интересное, но вот эти три – очень важнейшие компоненты, понимаете. Ум в широком таком понимании, сфера, где ты можешь ее реализовать, она должна быть огромная, она должна быть конкурентоспособная. Время, которое ты можешь затратить на себя, на собственную самореализацию, чтобы стать совершерственнее. Вот, мне кажется, вот эти 3 компонента, а это значит образование, труд, благосостояние и пространство самореализации – вот это, пожалуй, то главное, что позволяет человеку считать себя человеком на долгие годы и считать себя сильным человеком. Вот я бы очень хотела, чтобы наши дети были созидателями и к тому же сильными, способными созидателями, которые способны изменить нашу страну только в лучшую сторону. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Антон Липовский: Хорошо, Галина Георгиевна, если совсем коротко, сама молодежь проголосовала за то, что они не хотят ну там зависеть от кого-то и не хотят быть, наоборот, похожими где-то, в чем-то на родителей. Давайте, наверное, сейчас для этой возрастной категории скажем, а разве плохо быть похожими на родителей, быть копией родителей? Галина Силласте: А я могу объяснить, что происходит. Дело в том, что сегодня вообще дети входят в сущностно-трудовую сферу позднее, чем мы, чем родители детей. И вот это некоторое задержание примерно на года 2-3 в оставшемся детстве оно порождает у детей стремление к скорости пройти эту дистанцию, стать самим. И не надо мне в данном случае диктовать, как часто бывает, вот я хочу быть самим собой. Я думаю, вы знаете, это чувство надо уважать, потому что это объективное сегодня, так сложилась система образования, что мы, продлевая время нахождения ребенка в системе образования, мы патронируем его, и ему хочется выйти из этой системы патронажа. Он сам, он уже что-то может. Антон Липовский: Ну понятно, ну потому, что ребенок в общем начинает спешить, отсюда все идет. Вот это мы и хотели услышать. Хорошо. Спасибо огромное. Галине Георгиевна Силласте с нами была на связи, профессор социологии, научный руководитель департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.