Григорий Пащенко: Фишинговые сайты уходят в прошлое. Сейчас превалирует ситуация, когда создаются так называемые сайты-партнёры
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/grigoriy-pashchenko-fishingovye-sayty-uhodyat-v-proshloe-seychas-prevaliruet-situaciya-kogda-sozdayutsya-tak-nazyvaemye-sayty-partnyory-65066.html
Антон Липовский: Итак, ну что ж, у нас на связи, как мы обещали, эксперт, руководитель проекта «КиберМосква» Григорий Пащенко. Григорий, здравствуйте!
Григорий Пащенко: День добрый!
Анастасия Семенова: Здравствуйте!
Антон Липовский: Ну вот прямо позитивный звонок в преддверии нашей беседы. Это тот случай, когда девушка все перебирала, все возможные пути…
Анастасия Семенова: Вовремя остановилась.
Антон Липовский: И способы проверки. Вовремя остановилась, да. Но таких историй достаточно мало. Скажите, насколько сегодня успешно вообще орудуют фишинговые сайты на просторах интернета?
Григорий Пащенко: На самом деле, фишинговые сайты уже уходят в прошлое, потому что уже все понимают, что есть официальные источники. И на самом деле поисковые системы сами начинают блокировать выдачу фишинговых сайтов. Поэтому мы уже от этого постепенно отходим.
Сейчас больше превалирует такая ситуация, когда создаются сайты, так называемые сайты-партнеры, которые называют себя, как «супер-касса», «касса скидок», «касса по дисконту». И в принципе, никто им не может запретить работать. Они имитируют продажу со скидкой крупных билетов, либо они пишут, что у нас есть билеты потому, что это билеты, которые были куплены, там, год назад, у нас это дешевле.
Либо у нас есть социальный билет, у нас есть пенсионерам скидка, студентам скидка. И вот это работает. Это не фишинг, но это работает.
Второй момент. Есть очень много приложений, которые ставят сейчас наши пользователи. Приложения называются «Купи билет в один клик». Условно это так называется. И мало, кто вообще смотрит, как оно работает. Заходят на какую-то кассу, там, например, билет на того же «Щелкунчика» за 30 тысяч. Хочешь за 20 – скачай приложение и, соответственно, отработай покупку через наше приложение, и получаешь кешбэки, скидки.
И люди ставят, потому что, естественно, хочется подешевле. Поэтому фишинг уходит в прошлое, с фишингом активно борются как сами поисковые системы, так и владельцы, провайдеры крупных билетных агентств, они их проверяют реально. Но новый вид мошенничества, так называемая «партнерская касса», выходит вперед.
И причем «партнерские кассы» очень часто рекламируются не в поисковых системах, а в мессенджерах. Когда создаются некоторые группы, и, например, видим историю: «Я Даша, мне вчера посчастливилось купить билет не за 65, а за 30 тысяч. На эти 30 тысяч я куплю подарки своим детям».
Антон Липовский: Ну понятно, накручивают. Да, Григорий, скажите, а как принцип работы этой кассы? То есть почему она может существовать? И каким образом, куда уходят деньги?
Григорий Пащенко: Если мы почитаем соглашение на этих кассах, то в самом низу будет белым шрифтом по белому, так условно говоря, написано, что это всего лишь ознакомительный ресурс, который подскажет, где можно будет купить билеты с какими-то скидками.
И когда человек, например, покупает там билет, ему приходит там этот талон.
Антон Липовский: Да.
Григорий Пащенко: И при изучении этого талона получается, что это просто информационное письмо, в котором человеку рассказывается, где можно приобрести официальный билет. Ну, по сути, помните, как раньше еще работали «черные» риэлторы? Да, человек снимает квартиру.
Антон Липовский: Ах вот оно что!
Григорий Пащенко: А ему говорили: «Мы вам не снимаем квартиру, мы вам находим объявления с квартирами».
Антон Липовский: Григорий, то есть правильно я понимаю, что в итоге человек, заплатив деньги, он платит их за услугу? То есть получается, что с них взять-то нечего, да?
Григорий Пащенко: Да, да. Да, все это верно, надо было внимательно читать договор. И многие люди при этом оплачивают картой, не снимают галочку. Есть галочка «привязать карту», и каждый месяц списываются деньги. Деньги за что? За информационную рассылку, на которую человек сам и подписал себя. Вот такая проблема.
Если мы говорим все-таки про фишинг, всегда работает самая простая ситуация. Когда вы зашли на какой-то сайт, там что-то очень дешево, вам это очень хочется, копируем название сайта, вставляем в поисковую систему и смотрим, что она нам ответит. Самый простой способ проверить фишинговый сайт. Все. Но их, на самом деле, все меньше и меньше.
Анастасия Семенова: Да, ну вот мы открывали сайты театра, да, Московского музыкального Академического театра Станиславского и Немировича-Данченко.
Антон Липовский: Да, да.
Анастасия Семенова: Там действительно было, там 8-10, они прямо действительно похожи. Разные буквы, то есть на первый взгляд, и даже вот эти вот значки, да, которые официальные, рядом с театром…
Антон Липовский: Как понять, где не подделка?
Анастасия Семенова: Да, вот мы поняли, что там стоит такая синяя галочка теперь. И прямо ты на нее наводишь, и там прямо написано: официальный сайт, черным по белому написано, да? Теперь вот так с этим борются?
Григорий Пащенко: Да. О чем мы говорим, поисковая система маркирует официальные ресурсы.
Анастасия Семенова: Но вот вы сказали, что, вот даже наша гость говорила, что очень часто бывает, что вот эти копии, сайты двойников, и труппы театров есть, и кто там служит, и какие спектакли. То есть все-таки лучше что, получается, в кассе купить? Пойти, потратить время и доехать? Ну если есть, конечно, это время.
Григорий Пащенко: Нет, конечно, касса – это касса, это очень надежно, стоять в очереди и купить, и получить в руки – это всегда надежно. Нет, зачем? Если мы с вами хотим посетить определенное какое-то заведение, театр…
Анастасия Семенова: Как это, например?
Григорий Пащенко: Можно, например, найти его в сети. Мы нашли его в сети, с этой замечательной зеленой галочкой, что он официальный, зашли на него и через него купили билеты. Если же на этом сайте, ну, бывает такое, что на самом деле сайты, они не продают билеты, они отсылают на сайты партнеров, такое тоже бывает.
Вы можете просто связаться с тем же театром и спросить: «Скажите, пожалуйста, а где бы мы могли официально приобрести билеты на ваши замечательные шоу, то, что будет под Новый год, например?». И, как правило, они ответят.
Антон Липовский: Да, а вот, собственно, хотел сказать, что никто из нам позвонивших, да, Григорий, никто не сказал о том, что они не позвонили ни в одну из этих компаний, в которой хотели получить услугу. Григорий, хочется спросить, что сейчас в тренде у мошенников? Потому что надо, конечно, быть готовыми к этому.
Анастасия Семенова: Вообще, не связанное с театрами?
Григорий Пащенко: Не с театрами, это покупка товаров к Новому году по так называемому «серому» параллельному импорту с очень большой скидкой. Это гаджеты «яблочной» компании, которые можно купить в треть цены, потому что они по «серому» импорту. Это заказать автомобиль, который можно купить по «серому» импорту.
Антон Липовский: Даже так.
Григорий Пащенко: Ну, естественно, даже так, автомобили сейчас очень сильно выходят на рынок, скоро весна. И предлагают внести предоплату 400 тысяч, и якобы, в марте вы получите совершенно новый автомобиль, который будет здесь растаможен.
Антон Липовский: Слушайте, Григорий, ну это не носки с оленями купить, это все-таки, ну, машину-то как-то, через какой-то там сайт оплачивать опасно. Вот здесь все-таки лучше, как за билетиком, в кассу, наверное?
Анастасия Семенова: Ну это тоже, наверное, психологическая уловка. Это тоже, да, на психологию? Они же выявляют, как на сайтах знакомств, есть – да, кидают ссылку, купи рядом со мной, пойдем на свидание, да?
Григорий Пащенко: Да.
Анастасия Семенова: То есть все это действует, работает. Но как, наша телезрительница сказала, что дети помогают, как все-таки старшее поколение от этого обезопасить? Самим покупать им билеты?
Григорий Пащенко: Да нет, на самом деле, старшее поколение, конечно же, вот сейчас старшее поколение находится в зоне риска, потому что скоро праздники, и старшее поколение хочет сделать подарки. И все же слышат, что интернет, там можно купить подешевле, и они в это верят.
На самом деле нужно просто пообщаться с вашим старшим поколением. И действительно показать, например, два официальных маркетплейса, которые есть в России, на которых, только там чтобы покупали какие-то товары. И неважно, там, купил сосед где-то, либо купил знакомый.
Вот два сайта, где ты можешь купить себе какие-то товары, пожалуйста. И создать для старшего поколения отдельную виртуальную карту. Не настоящую, куда приходит пенсия, зарплата, на виртуальную карту положили небольшую сумму денег, и с нее совершили оплату. Все. Если даже мошенник к этой карте получит доступ, денег там не будет.
Ну и конечно же, всякие серьезные покупки лучше оговаривать заранее.
Анастасия Семенова: Вместе делать с семьей.
Григорий Пащенко: Вместе, конечно. Все-таки поговорить, объяснить, что хочешь сделать добро, в итоге может быть…
Антон Липовский: Понятно. И в конце концов, те ресурсы, которые возникают постоянно, и вы говорите, сейчас эра покупок, подарков, приобретений, наверное, надо их все-таки проверять, читать отзывы. Наверное, по-другому больше никак.
Григорий Пащенко: Конечно.
Анастасия Семенова: Потратить чуть больше времени, чем вы привыкли.
Антон Липовский: Да.
Анастасия Семенова: Григорий, спасибо вам большое! Григорий Пащенко с нами был на связи, руководитель проекта «КиберМосква». Мы двигаемся дальше.