Готовность к сезону
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/gotovnost-k-sezonu-82171.html
Антон Липовский: Ваши отношения с управляющей компанией похолодели, стало прохладно дома, и, возможно, холодные отношения с ресурсоснабжающими организациями, возможно, просто в вашем доме в принципе холодно, не работают батареи, вовремя не запустились котельные... Если у вас холодно, пишите-звоните, в этой получасовке мы будем разбираться с этой коммунальной наболевшей темой.
Ну и, конечно же, те сообщения, которые от вас приходили из Пензенской, из Астраханской области: «Дома холодные батареи», – почему, что делать, последовательность, алгоритм действий. Давайте делиться своими сообщениями: номер прямого эфира – 8-800-222-00-14, номера для ваших СМС и WhatsApp также на ваших экранах. Пишите, звоните, мы уже ждем.
С нами обещанный эксперт. В нашей студии Сергей Сергеев, руководитель практики ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры». Сергей, здравствуйте.
Сергей Сергеев: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Антон Липовский: В вашем доме тепло?
Сергей Сергеев: Вы знаете, в моем доме тепло, да, с недавних пор, хотя тоже я ждал некоторое время, когда все-таки в батареях появится тепло, теплоноситель.
Антон Липовский: То есть у вас централизованное отопление, вы тоже ждали.
Сергей Сергеев: Да, у нас централизованное отопление. Ждал, несколько дней причем работы велись, т. е. какое-то в системе, скажем так, бульканье происходило, но...
Антон Липовский: Так, т. е. вы слышали.
Сергей Сергеев: Да. Через пару дней, условно говоря, у меня после этого включились батареи. Но в целом в нормативные сроки уложились.
Антон Липовский: Смотрите, сообщений вот подобного рода очень много. Нижегородская область с нами на связи, традиционно очень активный регион, спасибо вам (другие тоже подтягивайтесь): «Как хорошо, что у меня свой дом, свой котел, свое отопление! Погоду в доме регулируем сами. А вот теща в городе в квартире мерзнет», – это с нами Лысково на связи.
Давайте, наверное, определимся с тем сначала, все-таки напомним, когда дома должно появляться отопление, если мы говорим про централизованное.
Сергей Сергеев: У нас законом установлен конкретный интервал. Если в течение 5 дней подряд температура наружного воздуха будет менее плюс 8 градусов, то, соответственно, отопление в квартирах должно быть включено. Теоретически в некоторых случаях по решению местной администрации может быть отопительный сезон начат и досрочно, если, допустим, экстремальные какие-то холода в течение пары дней и, собственно, необходимо срочно включить, обеспечить тепло в квартирах. Но в целом 5 дней температура если меньше плюс 8 на улице, то в вашем доме должны быть горячие батареи.
Антон Липовский: Но ведь это всегда такая точка горячая достаточно для обсуждений. Вот что такое температура ниже 8 градусов? Ведь мы ориентируемся в основном как? Нам холодно дома или комфортно. Собственно, мы же не ходим с термометром, и тем более никто же кроме нас не видит, даже если этот термометр есть, что он показывает. Как фиксировать эту историю? Как потом обращаться и говорить, что «вот было холодно, а нам не дали»?
Сергей Сергеев: Нет, тут имеется в виду температура на улице все-таки, среднесуточная температура ниже 8 градусов.
Антон Липовский: Среднесуточная.
Сергей Сергеев: Да, конечно, это все-таки у нас есть возможность ее зафиксировать, Гидрометцентр работает замечательно. Собственно, в автоматическом режиме, как только это происходит, отопительный сезон автоматически начинается, т. е. издается распоряжение.
Анастасия Семенова: Вот из Пензенской области пишут: «В Пензе плюс 8 как раз, отопление, как обещали, не дали, горячей воды нет. Живу в новом доме, третий год холодно, компании (не будем называть) привет», – написала Людмила. Как действовать Людмиле? Куда обращаться, как бить тревогу? Потому что огромное количество сообщений о том, что «обещали, звоню каждый день, говорят «да-да-да»». Жалобы? Не знаю, прокуратура только тут может помочь? Куда бежать-то людям и что делать?
Сергей Сергеев: Во-первых, тут надо понимать все-таки причины, по которым этого отопления у нее нет. Все-таки человек говорит, что он уже много месяцев живет и нет ни отопления, ни горячей воды, – это, возможно, здесь есть какие-то технологические причины, которые в принципе не позволяют в этом конкретном многоквартирном доме обеспечить необходимый уровень тепла.
Анастасия Семенова: Но вопрос, если это новый дом, кто за это отвечает? Управляющая компания?
Сергей Сергеев: Безусловно, смотрите, тут надо понимать, что любой собственник, гражданин, как только у него появляется проблема, связанная с холодными батареями, первое, куда ему необходимо обратиться, – это в управляющую компанию, потому что она на то и управляющая.
Смотрите, тут две как бы задачи может решать собственник: он может решать задачу, собственно, восстановления теплоснабжения и получения коммунальной услуги, а также еще задачу получения перерасчета или компенсации в случае, если она была некачественной. И вот для того, чтобы получить перерасчет впоследствии, по закону он обязан обратиться именно в управляющую компанию в первую очередь, т. е. это как бы...
Антон Липовский: То есть это первая инстанция, необходимая для обращения.
Сергей Сергеев: Это первая инстанция, куда необходимо сразу позвонить в диспетчерскую службу, зафиксировать, оставить заявку, что у меня, условно говоря, отсутствует отопление...
Антон Липовский: Но получить надо письменный ответ, правильно я понимаю?
Анастасия Семенова: Вот, да.
Сергей Сергеев: Вы для начала просто позвоните спросить, зафиксировать номер заявки, кто ее принял, т. е. вот эти данные. Дальше у диспетчера управляющей организации тоже прописан порядок его действий: в течение нескольких часов он должен связаться с поставщиком, выяснить причину, почему этого нет. В течение суток он должен отреагировать и дать ответ собственнику, почему у него нет отопления, и сообщить предполагаемые сроки восстановления. То есть это все регламентировано.
Антон Липовский: Это уже не важно, новый жилой фундамент, не новый?
Сергей Сергеев: Да, какая разница, абсолютно не важно.
Антон Липовский: На всякий случай.
Сергей Сергеев: Это управляющая компания, это ее обязанность, и с этого надо начинать, т. е. это то, что нужно сделать в первую очередь. То есть вы, скажем так, юридически значимое действие совершили, которое запускает вот эту процедуру, т. е., по сути, вот факт теперь есть. Там дальше потом уже должно быть организовано обследование, поставщик вместе с управляющей компанией должен выйти, проверить, действительно ли это так, составить акт, ну и т. д., и т. д., но начинать надо с этого.
А дальше уже нужно исходить из собственно причин, т. е. почему отсутствует отопление: авария произошла, или просто там не успели что-то подготовить, чья-то недоработка... И исходя из этого уже, собственно, выяснять следующие инстанции. Но вообще, жилищная инспекция и прокуратура, да, это те, кто...
Антон Липовский: Госжилинспекция, правильно я понимаю, ГЖИ?
Сергей Сергеев: Да-да-да.
Анастасия Семенова: У нас есть телефоны, кстати, вы их видите, мы их сейчас обозначим. Это горячая линия ГИС ЖКХ: 8-800-302-03-05. И горячая линия для жителей Москвы: +7 495 870-43-34.
У нас есть звонок, Нина из Липецка нам дозвонилась. Здравствуйте, Нина.
Зритель: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Слушаем вас, вы в прямом эфире.
Зритель: Нина Васильевна Журавлева. Я вот пришла с операции в четверг в ледяную квартиру. За 3 дня я тут простыла, все на свете у меня открылось, ОРВИ. И вот до сих пор... Дали на чуть-чуть, опять все батареи холодные в ванной, на кухне, в зале сейчас остывает опять. И вот дадут на 20–30 минут и отключают, дадут и отключают.
Антон Липовский: А, вот так даже...
Зритель: Когда это безобразие... ? Но это в моей квартире. Соседке 84 года, через стенку, – у той вообще все холодные и не включали никогда. Наш третий подъезд в доме, Студеновская, 5, квартира 46. Вот в 47-й и дальше в четвертом подъезде все холодные квартиры.
Анастасия Семенова: Сейчас постараемся помочь вам, Нина Васильевна, спасибо.
Антон Липовский: Спасибо за ваш звонок.
Сергей Сергеев: Да, печальная ситуация, печальная ситуация. Опять же, надо разобраться, в связи с чем. Я так полагаю, что, видимо, опять же по каким-то технологическим причинам не готова инфраструктура, для того чтобы на полную мощность работать.
Антон Липовский: Почему то появляется, то пропадает?
Сергей Сергеев: Да, видимо, настолько все критично, что вот есть, условно говоря, резервы только на такую временную работу, чтобы совсем...
Анастасия Семенова: Хоть как-то, да?
Сергей Сергеев: Смотрите, опять же, что такое холодные батареи и вообще отсутствие отопления, как же это измеряется? Мы же не меряем температуру радиатора, а измеряется температура воздуха в помещении, в центре комнаты. Соответственно, она не должна опускаться, как правило, ниже 18 градусов, т. е. ниже плюс 18. Соответственно, поддерживая эту температуру в комнате, уже, получается, услуга предоставляется качественная, т. е. уже можно...
Антон Липовский: Хотя 18 градусов – это ведь пограничное...
Сергей Сергеев: Это прямо минимум, это, конечно, минимум. То есть поддерживая хотя бы эту температуру, уже, условно говоря, теплоснабжающая организация может избежать каких-то серьезных санкций, условно говоря.
Анастасия Семенова: А вот Нине Васильевне куда вот обратиться? Позвонить спросить что, авария, не хватает сил... ?
Сергей Сергеев: В первую очередь, конечно, в управляющую организацию, нужно оставить заявку, ей должны ответить. Если ей в течение суток не ответили либо ответ управляющей организации Нину Васильевну не устраивает, соответственно, дальше она уже может обратиться в жилищную инспекцию. Это орган, который у нас надзорный, который, собственно, прямо для этого и предусмотрен. Соответственно, ситуация, когда нет отопления в холодное время, – это, по сути, ситуация, которая угрожает жизни и здоровью, т. е. в этой ситуации можно и проверку провести.
Антон Липовский: Хорошо, жилинспекция что обязана сделать?
Сергей Сергеев: Опять же провести проверку. Если это вина управляющей организации, то выдать предписание...
Антон Липовский: Обратно вернуть.
Сергей Сергеев: Соответственно, да, устранить нарушение, оштрафовать...
Анастасия Семенова: А вот и весна пришла, да?
Сергей Сергеев: Смотрите, это, конечно, все...
Анастасия Семенова: ...на совести, получается?
Сергей Сергеев: Естественно, мы должны опираться на добросовестность людей и руководствоваться этим. Если халатно сотрудники теплоснабжающей организации относятся к своим обязанностям, то тут куда ты ни пиши, кому ты ни звони...
Анастасия Семенова: Еще давайте звонок примем. Анастасия из Волгограда нам дозвонилась. Анастасия, доброе утро, здравствуйте.
Зритель: Доброе утро, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Слушаем вас.
Зритель: Волгоград, Красноармейский район. Наш дом – Куйбышева, 47. Не топят так, как надо. Я старый человек, у меня диабет, у меня вообще ноги отмерзают, я в зимних сапогах в квартире хожу.
Антон Липовский: Ничего себе...
Зритель: И нигде никому не дозвониться. Управляющая компания вообще не берет трубку. А в центре есть еще диспетчерская, специально организованная, они берут, но... Вчера я звонила, у меня позиция моя, 40 человек впереди меня по телефону – можно разве дозвониться так? То есть такое издевательство.
Антон Липовский: Действительно, это тоже настоящая проблема.
Анастасия Семенова: Да. Анастасия, спасибо вам большое за звонок!
Антон Липовский: Спасибо за ваш звонок, прямо сорвали мой вопрос с губ. По сути дела, если не дозвониться и если не реагирует адекватно управляющая компания, а такое тоже бывает... ?
Анастасия Семенова: Да, и человеку много лет, по состоянию здоровья он даже не может дойти.
Антон Липовский: Он, получается, вообще социально не защищен в данной ситуации.
Сергей Сергеев: Здесь опять же у нас есть, во-первых, лично я знаю, и волонтерские организации, которые с этим на самом деле помогают, в т. ч. к которым можно обратиться, если человек совсем, скажем так, недееспособный. Плюс опять же... Я даже не знаю, как тут посоветовать. Обратиться в прокуратуру... Если человек не может дозвониться, то опять же законом, по правилам надо пойти и написать бумагу лично, т. е. тогда нужно дойти, с бумагой под штамп, написать заявление. Но в любом случае, если предусмотренные законом способы не работают, то дальше уже нужно подключать, соответственно, общественный резонанс.
Антон Липовский: Общественный резонанс.
Вот следующий мой вопрос, Сергей. Сейчас что губернаторы, главы регионов, что, собственно, профильные министры, они, как правило, на такой достаточно тесной связи с различными структурами. Есть Центр управления регионами, ЦУР, есть различные другие ситуации, такие координационные центры, которые в регионах создаются. Вот бывает такое, что цепочка не работает как нужно, не отвечает управляющая компания или ведет себя по-хамски, Госжилинспекция тоже не во всех регионах отрабатывает так, как надо, заявки, – можно как-то вот такому человеку, который фактически без движения в доме, мерзнет, ходит в зимних сапогах, максимально быстро... ? Может быть, я не знаю, на Госуслугах заявку оставить, попросить соседей это сделать?
Сергей Сергеев: Это хорошая идея, т. е. попросить соседей – это то как раз, что я хотел сказать. Пока через Госуслуги, по-моему, это сделать нельзя, но в принципе опять же это нужно реализовывать. У нас есть механизмы помощи людям и пожилым, и недееспособным, их просто нужно знать, сейчас, чтобы не делать рекламу, я бы не хотел этого распространять, говорить.
Но в целом здесь опять же цепочка достаточно понятная: управляющая компания – жилищная инспекция – прокуратура, дальше уже Администрация президента и пр., пр., пр., телевидение. То есть у вас надо пройти сначала эти обязательные инстанции: в управляющую компанию обратились, в жилищную инспекцию написали, реакции нет – пишете в прокуратуру. А дальше уже, по идее, прокурор, в этой ситуации у него есть все полномочия выдать необходимые предписания, все полномочия провести необходимые действия, привлечь к ответственности, это вполне входит в его полномочия.
Если этого не происходит, то здесь, как правило, мы видим на примере тех ситуаций, которые у нас были, помогает всегда общественный резонанс.
Тем более в этом году, учитывая прошлогодний опыт, вы правильно сказали, созданы и центры управления в регионах, и в принципе на самом деле с точки зрения государственной власти много чего сделано, инструментов предусмотрено, для того чтобы эту ситуацию держать под контролем и граждане у нас не мерзли в своих домах. Поэтому эти вопросы действительно очень серьезно контролируются сейчас. Да, процедура подготовки и получения паспорта готовности к отопительному сезону, насколько я знаю, ужесточилась, скажем так...
Антон Липовский: Ужесточилась, да, это правда.
Сергей Сергеев: Да, действительно стали гораздо серьезнее к этому относиться, и коррупционная составляющая там тоже уменьшилась в этом плане, это по, скажем так, личному опыту общения с представителями отрасли. Поэтому в этом смысле работа, конечно, ведется. И сейчас, мне кажется, ничего не будет так работать, как общественный резонанс. Вот то, что вы звоните, это правильно.
Анастасия Семенова: Еще звонок.
Антон Липовский: Я знаю на примере Калужской области, там и социальные сети, Центр управления регионом, большое количество сообщений дошло в т. ч. до губернатора, вот он поручил в ряде регионов решить срочно эту проблему.
Сергей Сергеев: Да-да. Я вам на своем опыте говорю, это самое действенное, когда звонит помощник губернатора начальнику теплосети условно и говорит: «Дорогой мой человек, у тебя два дня...»
Антон Липовский: «Как хочешь».
Сергей Сергеев: Да: «У тебя два дня или один день, иначе...» А там все всё понимают, какие могут быть последствия.
Анастасия Семенова: Мы для этого и работаем и надеемся, что ваши звонки услышат в ваших регионах. Вот Розалия из Башкирии нам дозвонилась. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, у меня один вопрос: какая должна быть температура в угловых квартирах?
Антон Липовский: Ага.
Сергей Сергеев: Да, в комнатах угловых 20 градусов. В угловых комнатах чуть больше.
Антон Липовский: На два градуса выше.
Сергей Сергеев: На два градуса выше.
Антон Липовский: Это пограничная температура.
Сергей Сергеев: Да.
Анастасия Семенова: Так что если что-то не в порядке, то обращайтесь.
Антон Липовский: Фиксируйте, обращайтесь.
Анастасия Семенова: Огромное количество сообщений: «Что делать, если по улицам рвет водопровод и водоканал ремонтирует на время? Только уйдет бригада, и тут же опять течет... Зимой намерзает, осенью грязь непролазная. Сделали отсыпку улиц, а теперь все перекроют». Как тут быть?
Антон Липовский: Это же, очевидно, некачественная подготовка к сезону.
Сергей Сергеев: Здесь все-таки речь идет про водопровод, это же как бы не сезонная у нас тема, оно всегда у нас должно быть, холодное водоснабжение, насколько я понял.
Анастасия Семенова: Да.
Сергей Сергеев: Это в принципе та проблема, которая периодически возникает в разных регионах, так или иначе неготовность инфраструктуры: это бывают и тепловые сети, бывают и сети холодного, горячего водоснабжения... В большинстве случаев они у нас закладывались давно, модернизируется тоже это все частично...
Анастасия Семенова: Сколько лет они служат? Есть какой-то срок эксплуатации?
Сергей Сергеев: Слушайте, это все зависит от труб, по-моему, лет 50 они должны лежать... Я сейчас, чтобы не соврать, не скажу, там в зависимости от материалов...
Анастасия Семенова: И от регионов, мне кажется, тоже.
Сергей Сергеев: В том числе, да. Сейчас тем более материалы используются не так, как, условно говоря, в предыдущей стране, чугунные, сейчас полипропилен и всякие разные технологические материалы. Поэтому в этом смысле, конечно же, изношенность инфраструктуры тоже влияет и такие ситуации будут происходить.
Анастасия Семенова: Вопрос: «Почему за отопление платить за весь октябрь, если его дали в середине месяца?»
Сергей Сергеев: Значит что значит «за весь октябрь»? Смотрите, платежи за отопление, как и за любой коммунальный ресурс, рассчитываются по определенным формулам. Вы оплачиваете, по идее, то, что фактически потребили, поэтому у вас...
Анастасия Семенова: Бывает же, на год растягивается, делится...
Сергей Сергеев: Условно говоря, да. То есть формула предполагает равномерное выставление счетов в течение года с последующей корректировкой в следующем году. Но, по идее, все это должно в итоге, в финале приводить к тому, что вы оплачиваете ровно тот объем, который потребили, в т. ч. не только... У нас же есть тепловая энергия, за отопление вы платите в квартире, но еще и коммунальный ресурс на содержание общего имущества, у нас есть такое...
Антон Липовский: Общедомовое имущество.
Сергей Сергеев: Да, общедомовые нужды и т. д., там еще тоже, соответственно, вносятся платежи. И есть как раз-таки, иногда бывают ситуации с не совсем прозрачными этими расчетами, вот из-за этого еще возникают проблемы...
Антон Липовский: Вот, к сожалению, люди некомфортно себя чувствуют, потому что ты должен что-то высчитывать, знакомиться с нормативами...
Сергей Сергеев: Да.
Антон Липовский: Сергей, у нас остается буквально две минуты, хочется коротко еще спросить про отсутствие управляющей компании, когда в доме ТСЖ, меняется ли что-то в этом случае. И собственно, здесь вот спрашивают: «А если сырость оттого, что отопление не работало, пошел грибок, плесень по квартире?» Или вот, наоборот, вопрос: «А если, для того чтобы до крайнего дома в сети дотянуться отопительно, перетапливают?» – слишком жарко...
Сергей Сергеев: Да-да-да.
Анастасия Семенова: Или этажи, когда внизу очень жарко, а вверху слишком холодно.
Антон Липовский: Да. Давайте коротко, если можно, по всем пунктам пробежаться.
Сергей Сергеев: Давайте.
Первое. Если нет управляющей компании, что лучше, ТСЖ или управляющая компания, на самом деле зависит от того, кто ваши соседи и насколько они активны. Если это активный, скажем так, не очень большой дом, т. е. не полторы тысячи квартир, там это бесполезно... А если дом не очень большой, условно говоря, 50–70 квартир, и собственники активные, адекватные и им важно и интересно, как будет развиваться у них...
Анастасия Семенова: Не безразлично.
Сергей Сергеев: Да, не безразлично, как у них все будет работать, то, конечно, ТСЖ в этом смысле достаточно хороший инструмент, позволяющий все держать под контролем. Но при этом хорошая управляющая компания – это тоже на самом деле неплохо, ее просто нужно найти.
Антон Липовский: С этим разобрались.
Сергей Сергеев: Что у нас следующее, какой был вопрос?
Антон Липовский: Если пошел грибок, плесень, как быстро это зафиксировать.
Сергей Сергеев: Да, здесь, смотрите, опять же мы можем говорить, когда отсутствует отопление как коммунальная услуга, мы можем говорить по поводу того, что можно снизить ее стоимость, но при этом еще, если вследствие отсутствия отопления пошел грибок или еще какой-то иной ущерб был причинен, то, соответственно, его можно, конечно, компенсировать в отдельном порядке. Его нужно посчитать. Это то же самое, что и при заливах...
Антон Липовский: Нужно заказывать экспертизу.
Сергей Сергеев: ...если, допустим, у вас крыша протекла... Да, вы заказываете эксперта, эксперт оценивает ущерб, устанавливает причинно-следственную связь, вы дальше с этой экспертизой направляете претензию в управляющую организацию, говорите: «Вот из-за вас у меня грибок».
Антон Липовский: И все, и цепочка дальше как мы говорили.
Сергей Сергеев: И дальше это уже юридическая процедура.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Спасибо!
Сергей Сергеев, руководитель практики ЖКХ юридической группы «Яковлев и партнеры», с нами сегодня был.
Ну и, конечно же, если у вас слишком жарко, это, как нам сказал Сергей перед эфиром, тоже нарушение. Цепочку вы уже знаете.