Григорий Пащенко: С приходом нейросетей мошенники получили новый инструмент, который называется «мошенничество против мошенничества»
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/grigoriy-pashchenko-s-prihodom-neyrosetey-moshenniki-poluchili-novyy-instrument-kotoryy-nazyvaetsya-moshennichestvo-protiv-moshennichestva-72138.html
Мария Карпова: Григорий Пащенко с нами на связи, руководитель проекта «КиберМосква». Григорий, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Григорий Пащенко: Доброе утро.
Мария Карпова: Григорий, действительно, есть такое ощущение, что с приходом нейросетей никакого спасения от мошенников не будет, потому что они могут подделать что угодно, не только аудио, но и картинку могут подделать.
Григорий Пащенко: Все верно.
Надо понимать, что с приходом нейросетей мошенники получили новый инструмент, который называется «мошенничество против мошенничества». Сейчас нейросети занимаются тем, что создают, внимание, тексты, группы, картинки, как противодействовать схемам мошенников. Эти нейросети создают огромное просто количество информации якобы для защиты, но по сути все сводится опять к тому же: «Чтобы себя защитить, вам нужно сделать такой-то алгоритм действий», – и далее ссылочка опять на те же мошеннические сайты, мошеннические приложения и какие-то алгоритмы действий для мошенников.
Момент №2: нейросети стали очень желаемым продуктом для наших граждан, и все пытаются... Вообще, популярный запрос сейчас в поисковой системе на нейросеть, создать картинку, текст либо что-то еще. И мошенники создают программы, решения, которые прикрываются, маскируются под нейросетки, но на самом деле являются все тем же продуктом по взлому и хищению данных у наших граждан.
И надо понимать: мы живем в мире, когда развивается такая информационная токсичность. Мы говорим часто о том, что «мошенники кругом, они обманывают, будь аккуратнее», но перегруз нашего сознания информацией зачастую позволяет войти в наши вообще двери вот этой зловредной схеме. Когда человек перегружен днем, ему поступает звонок, он еще не отключился от двух-трех задач, которые он выполняет, тут ему по телефону что-то нагружают... Его мозг просто не в силах найти те алгоритмы по защите, которые были заложены через наши с вами сюжеты, какие-то тексты, и он просто выполняет действия.
И когда был вопрос, какое самое действенное решение, вот алгоритм простым языком, – да не берите вы трубки! У меня вопрос: почему вы отвечаете на незнакомый номер? А зачем? Здесь очень просто.
Мария Карпова: Григорий, да, незнакомый номер, согласна. Ну хорошо, я все равно думаю, что большинство из нас все равно перезвонит на незнакомый номер, но тем не менее лучше не перезванивать. Но, насколько я поняла, мошенники теперь могут этот номер подделывать, т. е. они могут звонить как будто бы с известного вам номера.
Григорий Пащенко: Могут подделывать. Операторы мобильной связи с этим активно борются. И, насколько мы видим, за последние 1,5 года таких активностей стало намного меньше. Да, раньше они подделывали, сейчас такого стало меньше. Но если даже вам позвонили с поддельного номера, сбросьте вы, напишите вы в чат. У нас есть мессенджеры, в которых куча просто наших друзей; написали, потратили минуту времени, но все выяснили.
Скоро подделывать будет очень сложно. Сейчас мошенники как в основном воруют номера? Люди ставят себе программы, которые определяют, звонит ли мошенник либо нет, и многие эти программы воруют ваши же номера телефонов, сливают мошенникам. И потом через эту же программу поступают звонки, которые перекрывают настоящие номера телефонов, просто фальсифицируют, и вам звонит как бы ваш друг. Сами поставили – сами потом с этим боретесь.
Мария Карпова: Мы уже давно выучили правило, что нельзя разговаривать с мошенниками, т. е. очевидно, что это мошенники, если вас просят какие-то данные карты, куда-то что-то перевести, это, мне кажется, мы уже усвоили. Значит, неизвестные номера... Что еще стоит учитывать, зная, насколько технологии идут вперед, насколько мошенники тоже продвинуты в этом плане?
Григорий Пащенко: Мошенники сейчас часто начинают спамить телефон. Во-первых, давайте мы четко поймем, что мошенник – это не тот человек, который занимается конкретно вами, а это оператор, у которого огромная сеть программных продуктов, которые работают сразу с тысячами людей. Это один оператор, который обрабатывает эти тысячу человек. Соответственно, сейчас новый опять же вид: на телефон поступает куча разных рекламных спамов, и потом приходится сообщение, что «хотите отключить спам – пожалуйста, выполните такой алгоритм действий», переход по ссылочке куда-то еще.
Второй момент – это различные... Скажем так, то, что у нас сейчас дорабатывается очень много государственных порталов, мы же видим, у нас кругом какие-то цифровизации, все у нас там растет, и люди уже не знают, что вообще происходит, и начинается рассылка новых программ, «обновите Госуслуги», «поставьте дополнительную программу для отслеживания чего-то»... Люди не уделяют время знакомству с этим.
И самое главное, когда мы возвращаемся к нейросетям, что сейчас уже действительно звонят нейросетки, и взять под контроль нейросеть очень сложно, потому что это программа, у которой свободный исходный код. Если мы говорим, что должно быть какое-то техническое средство, которое будет с этим бороться, ну против нейросети может быть только другая нейросеть, которая будет во время звонка проверять, находится ли ваш друг, родственник или этот абонент вообще в онлайне и откуда поступает звонок. Либо, может быть, сделать какой-то алгоритм распознавания голоса, что тоже очень сложно. Но мы к этому придем.
Мария Карпова: То есть быть максимально бдительными.
Петр Кузнецов: Да, здесь нам пишет пенсионерка, ей 71 год, она начинает с этого: «Никогда не думала, что может быть столько мошенников. Кто же несет ответственность за их деятельность? Может быть, дело в том, что их не ловят? Неужели в «цифре» нет умных, которые прекратят этот обман?»
Об ответственности в этом звене, раз задается этим вопросом наша телезрительница. Здесь только мы виноваты во всем том, что происходит?
Григорий Пащенко: На самом деле злоумышленников найти можно, но часто бывает так, что злоумышленник находится за пределами Российской Федерации, давайте мы это уже примем. Здесь работает просто программный продукт, который администратор запустил, нажал кнопочку, и он как комбайн сам собирает вот эти все данные, а злоумышленник находится в теплых странах, сидит там и в принципе ответственности никакой не понесет, потому что те страны просто не выдадут. А еще нужно будет найти этого злоумышленника...
Поэтому, говоря о том, что умные люди придумают алгоритмы, блокируют незнакомые номера, подозреваемые сим-карты, которые «серые» сим-карты, – все это проходит. Но в первую очередь в чем смысл? Мы можем создать вокруг, например, одного дома поставить сто полицейских, но если человек сам будет открывать дверь и пускать всех подряд, тут ни одна полиция не поможет.
Мария Карпова: Пишут про мошенничество с QR-кодами наши телезрители. Я так понимаю, что это тоже достаточно новая схема?
Петр Кузнецов: Новый вид инструмента, старое мошенничество.
Григорий Пащенко: Старое.
Мария Карпова: Уже старое?
Григорий Пащенко: Это старая схема. На самом деле с QR-кодами пошла схема очень давно. Мошенники делали сначала что? Они в барах переклеивали QR-коды под меню, «хочешь оставить чаевые – пожалуйста», сейчас их клеят на самокаты... И часто делают еще что? Часто сейчас берут какие-то девочки на себя футболочки с QR-кодом, «хочешь получить больше обо мне информации – пожалуйста, прочитай QR-код». QR-код находится на рекламных баннерах, на автомобилях; приходит в виде сообщения то, что «пройдите авторизацию».
Если вы хотите проверить и вам очень прямо интересно, что это за QR-код, ну поставьте вы специальную программу, которая есть в официальных источниках ваших мобильных приложений, которая так и называется «Распознавание QR-кода», но без перехода. Вы можете просто посмотреть, куда ведет эта ссылка. Ссылку скопировали, вставили в поисковую систему и почитали про нее информацию.
Мария Карпова: Вот это хороший совет.
Григорий Пащенко: Не надо прямо все читать подряд.
Мария Карпова: Вопрос от меня, мне правда интересно. Если я пересылаю кому-то фотографию документов в одном из мессенджеров и там написано, что какое-то шифрование все-таки там работает, – это тоже небезопасно?
Григорий Пащенко: Это небезопасно. Во-первых, вы должны понимать, что все, что ушло в Сеть, оно переходит через какие-то каналы...
Мария Карпова: А если я попрошу удалить эту фотографию тут же?
Григорий Пащенко: Канал зашифрован, но, во-первых, надо понимать, что доступ к этому мессенджеру может быть у злоумышленников. Если вы убеждены, что у злоумышленников нет доступа к этому мессенджеру, это еще более-менее как-то безопасно, как-то безопасно. Смотря через какой канал связи вы высылали, куда это уходило... Я бы рекомендовал пересылать какие-то личные сообщения и изображения либо в каком-то вашем отдельном приватном мессенджере, который не популярный, либо...
Петр Кузнецов: ...лично в руки. Григорий, спасибо! У нас время.
Мария Карпова: Спасибо! Времени не остается.
Петр Кузнецов: Спасибо вам за советы! Григорий Пащенко.
Григорий Пащенко: С приходом нейросетей мошенники получили новый инструмент, который называется «мошенничество против мошенничества»