Галина Силласте: Три важные характеристики интеллигентного человека – понимающий, умный и знающий
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/galina-sillaste-tri-vazhnye-harakteristiki-intelligentnogo-cheloveka-ponimayushchiy-umnyy-i-znayushchiy-65208.html
Петр Кузнецов: Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с нами на связи. Галина Георгиевна, здравствуйте.
Галина Силласте: Доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Академик Лихачев, его сегодня вспоминали. Хотелось бы вспомнить его книгу «Письма о добром и прекрасном», ее еще называют настоящим учебником интеллигенции. Вот он там пишет: «Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать. Тренировать душевные силы, как тренируют и физические; и тренировка возможно и необходима в любых условиях».
Скажите, по-вашему, возможно ли воспитать, натренировать в себе интеллигентность? Ну вот с нуля – возьмем такую вот идеальную ситуацию.
Галина Силласте: Любопытный у вас вопрос – натренировать интеллигенцию.
Петр Кузнецов: Благодарю вас.
Галина Силласте: Дело в том, что вообще в принципе слово интеллигент оно ведь очень своеобразно выстраивалось. Вообще такое понятие чаще всего можно встретить именно у нас, в России. Потому что, если мы будем с вами говорить о подобных качествах, ну или близко подобных качествах за рубежом, нам обязательно с вами скажут: либо это интеллектуал, либо это профессионал, но нигде не используется слово интеллигент. Поэтому я лично трепетно отношусь к этому понятию, потому что оно сущностно российское понятие. Это первое.
Во-вторых, что касается определения. Вот тут говорили, что значит интеллигент. Но в этих понятиях не было одной очень важной черты. Вообще интеллигент в переводе, так можно сказать просто со славянского, – это понимающий, умный, хочу добавить, и знающий. То есть три очень важных характеристики.
Поэтому если вы очень хорошо все знаете, где-то вы очень даже умный человек, но вы не способны будете понять других, не способны будете встать рядом с другими, не выделяя себя, так сказать, как нечто совершенно особое произведение искусства, а на уровне понимания другого человека, на уровне помощи другому человеку, на уровне языка, с которым вы говорите с другим человеком, вас интеллигентом не посчитают.
Мария Карпова: Образование играет здесь какую-то роль?
Галина Силласте: Что?
Мария Карпова: Образование.
Петр Кузнецов: Интеллигент – производное от «интеллект».
Галина Силласте: Дело в том, что строго в научном контексте к слою интеллигенции относятся те, кто имеет высшее образование и занимается интеллектуальным трудом. Вот это такой формальный признак, по которому мы определяем, к какому слою общества или к какому классу общества относится конкретный человек.
Но вы знаете, ведь мы понимаем, что есть формальные свойства, и тогда мы говорим, что да, он относится к слою интеллигенции, а есть категория «интеллигент», вот то, что вы сегодня много раз подчеркивали. И тогда он называется конкретной личностью, и тогда говорят о совершенно конкретном типаже.
И в этом отношении, вы знаете, мне кажется, что одно из очень и важных свойств– это тот язык, на котором говорит интеллигентный человек. Он может говорить умно, но его все поймут. Он может говорить строго , но он не обижает людей, не подчеркивает, что вы ничтожества, а у меня такие знания, что вобщем-то вы не для меня.
Вот это высокомерие оно, кстати говоря, для многих наших людей, относящихся к слою интеллигенции, особенно творческой интеллигенции, культурной, как я называю певчей интеллигенции, оно, знаете, ну никак уже не подходит. Поэтому у нас очень большое расслоение внутри интеллигенции, друг друга многие слои интеллигенции не понимают, и не потому, что просто говорят «плохой человек», а потому, что судят по тому, насколько ты интеллигентно и уважительно ведешь себя по отношению к другим, насколько ты можешь рассказывать что-то очень сложное, очень многоуровневое. Но ты не демонстрируешь другого человека как в качестве человека, с которым… ну и что, что бедный, несчастный, ему объяснить надо.
Вот вы знаете, вот этот высокий слог говорить с простым человеком на красивом русском языке, который понимает, который ценят наши люди – это очень важное свойство. И когда мы сегодня с вами смотрим будь то в сети, будь то наши эстрадные некоторые певцы, вы конечно согласитесь со мной, что во многих случаях думаешь, господи, ну да, формально он с высшим образованием…
Петр Кузнецов: Галина Георгиевна, спасибо вам большое. Время, к сожалению, извините, что прерываем вас. Галина Силласте, наш эксперт. А мы подводим итоги нашего опроса: «Сложно ли сегодня быть интеллигентом?». Считаете, что да – 60%, нет – соответственно, 40. Осмыслим эти цифры, через 3 минуты снова в эфире с новыми темами.
Мария Карпова: Мы вернемся. Пока-пока.
Галина Силласте: Три важные характеристики интеллигентного человека – понимающий, умный и знающий