Антон Липовский: Сейчас у нас на связи эксперт. Мы обещали. И зададим ему все вопросы. Григорий Андреевич Назаров с нами на связи – призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», учитель школы № 29 города Химки. Здравствуйте, Григорий! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Григорий Назаров: Доброе утро! Анастасия Семенова: Давайте первый вопрос: трудовое воспитание. С первого сентября в школу. Все говорят «за». Антон Липовский: Дискуссия развернулась. Анастасия Семенова: Дискуссия. Что говорите вы? Что будет? Как это будет выглядеть? Григорий Назаров: Поправки приняты, коллеги. Меняя на работу, в какой-то степени возвращаемся к хорошему опыту прошлого. И я поддерживаю полностью комментарии коллег из регионов, родителей, я так понимаю, о личном примере. Вы знаете, я 10 лет работал в школе, в которой учился. И, несмотря на все изменения в 1990-е, в нулевые годы мы всегда убирались в своих кабинетах. Мы выходили на субботники. Мы отправлялись в парк, где мы были ответственны за памятник Льва Николаевича Толстого, и приводили его в порядок. И никаких вопросов не возникало. То есть мы это делали, потому что была такая традиция в гимназии, ее не утеряли. Сегодня к этой традиции нужно возвращаться во всех школах. Конечно, есть особенности: у каких-то детей есть аллергия на хлорку, кто-то по физическим показателям не может выполнять большую нагрузку. Это все решаемо. Главное – вместе, понятно и интересно проводить эти работы. Анастасия Семенова: Угу. Хорошо. Ну, это отлично! А профориентация? Очень много сообщений тоже. Как это будет выглядеть? Я так понимаю, что это будет раз в неделю проходить. Сколько на это выделено часов? И каких специалистов? Кто их выбирает: школа или учеников спрашивают? Григорий Назаров: Смотрите. Да. Здесь важный момент. Я понимаю, что у родителей вопросы, чтобы ребенок не был перегружен. Ответ достаточно прост: у нас есть учебная часть образовательного процесса: это урок и внеурочная деятельность. Значит, в рамках уроков каждый предмет должен выходить на вопросы профессиональной ориентации. Не важно: математика, история, русский язык, литература. Хотя бы две-три минуты на каждом уроке это должно быть выделено. Это межпредметная связь. Это нормально. Внеурочка. Раз в неделю подразумевается – может быть, в другой школе побольше, эти школы вольны сами выбирать объем нагрузки – имеют такое направление в деятельности, когда после урока раз в неделю или два раза в неделю ребята добровольно могут приходить на такой кружок. И дальше реализуется образовательная программа. Воспитательная часть – это взаимодействие с предприятиями, это экскурсии в рамках реализации воспитательной работы школы, которые написаны и будут реализовываться с 1-го сентября во всех организациях Российской Федерации. А оттого, с кем школа взаимодействует, каких специалистов приглашает, интересных людей из тех или иных профессий, это прямо интерес и ресурсы школы. И это, извините меня, взаимодействие с родителями. Потому что родитель – это главный пример профессии. Антон Липовский: Так. Хорошо. Спасибо. Анастасия Семенова: Не поспоришь с вами. Антон Липовский: Да. С вами не поспоришь, действительно. Но, правда, про качество уроков труда вот очень много пишут сегодня: что дети готовят очень много проекты вместо того, чтобы что-то все-таки осваивать своими руками. Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Девочки – шитье и готовку, кулинарию. Анастасия Семенова: У нас прям взрывается это всегда. Антон Липовский: Да. Мальчики, вот нам пишут: «Ну вот мы, например, школьники, ящики для яблок сбивали на трудах». Вот прям только что пришло сообщение. Что по этому поводу скажете? Ну и, конечно, давайте поговорим про измененные правила в ОГЭ и ЕГЭ. Григорий Назаров: Да. Об уроках технологии. История про некоторую подмену проектной работы. Она, конечно, провалилась. В ней был смысл, но это вышло из-под контроля. Сейчас возвращаемся к опять же хорошей, традиционной работе в рамках уроков труда для мальчиков и для девочек, начиная с пятого класса в отдельных кабинетах. Но. И мы видим этот приоритет в новых школах, которые открываются: там огромные кухни для девочек, замечательные мастерские, очень высокотехнологичные. То есть Министерство просвещения к этому приоритету вернулось. Вопрос со старыми школами. Вот пишут, собственно говоря, уважаемые зрители из разных регионов. Видимо, школа относительно старая, там в какой-то момент эти кабинеты были ликвидированы. Кстати, в большей степени из-за того, что мест не хватало в школе. Обычно из-за этого. Соответственно, вести уроки негде. Сажаем в кабинет, открываем учебник. Ну и так далее. Поэтому это вопрос очень серьезный, такой организационно-технологический. Министерство именно поэтому вернуло его в повестку дня, потому что это достаточно большое финансирование. И если смотреть на программу ремонта образовательных учреждений, то одним из параметров этого ремонта является возрождение и модернизация кабинетов технологий. И для мальчиков, и для девочек. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: И это прекрасно! Телезрители рады. Антон Липовский: Теперь вопрос второй. Анастасия Семенова: Изменения ОГЭ, ЕГЭ. Антон Липовский: Да. Если можно компактно ответить, вот... Анастасия Семенова: Что-то сильно поменялось? Что ждать? Григорий Назаров: У нас пока вот что-то с литературой не понятно. Мы пока все обсуждаем. И география сегодня: там возникли вопросы с точки зрения методического сопровождения выпускников на экзамене. Все остальные предметы – сам я как историк смотрел, с коллегами говорили – они содержательно практически не поменялись. Методически, в смысле, корретариально – там максимум на 5-6%. Поэтому ничего страшного нету. Ждем, что в итоге будет решено с литературой. Анастасия Семенова: Непонятно, да пока, с литературой? Григорий Назаров: Пока нет. Смотрите, 1-го сентября то, что вот накануне, – это проект экзамена. Только в начале октября окончательно утвержден уже шаблон того, что будет. Поэтому сейчас профессиональное сообщество обсудит, родительское сообщество подключится. И после этого уже будет утвержден окончательный формат экзамена... Анастасия Семенова: Как это будет происходить. Да. И серебряные медали возвращаются, да, с этого года? Григорий Назаров: Да. Возвращаются. Две «четверки». Две «четверки» допустимы для ее получения. Хорошая попытка дифференциации одаренных, интеллектуальных детей. Все одаренные, все интеллектуальные, но у кого-то в большей степени учебная мотивация в этом смысле. Вопрос: мы ждем, какие льготы ребятам, которые серебряные медали получат, будут давать высшие учебные заведения. Потому что с золотыми мы знаем, с серебряными – не знаем. Ждем. Готовы разговаривать. Антон Липовский: Григорий, ну, если коротко. У нас меньше минуты остается. Вы по поводу 1-го сентября-то не высказались. Скажите, вы считаете, все-таки выходной или обычный день? Анастасия Семенова: Но не для учителей, понятно. Григорий Назаров: Сложный вопрос. Очень, очень. Для нас не может быть выходной, потому что... выходным для всей страны. Анастасия Семенова: Понятно. Антон Липовский: Да это понятно, да. Ну, для родителей. Григорий Назаров: Но между тем, наверное, да. Это праздник, который запоминается на всю оставшуюся жизнь. Антон Липовский: Вот! Это главное. Анастасия Семенова: Это главное. Спасибо большое! Антон Липовский: Григорий Андреевич Назаров – призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», учитель школы № 29 города Химки. Спасибо вам огромное! Анастасия Семенова: Спасибо. Да. Спасибо огромное! Подводим итоги: «Нужно ли сделать 1 сентября выходным?» «Да» ответили 43%, «нет» – 57%. Но, как сказал Григорий, что это запоминающийся день, и он должен остаться в нашей памяти. Мы продолжим обсуждать следующую тему уже в начале следующего часа.