Антон Липовский: Григорий Анатольевич Заславский, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, ректор ГИТИС. Григорий Анатольевич, здравствуйте. Григорий Заславский: Да, здравствуйте. Антон Липовский: Скажите, пожалуйста, что за такой ажиотаж? Это вот нормальное событие, то, что сейчас происходит, или это какое-то возрождение интереса к такой бессмертной классике? Такие очереди... Григорий Заславский: Во-первых, мне очень понравились ваши корреспонденты и та публика, которая выступала. И очень интересный такой... конечно, это не совсем социальный срез получился, но тем не менее любопытно то, что мужчины более реально относятся к тем ценам, которые сегодня установлены на билеты, и готовы потратить больше. Но вообще, жители Екатеринбурга поразили какой-то, я бы сказал, такой серьезностью отношения к музыкальным, к каким-то театральным событиям... Антон Липовский: К искусству в целом. Григорий Заславский: В общем... Понимаю, что Екатеринбург – это действительно одна из театральных столиц России. И главное, с пониманием, сколько что может стоить. Далее по поводу вашего вопроса. Конечно, новогоднее представление и то, что имеет отношение к детям, к любимым, – это те события, на которые все-таки люди готовы потратить не столько побольше, а они готовы потратить безумные какие-то деньги, с которыми они не расстанутся в другой ситуации. И «Щелкунчик» – это на самом деле люди платят за сказку, потому что в Новый год люди ждут чуда, и поход на «Щелкунчик» – это из тех чудес, которые все-таки могут случиться в реальности. Поэтому мне кажется, что ничего тут удивительного нет. Ажиотаж... Должна быть какая-то некая мечта и что-то невозможное, и в разряд вот этих вот сказочных невозможностей «Щелкунчик» в Большом театре в последние годы вошел. Мне кажется, ничего плохого в этом нет. Другое дело, что Большой театр, мне кажется, последовательные и очень серьезные предпринимает шаги, чтобы побороть вот эту вот спекуляцию, и в принципе, конечно, здесь тоже мы, с одной стороны, не хотим, чтобы были спекулянты, а когда театр предпринимает понятные, ясные и такие вот вполне объяснимые шаги, тут же начинают говорить: «Ой, что это за браслеты?», «Ой, что это такое?» Тогда победить спекуляцию будет невозможно точно. Антон Липовский: Но здесь надо понимать, что не только же за сказкой идут в канун Нового года. Вообще, в принципе на новогодние представления, вот много информации, мы с Аней пока к эфиру готовились, читали, где-то уже в октябре нет билетов на многие представления, где-то 80%, уже даже статистика есть, подсчитали, раскуплено. Все равно некий ажиотаж такой наблюдается, и мы сейчас говорим в основном про театры и какие-то серьезные такие представления, какие-то оперетты, балет, мюзиклы и т. д. Все-таки всплеск-то наблюдается? Григорий Заславский: Конечно. И я думаю, что неслучайно, что Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, когда в него пришел новый директор, понял, что это та золотая жила, от которой точно не стоит отказываться, и у них тоже появился свой замечательный «Щелкунчик». Мне очень просто кажется эта история показательной: это очень дорогой спектакль, чуть меньше 100 миллионов рублей, но это очень дорого, и за прошлую новогоднюю кампанию, как я понимаю, они заработали примерно такие же деньги. То есть к театральным проектам новогодним можно относиться как к инвестиционным проектам, даже когда речь идет о таком серьезном, не о том, чтобы пошабашить, два актера и три стула, а когда это дорогой спектакль, все равно это позволяет заработать. Анна Белоглазкина: Ну вот как раз к вопросу про цены хочу перейти. Люди жалуются, особенно из регионов, что спектакли для них недоступны... Антон Липовский: Дороговато. Анна Белоглазкина: Да, дороговато. Может ли театр быть доступнее? Григорий Заславский: Театр в принципе доступен, и даже новогодние спектакли в каких-то случаях вполне позволяют пойти всей семьей. Потому что мы все-таки видели: среди тех, кто отвечал на ваши вопросы, были самые разные зрители. Ведь никто же не сказал: «Я в принципе не пойду» или «Я вообще не готов стоять ради театра». Достаточно спектаклей... Здесь самое главное, чтобы не попасть на халтурщиков, которые решили под Новый год, зная вот эту вот готовность людей отдать бо́льшие деньги, попасть на мошенников. Например, мы уже не первый год, наш учебный театр маленький, там меньше 200 зрителей, но те люди, которые делают вместе с нашими студентами спектакли, они проводят специальные социологические исследования, какой сюжет выбрать, и каждый раз это до сих пор получается, что это сюжет какой-то русской сказки, и продавать билеты тоже начинают, по-моему, за полгода. То есть вот эта вот кампания, как в Большом театре, с 20 декабря по 10 января, или с 25 декабря по 10 января, когда два-три спектакля в день, конечно же, это требует начала продажи билетов задолго. Как, например, там сейчас уже прошла вот эта вот пора концертов Александра Розенбаума в Театре Армии, когда он там две недели или десять дней, и они же тоже начинают продавать за полгода билеты. Антон Липовский: Здесь не только про сроки, здесь мы еще, конечно, про цены говорим. Вот средняя статистика была, стоимость билета 2,5 тысячи по России, и вот пишут, что далеко не на всех хватает. Даже в хороший цирк сходить в период Нового года, новогодних праздников в семье в количестве трех человек – это 10 тысяч рублей, что дороговато, это без попкорна, без сладкой ваты и т. д., вот об этом пишут. Григорий Заславский: Можно я вас перебью? Тут, к сожалению, палка о двух концах: ты можешь поставить цену на билет 2 тысячи рублей, чтобы никого не обижать, и тогда на улице их будут перепродавать за 25 тысяч рублей. Вот я недавно был в Театре на Бронной, билеты стоят по 14 тысяч, и ты подходишь к театру, и ни один человек не спрашивает лишний билетик, но при этом зал полный. То есть театр всю вот эту вот, извините за выражение, маржу, которая могла бы уйти спекулянтам, получает сам и, соответственно, имеет возможность вкладывать в новые постановки, потому что все, что театр зарабатывает, он тратит на зарплаты артистам и на новую продукцию, и она может быть еще более дорогой, красивой и т. д. И здесь вот... Да, есть дешевые билеты где-то в конце партера, амфитеатра, и точно так же и в Большом театре есть билеты, я не помню, они сейчас по 100 рублей или уже по 300 рублей, но они есть. Поэтому говорить о том, что... И к сожалению, среди тех спекулянтов, которые стоят перед Большим театром, пенсионеров очень много, которые купили билеты... Это я не для того говорю, чтобы лишить пенсионеров этой скидки; пенсионер, который перепродает билеты, может быть, для него это зато какая-то законная возможность получить прибавку к пенсии, как говорилось в какой-то старой рекламе... Антон Липовский: Ну да. Григорий Анатольевич, конечно же, мы не можем не заручиться вашей рекомендацией, что бы вы всем нам, в т. ч. и нам с Анной, посоветовали на Новый год. Куда сходить? Что выбрать? Анна Белоглазкина: Может быть, не только в Москве. Антон Липовский: Конечно. Григорий Заславский: Ну вот я в выходные еду в Нижний Новгород на премьеру спектаклей наших выпускников. У нас один Тимур Галеев поставил в Нижегородской драме спектакль «Изергиль» по одному из рассказов Максима Горького, а в нижегородском ТЮЗ другой наш выпускник, Константин Денискин, выпустил «Дубровского», мы уже начали праздновать 225-летие со дня рождения Пушкина. А сегодня, 9-го, в Якутске премьера наших выпускников: Евгения Тикиджи выпускает в Якутском институте искусств и культуры дипломный спектакль со студентами по ирландской прозе. Мне кажется, она очень остроумно решила, что психология ирландцев и якутов в чем-то близкая, и нашла вот такую историю, несколько рассказов, которые объединила в инсценировку. Но это вот, естественно, я как ректор ГИТИС болею за наших студентов и выпускников. Антон Липовский: Хорошо, спасибо. Скажите, а вот слава конкретного представления из каких параметров складывается? Вот, например, «Щелкунчик» – это такая бессмертная классика, а может ли что-нибудь из нынешних постановок стать классикой в каком-нибудь ближайшем будущем? Григорий Заславский: Тут ведь тоже... Понимаете, вот есть классика, есть любимые спектакли, есть спектакли модные. Например, «Новая оптимистическая» в МХТ – это модный спектакль, а «Смертельный номер» в Театре Табакова, может быть, не великий спектакль, не классика, но это из тех спектаклей, которые когда-то, вот в первом своем исполнении, был для меня и для многих моих знакомых любимым спектаклем. Естественно, когда я прихожу на сегодняшнюю новую версию, я понимаю, что я сталкиваюсь со своим собственным вот этим вот стереотипом, каким должен быть тот любимый спектакль, и очень сложно соединиться с легендой. Поэтому тут разные вещи. «Щелкунчик» в Большом – это еще и замечательные солисты, через которых проходят все будущие и все нынешние звезды, поэтому неслучайно, что в сочетании с новогодними праздниками это спектакль, который вызывает наибольший ажиотаж и самые высокие цены, какие только есть в сегодняшней России. Антон Липовский: Хорошо. Спасибо вам огромное! Григорий Анатольевич Заславский, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, ректор ГИТИС, с нами был на связи. Благодарим вас.