Мария Карпова: Геннадий Иванов с нами на связи, режиссер и кинопродюсер. Геннадий, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Геннадий Иванов: Добрый день. Мария Карпова: Геннадий, в последнее время очень много говорилось: кто-то говорил, что наконец открылись новые возможности для нашего кинематографа, кто-то говорил, что, наоборот, все совсем плохо, теперь ситуация станет еще хуже... В какой точке все-таки мы находимся сейчас, вот в данный момент? Геннадий Иванов: Во-первых, отсутствие такого конкурента, как Голливуд, открывает дорогу всем молодым кинематографистам нашей страны, и немолодым тоже, чтобы снимать хорошее кино и, самое главное, показывать его. Потому что вопрос, где его показывать. Если все кинотеатры были забиты только голливудской продукцией, то показывать кино было негде и невозможно. И сейчас кинотеатры свободные, показывать продукцию можно, кино можно смотреть. Если говорить о последних фильмах, это «Вызов», который был, «Чебурашка», который собрал почти 7 миллиардов, что до этого было невозможно... Поэтому это очень хорошо для российского производителя кино, но, наверное, не очень хорошо для зрителя, потому что репертуар кино значительно снижается. Мария Карпова: Да, и заполняемость кинотеатров это, конечно, никак не улучшит. То есть складывается такое впечатление, что сейчас все на себе вытягивают именно стриминговые сервисы. Но они же не могут отвечать за весь кинематограф... Геннадий Иванов: Конечно. С одной стороны, они не могут отвечать за кинематограф, потому что стриминговые сервисы делают в основном сериалы, т. е. это такие романы на длительное время, к которым зритель подключается и долгие месяцы смотрит этот сериал. В основном, если смотреть на Запад, у нас есть Netflix, который под себя подобрал сначала сериалы, а потом и все кино, кинематограф сейчас активно развивается на Западе благодаря Netflix: вкладываются огромные деньги туда, чтобы получать лучшие кадры, лучших режиссеров, актеров, лучшие сценарии. Мне кажется, что если сейчас начать вкладывать деньги в сценарное производство, т. е. в создание сценариев, большое количество питчингов проводить, то я как руководитель киношколы Митты могу сказать, что сценарий – это главное: чем больше будет сценариев, тем больше будет хороших фильмов. Петр Кузнецов: Можно вопрос? Как раз прозвучало слово «питчинг», и мы вспоминаем, что нас смотрит и поколение, которое не знает еще этого термина... Вопрос к вам как к продюсеру – как нужно работать со зрителем? Мы должны работать исключительно на современного зрителя, а более старшее поколение – его уже не переубедить, «лучшее все снято», это их молодость, они готовы смотреть бесконечно старые добрые фильмы, проверенные временем, и, может быть, каждый раз что-то открывать новое? Или все-таки пытаться увлечь и дать понять и старшему поколению, что и сейчас мы можем удовлетворить какие-то ваши зрительские потребности, и сейчас? Геннадий Иванов: Сейчас идет тенденция на создание ремейков. Тот же «Чебурашка», в общем-то, в какой-то мере ремейк... Сейчас выходят «Гости из будущего», «Бременские музыканты» снимаются... Петр Кузнецов: Да, но это очень смелый ход, потому что... Геннадий Иванов: Как бы те же истории, которые просто возвращаются на экраны заново. Петр Кузнецов: ...ты рискуешь нарваться на острую критику. Потому что ты сам за это берешься, ты сравниваешь себя с классикой, и вряд ли у тебя что-то получится, вряд ли у тебя получится снять лучше. Мария Карпова: Ну вот, например, осенью выходят «Гардемарины». Я уверена, это будет очень хорошее кино, но очевидно же, что его будут критиковать, даже не посмотрев, просто потому, что все помнят то кино... Петр Кузнецов: Здесь уже прямое сравнение, конечно. Геннадий Иванов: Жизнь проходит, новое поколение не смотрело старых фильмов, они принципиально их не смотрят. Поэтому есть возможность и новое поколение взять в кино, и старое поколение будет тащить молодежь в кино, чтобы посмотреть известный фильм. Мне кажется, что результат «Чебурашки» всех поразил, и я думаю, что эта тенденция будет нарастать. Петр Кузнецов: А потом старое поколение на середине фильма будет тащить новое поколение из зала... Мария Карпова: Да. Еще было бы хорошо, если бы, конечно, большие сборы говорили о качестве кинематографа, это не всегда так... Понятно, я не говорю про «Чебурашку», но согласитесь, что это не всегда так. Министр культуры Ольга Любимова недавно сказала, что нужно в год около 300 фильмов снимать, из которых 60 будут какие-то крупные релизы. Вообще, насколько это реальная цифра, 300 картин? Геннадий Иванов: Вообще, производство – это долгий процесс, т. е. сейчас кинотеатры стоят практически пустые, т. е. показывается то, что сняли в предыдущие годы. Время производства фильма – это 2–3 года, а если смотреть от сценария, может быть, и много-много лет. Мария Карпова: Про сценарии. Вы уже упомянули, что самое главное – это сценарий. Но, я помню, еще лет 10 назад, когда я училась во ВГИК, говорили, что нет сценаристов, нет хороших сценариев. Я так понимаю, что за 10 лет ничего особо не изменилось, это тоже большая проблема. Геннадий Иванов: Это долгий процесс, в который нужно вкладывать большие деньги. То есть за границей есть такой блэклист, то есть это сценарии, которые ходят по студиям, но их не покупают, и стоимость сценария, например, стоимость серии сериала за границей – 44 тысячи долларов, это вот что гильдия требует. У нас же это 100–300 тысяч рублей, самый дорогой, наверное, миллион рублей, вот примерно такие расценки. Поэтому качество... Естественно, человек может работать над одним сценарием несколько лет и получать за это деньги. Мария Карпова: Если совсем коротко, искусственный интеллект в нашем кинематографе – вообще можно о нем говорить серьезно? Я узнала, что один из каналов что-то снимает сейчас по сценарию, созданному нейросетью. Если мы вспомним сейчас забастовку в Голливуде, как раз это является одной из причин этой забастовки... В нашем кино это вообще возможно, или нам еще совсем далеко? Геннадий Иванов: Ну, искусственный интеллект развивается. Такая же была ругань по поводу пленки, что пленку никогда не заменит «цифра», но, знаете, все заменила, «цифра» развивается, развитие пленки было максимально, что можно было выжать. То же самое и с человеческим мозгом, а компьютер вы можете разогнать и увеличивать его производительность с каждым годом. Поэтому рано или поздно нас всех заместит искусственный интеллект. Мария Карпова: Спасибо большое, Геннадий! Очень оптимистично! Геннадий Иванов: И актеров тоже, и ведущих тоже. Петр Кузнецов: Ведущих... Нет-нет, вы этого не говорили, только актеров. Геннадий Иванов, режиссер и продюсер, в т. ч. и с прогнозами выступил. Спасибо. Мария Карпова: Пишут про безжизненные истории, безжизненные фильмы наши телезрители – ну вот если искусственный интеллект будет нам писать сценарии, еще хуже, что ли, будет?..