Иван Князев: У нас на связи Александр Мясников, историк. Александр Леонидович, приветствуем вас. Александр Мясников: Доброе утро. Иван Князев: Настя уже говорила, что ну современные бабушки они все-таки отличаются от тех, которые были, ну я не знаю, там полвека назад, в XX веке. Современные бабушки более молодые, более активные. А как их вообще роль-то поменялась за последние… ну я не знаю, за последний век хотя бы? Александр Мясников: Вы знаете, давайте я вам скажу, как поменялась их роль за последнее тысячелетие. Это будет интереснее. Иван Князев: Давайте, если есть такие исследования. Александр Мясников: Дело все в том, что это сейчас мы считаем, что бабушки – это мамы наших мам и пап. На самом деле со времен существования вообще так называемого матриархата бабушка – это вообще старейшина рода, вот в чем все дело. Поэтому все традиции, все, что угодно передавалось только через бабушку. Поэтому это такой маленький гимн бабушке. Бабушки сыграли огромную роль не только в приготовлении пирогов и научению играть в лото. Мы должны вспомнить первую бабушку, которая у нас была в истории – это княгиня Ольга. Она своего внука Владимира, который тогда был еще не столько князь, сколько конунг его называли больше, значит, он у нас крестил вообще Россию. И с этого времени Россия стала православной. Но самая интересная бабушка сыграла огромную роль (русская бабушка) в истории Европы. Это дочка Ярослава Мудрого Анна, которую он отдал замуж за французского короля, и вот она является бабушкой, прабабушкой и пра-пра-пра-бабушкой всех французских королей. Это вот такая совершенно замечательная история. Иван Князев: То же самое, кстати, говорили о королеве Виктории, она бабушка всей Европы. Александр Мясников: Ну это да, это такое, там много таких можно примеров привести, я просто хочу из нашей собственной истории. У нас была совершенно уникальная бабушка, которая считается лучшей бабушкой в Российской литературе, хотя про нее очень мало написано. Это бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова. Ее знал не только, значит, внук, ее знало все юнкерское училище, потому что она опекала всех и вся. Это Елизавета Алексеевна Арсеньева, у которой была очень сложная жизнь, у нее там муж погиб и вся родня, ну и потом, к сожалению, сам Лермонтов. Так вот Лермонтов называл ее самой любимой женщиной в мире. И с ним были согласны все его вот эти вот соученики военного училища. Это была вот такая уникальная совершенно бабушка, которая вот не только пироги пекла, но и учила их и жизни, и всему остальному, то есть замечательный совершенно человек. Поэтому роль бабушки в нашей истории и в современной жизни она, конечно, ни с чем не сравнима. Это такое, знаете, своего рода звание, если переводить на военный язык, это такое звание высокое. Иван Князев: Причем почетное. Александр Мясников: Да, почетное, очень почетное звание. Поэтому бабушкам всем надо сказать огромное спасибо. Вот благодаря им сохраняется вообще вот эта вот семья как таковая, традиции жизненные. Знаете, в России, когда любая еще с незапамятных времен каждая барышня, которая выходила замуж, ей бабушка дарила одну уникальную вещь, которая на сегодняшний день сохранилась, к сожалению, только в некоторых вообще местах. Она дарила закваску. Дело все в том, что мы считаем, что черный хлеб и молоко – это наша национальная еда. Это на самом деле так, но черный хлеб появился очень поздно, в XII веке, потому что дрожжи не поднимали черный хлеб, нужна была закваска. Так вот эту закваску для того, чтобы вот эта продолжалась традиция, и вот эти закваски, которые существуют до сих пор, их как бы основа на самом деле вот та, в XII веке, потому что для того, чтобы ее создать, добавить нужно новую. Ну, короче говоря, таким образом вот эта традиция хлеба, такого утреннего замечательного хлеба, который пекли в русских печах, это все было связано только с бабушкой. Иван Князев: Я помню еще в том числе бабушки сохраняют наши фольклорные, культурные традиции. Я помню на 4-м курсе, когда была фольклорная практика, я голову долго не ломал, я приехал к бабушке. Ну фольклорная практика – легенды, былины, тосты. Все мне правильно рассказали, записали, прекрасно все сдал. Александр Мясников: Ну конечно. Дело все в том, что вот эта устная традиция она же жила в семьях, она жила всегда и всюду. Но я еще раз говорю, так как исторически бабушка – это на самом деле изначально это хранитель и как бы глава, старейшина рода, то вот это все передавалось и хранилось, конечно, в голове бабушки. Ну уж, знаете, любовь бабушки к внукам – это совершенно особая вещь, это даже не любовь родителей к своим детям. Поэтому, конечно, это все совершенно замечательно. Слава богу, что они у нас есть. Очень хорошо, что они у нас, как вы говорили правильно, они изменились, они стали моложе, красивее, они себя намного дольше сохраняют в таком боевом состоянии. Мы их все равно эксплуатируем. Ну что с этим делать? Анастасия Семенова: Мы эксплуатируем бабушек. Иван Князев: По-доброму. Александр Мясников: Конечно, по-доброму. Анастасия Семенова: Ну а вот в какой момент… все равно вот мне кажется, вы говорите, как действительно было раньше, но сейчас это же чуть-чуть поменялось. Вот в какой момент это произошло, что для многих конечно же бабушка до сих пор хранитель очага, но с тем, что может быть мы идем куда-то вперед и стремимся… ну как-то все равно мы чуть-чуть отходим от этого. Вот как сохранить, как оставить?.. Александр Мясников: Ну понимаете, я вам сейчас отвечу, постараюсь ответить. Дело все в том, что изменилась, конечно, жизнь. Вот вы сами говорили о том, что можно было поехать в деревню к бабушке. На сегодняшний день основное количество бабушек живет в городах, в деревнях, к сожалению, уже нет. Вы знаете, была одна удивительная традиция в Москве, связанная с бабушками. У нас есть такой Новодевичий монастырь, перед ним поле. Значит, вот эти бабушки, ну в основном, конечно, дворянских там, боярских родов, такие вот состоятельные, они к старости уходили в этот монастырь не как монашки, а просто там жили. И вот для того, чтобы бабушек ублажить, для того чтобы бабушкам было приятно, вот на этом поле, которое сейчас там заросшее, проводились военные парады, в которых принимали участие их внуки. И вот для них это был самый главный подарок, когда они могли подняться на стены монастыря или своих там, посмотреть вот этот военных парад, где шли их внуки, значит, всевозможные там построения были. Это была такая удивительная традиция, которая была как бы, продолжалась, каждый год она была. Для того, чтобы отдать как бы, то есть отблагодарить бабушек в плане добра. Это было очень здорово, это было замечательно. К сожалению, сейчас такого нет, у нас военные парады сейчас бабушки смотрят по телевизору все эти военные парады, где их внуки тоже шагают. Ну то есть вот традиций очень много разных было. Что касается изменения жизни, ну у нас вообще жизнь меняется, понимаете. Ну что теперь делать? У нас бабушки на сегодняшний день, как их, кстати, внуки учат и внучки, как пользоваться всякими гаджетами, значит, выходить в интернет. Анастасия Семенова: Да, нам многие звонят и говорят, что не мы только внуков учим, но и внуки нас учат чему-то новому, чему-то интересному. Александр Мясников: Вы знаете, я могу сказать на собственном опыте, вот эти маленькие существа, они овладевают вот этой электроникой с какой-то невероятной скоростью и без всяких комплексов и проблем. Понимаете, то есть ты там будешь думать, вот это можно нажать, куда-то выйти, для них это совершенно ничего не значит, куда выйти, как. Они всем этим овладевают очень быстро и учат бабушек и дедушек. Ну просто мы сегодня про бабушек говорим, но, к счастью, когда у бабушки есть еще и дедушка. Иван Князев: Спасибо. Анастасия Семенова: Да, спасибо вам большое. С нами был на связи Мясников Александр Леонидович, историк.