Антон Липовский: Сейчас с нами на связи эксперт, как мы и обещали, Галина Георгиевна Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Галина Георгиевна, мы вас приветствуем. Анна Белоглазкина: Здравствуйте. Галина Силласте: Доброе утро, доброе утро. Антон Липовский: Галина Георгиевна, ну вот смотрите, мы оттолкнулись от статьи и от статистики, и, как всегда, мы обращаем внимание на одно слово, на слово «должен», которое нас всегда смущает. Скажите, вообще сама постановка вопроса, она интересна, ведь это провокация, «родитель должен». Как вы вообще к этому относитесь? Галина Силласте: Ну, вы знаете, я должна сказать, что родительское «должен» имеет определенные сроки. Родитель должен (должен, подчеркиваю) до тех пор, пока он понимает, что ребенок еще не в состоянии все решить сам, что ребенок не имеет возможностей и опыта, – до тех пор он имеет необходимость сам ребенку помогать. Это первое. Второе. Вы понимаете, дело в том, что, если ребенок уже дальше выучился, пошел работать, конечно, любой родитель поставит вопрос, какой твой будет вклад: ты что-то сам сможешь, допустим, вложить в свою будущую будь то ипотеку, или ты будешь снимать квартиру? Этот вопрос особенно часто стоит сегодня, между прочим, перед всем нашим студенчеством. У нас такой полигон хороший, знаете, студенты апробируют очень многие модели того, как можно жить самим или жить только с помощью родителей. Но вообще, я должна сказать, что, конечно, не «должны» родители, а если могут, и это очень правильная позиция, то я обязательно помогу; помогу настолько, насколько мне позволяют мои финансовые возможности. Но в принципе, вот обратите внимание, у нас [в опросе] «родители», «государство» и «сами». Так вот если говорить о какой-то такой, знаете, рациональной, человеческой модели, для того чтобы можно было помочь молодым семьям и семью создавать, и жить при этом в нормальных условиях, то я бы сказала, что это ответственность всех троих. Родитель может вложить столько, сколько позволяют ему его доходы, его возможности здоровья. Государство в таком случае, конечно, не должно сохранять такую колоссальную стоимость ипотеки, которая сегодня существует для молодых семей, вообще, в целом для молодежи в России. Антон Липовский: Согласны. Галина Силласте: Мне кажется, это самый большой ресурс. Все-таки ипотека должна со стороны государства помочь молодым тоже сделать тот самый вклад, который им дальше позволит реально приобрести какую-то квартиру, которая по их доходам, так скажем. Ну и сами, конечно, вклад, который они имеют возможность вложить, каждая семья, особенно когда образуется семья... Вы знаете, мы заметили по многим опросам, как меняется точка зрения. Вот человек был до сих пор неженатый, и человек стал женатым, вот первые даже годы семейной жизни, и все чаще и чаще появляется тогда: «надо самим», «надо вместе с родителями», «мы можем вложить столько». Поэтому я бы ни в коем случае сегодня не перекладывала ответственность за квартиру только на наших родителей. Я не могу не назвать одну цифру: ведь у нас в России среди наших родителей практически те, которые совершенно не могут, явно не могут участвовать в этом процессе, у нас каждая шестая семья имеет одного родителя. Ну как мы можем с вами ставить вопрос о том, что родитель должен помогать в любом случае? Столько, сколько может, а дальше должна все-таки развиваться ответственность самих... Антон Липовский: Да, статистика говорящая. Анна Белоглазкина: Да. Галина Георгиевна, а вот такой еще вопрос. У нас телезрители жалуются на молодежь, вот к слову о том, что, вы говорите, родитель должен помогать до тех пор, пока он понимает, что его ребенок сам не в состоянии решать какие-то свои вопросы. И вот люди пишут, что нынешняя молодежь хочет, чтобы их кормили всю жизнь: «У знакомых внук отучился для вида на экономиста, а теперь сидит дома в телефоне и не хочет работать». То есть вот где эта грань, когда он вроде бы уже готов, но не хочет, но мы ему еще помогаем, потому что «да у него работы нет», «да как же он сам»? Галина Силласте: Вы знаете, это хорошая, правильная постановка вопроса. Но дело в том, что ведь это проблема прежде всего самих родителей. Если уже к этому времени ребенок уверен, что «да ничего страшного, получу я вам», как часто, бывает, говорят, «я получу вам диплом, ну а дальше вот нет работы, вот нет работы», понимаете. Поэтому здесь индивидуализм, у нас сегодня молодежный индивидуализм среди определенной части, он, безусловно, развит, и если таким образом мы будем с вами подходить к детям, что «я до конца своей жизни буду вам платить», вы знаете, в общем-то, мы тогда получим с вами совсем не семью, а кое-какую другую агломерацию. Поэтому с этой точки зрения, да, не может он; если ты не можешь, почему мы должны тебя до конца, до 50, до 60 лет все время, грубо говоря, финансово «пасти»?.. Поэтому, понимаете, здесь тоже вопросы перекладывания только на родителей, вот взывание к долгу, «вы же родитель»... Да, но правы были те дети, которые говорят: «Вы знаете, а мне бы хотелось самому, я хочу сам заработать столько, сколько я могу». Поэтому вопрос стоит еще в другом, на сколько лет можно продлить совместное проживание ребенка с родителями... Антон Липовский: Это ключевой вопрос, возможно, даже. Галина Силласте: Это вопрос к чему? Мы предлагаем часто: пролонгируйте свою жизнь с родителями, пролонгируйте. Вот, скажем, не сразу хотите приобрести квартиру, а пока вы работаете, пока вы еще не замужем, хорошо зарабатываете, а потом родители вам тоже скажут, совершенно спокойно предложат: «Хорошо, давайте мы с вами даже первую ипотеку разделим на троим, и мы вам поможем, сколько потребуется, столько мы тоже тогда сможем вложить». Понимаете, вот если сегодня посмотреть, то главная идеология, которая развивается у большинства, к сожалению, молодежи – это эгоцентризм: «Я хочу все быстро», «Я хочу все получить тогда, когда я еще молодой». И вот это тоже ведь вещь, которую никуда не денешь. Антон Липовский: Галина Георгиевна, здесь сразу хочется прямо подхватить ваш вопрос, это что касается нового поколения, если мы говорим про эгоцентризм. А откуда вообще в России сложилась такая вот история? Мы же говорим, например, когда про западные страны, там, в общем-то, чаще люди поступают в университеты и все, дальше сами. А в России нередко встречаешь такие истории, это стало как бы частью нашей культуры как будто бы, семейного института, когда надо поддерживать вот до конца: не получается – поддержим; не учится – поддержим. Откуда у нас это? Галина Силласте: Вы знаете, у нас все это идет от наших частых войн, которые переживало государство. У нас другое отношение к ценности ребенка, чем на Западе. Мы готовы патронировать ребенка, до 60 лет он для нас все дите малое, которому надо помогать. Понимаете, это такая социокультурно заложенная особенность в нашем коде, что для нас ребенок – вот это все. Это точно так же, как «только бы не было войны», то же самое следующим рядом идет «лишь бы ребенку было хорошо». И вот в этом отношении нам некого с вами буквально обвинять: это то, что заложено в нашей родительской психологии. И с этой позиции, если мы не будем говорить, не только говорить, а давать возможность детям быть все более и более самостоятельными, тогда ничего не получится. Вот, допустим, один пример, как некоторые студенты поступают, я даже, в общем, как бы считаю, что это как новая технология. Значит, делают таким образом: они кооперируются вначале, когда они проживают, работают и учатся в вузе, и начинают копить в это время, зарабатывая уже на вторичной своей системе, начинают копить. Я спрашиваю: «На что?» – «На квартиру». Я говорю: «А родители как вам помогают?» – «Родители помогут, а я для чего?» Понимаете, т. е. постепенно у молодежи начинает приходить это сознание, быстрее, чем у родителей. У родителей все еще работает магнетизм «я обязан», а дети начинают думать «а я сам», «а я хочу», «я быть хочу независимым». Вот, понимаете, мы сейчас с вами находимся на том периоде, это может длиться лет 10–15, пока перейдет модель осознания самостоятельности среди молодежи. И тогда мы станем в этом отношении, конечно, несколько ближе к самостоятельной модели молодежи за рубежом. Антон Липовский: Блестяще! Мы согласны! Галина Силласте: Но это длительный период. Но он есть, он сегодня происходит, и мне кажется, что это как раз-таки есть одна из позитивных черт, когда вопрос «я сам», вернее, даже утверждение «я сам», становится в молодежной среде все чаще и чаще. Но без помощи родителей при такой низкой помощи государства, конечно, детям не обойтись. Антон Липовский: Мне кажется, мы полностью ответили на этот вопрос! Я разделяю абсолютно вашу точку зрения, шикарный пример про студентов. Спасибо вам огромное! Галина Георгиевна Силласте с нами была на связи, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Продолжайте нам звонить и писать, потому что мы вернемся сразу после выпуска новостей.