Григорий Пащенко: Если заголовок не сообщает тебе точную информацию, а пытается её как бы навязать, то сразу видно, что это какая-то непонятная новостная история, которая призвана просто взбудоражить сознание и наврать
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/grigoriy-pashchenko-esli-zagolovok-ne-soobshchaet-tebe-tochnuyu-informaciyu-a-pytaetsya-eyo-kak-by-navyazat-to-srazu-vidno-chto-eto-kakaya-to-neponyatnaya-novostnaya-istoriya-kotoraya-prizvana-prosto-vzbudorazhit-soznanie-i-navrat-76251.html
Антон Липовский: И вот сейчас мы тему цифровой безопасности обсудим с Григорием Пащенко, руководителем проекта «КиберМосква», он с нами на связи. Григорий, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Григорий, доброе утро.
Григорий Пащенко: Доброе утро.
Антон Липовский: Ну вот Олег Чернозуб, предыдущий спикер, уже обозначил, что большое количество различных фейковых ресурсов, информации сегодня существует. Ну вот, на ваш взгляд, главные источники небезопасной информации на сегодня? Давайте вот прямо их как-то сразу выделим, по вашему мнению.
Григорий Пащенко: У нас первое место занимают всегда т. н. псевдоблогеры. У нас есть блогеры, которые имеют реальных, настоящих подписчиков, которых подписчики выбрали, и эти люди на самом деле сейчас очень переживают за каждое сказанное слово. Есть псевдоблогеры, это люди, которые накрутили себе подписчиков, пытаются казаться знаменитыми. И вот они ради хайпа стараются распространять любую информацию, которая даже не проверена, и чем она ярче и имеет эмоциональный окрас, тем для них это все интереснее и интереснее. Как правило, они и начинают это распространение.
Второе место – это каналы, которые специализируются на каких-то хайповых новостях, каналы в известном мессенджере, и фильтрации там, как правило, нет никакой: берется основная новость, как правило, правды там 3–5%, остальное все накрутка. Это рассчитано, как правило, на молодежь, потому что молодежь любит не сухие цифры, сухие факты, а чтобы это было ярко, это задевало за душу, пробивало на слезу и подталкивало к каким-то действиям. Вот это два самых главных источника [недостоверной] информации.
И третий, который сейчас более-менее как-то начинает себя проявлять, – это т. н. доставка информации через короткие ролики, это типа шортсов, рилсов, куда просто интегрируются нарезки из новостей. Потому что люди не успевают посмотреть все новости, это очень долго, а если эти новости нарезать на одну минуту, чисто самые страшные моменты, то она [такая информация] заходит, ее быстро вкушают, и она уже достигает результата.
Но люди не понимают вообще, о чем. Люди видят, например, какой-то пожар, но где он, откуда, не понимают. И автор, который создает такие ролики, как правило, может намонтировать так, что у людей создается мнимое представление о событиях.
Антон Липовский: Кто поджигал, да, например, если речь о пожаре.
Григорий Пащенко: Конечно.
Антон Липовский: Смотрите, вы много работаете со студентами – как они фильтруют информацию? Как вы учите распределять информационные потоки? Как вот это поколение к этому подходит?
Григорий Пащенко: Мы в первую очередь всегда показываем официальные источники.
Вообще, у студентов, у молодежи сейчас есть такое... я думаю, что у каждого поколения молодого есть такое понимание, что «я не доверяю системе, потому что там все слишком просто, а все должно быть намного сложнее; есть у нас некий такой заговор, и вообще, все контролируют СМИ, нам пытаются информацию недодавать.
Антон Липовский: Так.
Григорий Пащенко: Вот на этом и играют как раз те люди, которые создают левые факты, просто создают больше информационной пыли, шума, чтобы эта новость была такой яркой.
Антон Липовский: Из серии «сейчас расскажу, как было на самом деле», для понимания.
Григорий Пащенко: Да, все верно.
Мы обучаем, во-первых, именно смотреть на официальные источники.
Второй момент: мы учим, как правильно самим искать информацию. Потому что никакой молодой человек не хочет быть обманутым, для них это как бы удар по самолюбию, и мы говорим: «Смотри, вот эти новости, они тебя могут обмануть; есть инструменты, позволяющие самому проверить эту новость».
Инструменты в принципе самые простые. Сейчас есть нейросети, которые позволяют проверить текст, нейросетка позволяет найти фотографию, а также можно найти еще и источник, откуда пошла эта новость.
Мы неоднократно показывали молодым людям, что, смотрите, вы поверили в новость, что некий блогер недавно получил квартиру в Дубае... Я не буду озвучивать блогера, но многим это зашло, потому что блогер сказал, что якобы, подделав документы, ты быстро получишь квартиру в Дубае, и вся молодежь стала туда смотреть. Мы показали, откуда эта новость, что вообще этой новости уже 8 лет, и был не блогер, а был совершенно другой человек, певец, и это был не Дубай, а вообще западная какая-то страна. Собственно говоря, кто-то просто новость переделал и получил новых подписчиков и крики «ура». Поэтому мы учим, как работать с этими новостями.
И важный момент: молодежь обычно новости читает по заголовкам – мы учим разбирать заголовки. Если заголовок не сообщает тебе информацию точную, а пытается тебе ее как бы навязать, то это сразу видно, что это какая-то непонятная новостная история, которая призвана просто взбудоражить ваше сознание и наврать вам.
Анастасия Семенова: А почему это происходит, вот вы говорите? Молодежь не хочет тратить много времени, им неинтересно? Вы пытаетесь им объяснить? Ну то есть из-за того, что мало времени на все, быстрее-быстрее, большей информацией они хотят напитаться, так получается?
Григорий Пащенко: Да, все верно. Мы пытаемся напитаться информацией как можно быстрее, пока у нас есть перерыв, пока мы переходим дорогу, для того чтобы просто быть в курсе событий. И как правило, мы выискиваем новости не тогда, когда нам это нужно, а просто потому, что у нас есть свободная минута, мы хотим посмотреть, что происходит в мире. Быстрый ритм жизни, быстрое употребление информации, соответственно, информация идет для нас таким потоком, не когда мы изучаем ее глубоко, а просто поверхностно смотрим то, что нам предлагают в данный момент.
Антон Липовский: Григорий, а насколько доверчива в принципе молодежь? И вот возвращаясь к тому же вопросу, который мы уже Олегу Чернозубу до этого задавали, – как влияет вот эта вот доверчивость на наши внутренние коммуникации, вот эта именно информационная доверчивость? Вот вы же наблюдаете за студентами – как в итоге это сказывается?
Григорий Пащенко: У нас есть наша фокус-группа, с которой мы работаем, и, скажем так, из 100 человек почти 75% доверяют фейкам.
Антон Липовский: Печально...
Анастасия Семенова: Печально.
Григорий Пащенко: Это увы. Когда у нас происходят какие-то громкие события, вот эти люди начинают друг другу пересылать сообщения, которые явно имеют фейковый окрас. Мы потом разбираем все вот эти моменты, обучаем, как с этим работать; мы обучаем одних, но приходят новые...
И если отвечать на ваш вопрос, да, молодежь наша очень доверчива, причем доверчива именно тем новостям, которые так или иначе имеют триггер, что «мы знаем больше, чем вам говорит правительство и официальные СМИ». Они сразу же бегут на такие новости, потому что считают, что там они узнают намного больше и это будет для них именно важным, важной информацией, которую им недодают через официальные СМИ.
Антон Липовский: А там блогер из Дубая, который не блогер и вообще не из Дубая, в общем, это было 8 лет назад...
Григорий Пащенко: Совершенно верно.
Антон Липовский: Я знаю, что у вас есть такая внутренняя инициатива цифровую безопасность разделить на уровни и придать разных цветов...
Анастасия Семенова: Окрас.
Антон Липовский: Да, окрасить эти уровни. Вот прокомментируйте, что там красное, что оранжевое.
Анастасия Семенова: Что зеленое.
Григорий Пащенко: Мы делим так.
Красный уровень опасности, когда у нас молодежь бесконтрольно потребляет информацию и начинает доверять на 100% этим источникам.
Почему это плохо? Через эти источники мало того, что приходит какая-то некомпетентная информация, неправдивая, но также получают доступ к нашей молодежи. Например, заставляют поставить некое приложение: «Хочешь читать больше секретных новостей – скачай наш VPN, наш VPN самый крутой, ты будешь знать все новости, то, что утаил Кремль».
И вот это приложение скачивается себе на телефоны, дальше получается доступ к контактам, вирус начинает поражать уже весь этот смартфон, и все фотографии, личные данные уходят куда-то злоумышленникам, а дальше начинается манипуляция. Это красный уровень опасности.
Зеленый уровень опасности, когда молодой человек только-только начинает проявлять интерес, например, говорит: «Я знаю, что есть вот это, и, кажется, мне это интересно...» Вот это зеленый.
Антон Липовский: У нас буквально 30 секунд, Григорий. Зеленый, я так понимаю, это когда это все контролируемо и осознанно, правильно?
Григорий Пащенко: Да, все верно.
Антон Липовский: Вот тот самый зеленый, вот к этому и надо стремиться.
Анастасия Семенова: Спасибо большое, Григорий!
Антон Липовский: Блестяще!
Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква». Спасибо вам огромное!
Григорий Пащенко: Если заголовок не сообщает тебе точную информацию, а пытается её как бы навязать, то сразу видно, что это какая-то непонятная новостная история, которая призвана просто взбудоражить сознание и наврать