Григорий Назаров: Я вижу общественно полезный труд как внутреннюю историю класса, школы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/grigoriy-nazarov-ya-vizhu-obshchestvenno-poleznyy-trud-kak-vnutrennyuyu-istoriyu-shkoly-klassa-69203.html Мария Карпова: Григорий Назаров с нами на связи, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», учитель школы №29 города Химки. Григорий Андреевич, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Добрый день.
Григорий Назаров: Доброе утро.
Мария Карпова: Григорий Андреевич, ну правда, а как сами учителя относятся к возвращению такой трудовой дисциплины в классическом понимании, к возвращению к урокам труда? И хватает ли в школах этих самых учителей, и готовы ли они к этому?
Григорий Назаров: Пункт первый: учителя не то что готовы – они уже ведут уроки «Технологии», просто называется это не «Труд», а «Технология». Кстати, в этом большая разница, потому что «Технология» – это CAD, это некоторая такая технологическая история, а «Труд» – это качество, ценность. Поэтому очень важно возвращение, как ты судно назовешь, так оно и поплывет.
Во-вторых, учителей, конечно, хватает, вот на примере нашей школы городского округа Московской области. Есть кадровые сложности – их должен решать директор, обсуждать здесь нечего.
Я бы здесь, наверное, сказал о том, что во многих школах Российской Федерации, я могу езжу по стране, есть проблема нехватки какого-то оборудования и, соответственно, возможности преподавания, особенно сложных таких подразделений «Технологии», как робототехника, например, технологии сложных производств... Ну потому что металлообработка, деревообработка – это плюс-минус есть, домоводство у девочек есть, а вот сложные истории... В школе, конечно, должны быть ресурсы, условия, для того чтобы это было. Но это задачка на будущее.
Это про «Труд», а про трудовое воспитание вы меня пока не спрашивали.
Мария Карпова: Спрашиваем тогда ваше мнение.
Григорий Назаров: Вы понимаете, вот я так думаю, что вы родители и вы знаете такую историю, когда заканчиваются уроки и вы смотрите, что осталось после детей в классе на полу, на партах и т. д. И вот сейчас по Семейному кодексу мы не имеем права детей иначе как очень жалобливо попросить поднять за собой бумажку.
Давайте вспомним наш советский опыт: дежурство в классе, в коридорах школы, уборка кабинетов по графику – это было... Это не обсуждалось, это элемент школьной жизни. Сейчас это нельзя, мы не имеем права ребенка не то что заставить, но лишний раз попросить не можем его убраться в кабинете, хотя мусор лежит в т. ч. его там.
И тогда возникает вопрос о ценности школы, о семейном сообществе, школьном таком семейном сообществе, о доверии друг другу и т. д. Я вот общественно полезный труд вижу пока именно как внутреннюю историю школьную. Это не значит, что мы будем детей заставлять мыть подоконники, убирать кабинет и т. д.
Петр Кузнецов: Как раньше нас заставляли.
Григорий Назаров: Но это значит, что мы хотим приучать детей к ответственному труду коллективному, понимать, что это их класс, их школа, простите, их государство.
Мария Карпова: Ну действительно, есть мнение, что такая инициатива появилась именно потому, что есть запрос от родителей, что дети ни к чему не приучены, ничего не делали... Но родители же опираются на свой опыт, на свое детство. Детей, ради пользы которых, собственно, это делается, мы не спросили – у них-то вообще есть такой запрос?
Григорий Назаров: Вы понимаете, здесь нужна социология. По общей обратной связи при нормальных беседах с детьми, при уважении к ним, конечно, они 90% готовы. Они прекрасно понимают, что «если я насорил, то я должен убрать», и они понимают, что мы все вместе.
Другой вопрос, что, конечно, есть те, кто не хочет. Это родительские объяснения или это детские объяснения, все вместе – это не имеет значения. Но у нас, конечно, многополярное общество, и, конечно, у нас право и ценность каждого, индивидуальности. Но для таких, я думаю, есть... «Вот не хотим» – окей, никаких обструкций, никаких преследований, это твое право, ок. Но давайте дадим возможность и право тем, кто хочет. Я уверен, что их большинство.
Мария Карпова: И те, кто не хотят, потом, возможно, подтянутся...
Григорий Назаров: Абсолютно в этом не сомневаюсь.
Петр Кузнецов: ...будут мыть подоконники.
Спасибо! Григорий Назаров, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», учитель школы №29 города Химки.
Мария Карпова: «Нужны ли в школах уроки труда?» – спрашиваем мы вас во втором часе. «Да» или «нет», продолжайте голосовать по номеру 5445.
Григорий Назаров: Я вижу общественно полезный труд как внутреннюю историю класса, школы