Хронические заболевания
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/hronicheskie-zabolevaniya-90973.html
Анастасия Семенова: Хронические заболевания – это сложные и многофакторные состояния, которые характеризуются длительным течением и часто не поддаются (к сожалению, мы все это знаем) полному излечению. Они требуют постоянного медицинского наблюдения и комплексного подхода к лечению, направленного на улучшение качества жизни пациента и предотвращение прогрессивной болезни.
Каковы причины и как же себе помочь, поговорим с Наталией Геннадьевной Горн, семейный врач у нас в гостях. Наталия Геннадьевна, рады вас видеть, проходите, присаживайтесь.
Руслан Арсланов: Наталия Геннадьевна, здравствуйте, доброе утро.
Наталия Горн: Здравствуйте-здравствуйте, доброе утро.
Анастасия Семенова: Вот о хронических заболеваниях говорить можно 365 дней в году, но сейчас жара и кажется, что прямо интернет пестрит заголовками, что «хроникам» в жару еще хуже. Что входит в список самых распространенных вообще хронических заболеваний?
Наталия Горн: Хронические заболевания – это заболевания, которые протекают во времени, т. е. «хронос» – «время», те, которые имеют периоды обострений, периоды ремиссий. И наверное, самыми значимыми заболеваниями являются, конечно, гипертоническая болезнь, это, конечно же, ожирение, это сахарные диабеты I и II типа, и большое количество более узких заболеваний есть по кардиологическому профилю, хроническая сердечная недостаточность, хроническая почечная недостаточность... Если мы будем перечислять, то это вот...
Анастасия Семенова: ...все 20 минут мы и перечислять будем.
Наталия Горн: Даже не успеем.
Анастасия Семенова: Не успеем.
Но много заголовков о том, что получать удовольствие от каждого дня... Как жить с хронической болезнью? Потому что если человеку говорят, что что-то нашли, неважно, гипертонический криз в данный момент, у человека сразу какой-то такой откат назад: «Я неполноценный человек», «Как мне с этим жить?», «Все, мне теперь плохо, и тут заболело, и там».
Как себе самому помочь и как врач должен объяснить пациенту, что все, можно в стадию ремиссии уйти, что все будет хорошо? Потому что мы любим в депрессию откатываться.
Наталия Горн: Очень хороший вопрос, Настя, потому что здесь, когда речь идет о постановке диагноза или у человека уже есть диагноз, есть один самый главный фактор – это взять ответственность за свое здоровье на себя: не на врача, не на таблетки, не на процедуры, а на себя. И самым главным лекарством является модификация образа жизни при любом заболевании, а когда здоров, тем более, чтобы они не возникли.
Поэтому когда человек знает о том, что у него есть, например, повышенное артериальное давление и гипертоническая болезнь, обязательно человек должен принимать специальную терапию, всегда, пожизненно. То есть нельзя, например, при давлении попить таблетки, которые прописал доктор, месяц-два, «ой, а у меня ж нормальное стало давление – отменили». Все, и через несколько дней, иногда недель у нас возникает гипертонический криз, срыв адаптации, и надо снова выстраивать терапию.
Поэтому если при хронических заболеваниях доктором прописана терапия и не написано ее отменять, отменять ее категорически нельзя, особенно сейчас, летом, когда жарко, когда достаточно сложные [условия], есть высокая влажность, есть высокие температуры, духота... Очень нужно быть аккуратным к своему здоровью.
Анастасия Семенова: Чуть-чуть в сторону отойдем. Вот вы сказали, что часто мы месяц попринимали, лучше стало, «ну, врач написал, ну и все, мне стало легче, все, хватит». Ваша задача врача, мне кажется, как донести до пациента, что это нужно делать? Потому что мы, мне кажется, все, взялись, «так, месяц я буду делать», а потом как-то ты «ой, забыла», «ой, днем пропустила», и вот это вот по нисходящей, а потом «здравствуйте, у меня опять все заболело».
Наталия Горн: Это очень глубокий вопрос, как дать пациенту мотивацию быть здоровым.
Анастасия Семенова: Да.
Наталия Горн: Есть две категории пациентов и людей: одни хотят лечиться, а вторые хотят вылечиться. И вот когда человек хочет лечиться, он там что-то полечился и бросил. Те люди, которые хотят вылечиться, которые хотят достичь контроля над своим заболеванием (а заболевания есть достаточно серьезные, они могут приводить к инвалидизации), тогда человек очень тщательно выстраивает терапию.
Анастасия Семенова: Еще есть такой момент, что люди: «Ой, мне назначили (например) 5 миллиграмм, а я попью 2,5 миллиграмма. Вроде бы помогает? Помогает».
Наталия Горн: И такое есть. А есть, например, когда врач выстраивает комплексную терапию, учитывая все аспекты заболевания и особенности организма пациента, а пациент, как я говорю, одну ногу побрил, а на другую нанес воск: вот эти таблетки ей нравятся, а вот эти вот таблетки ей не нравятся. И соответственно, вот эти она пьет, а тут она прочитала листовочку, побочные эффекты ей не понравились или что-то еще, «Это я пить не буду». И получается такой вот, знаете...
Я говорю, всегда объясняю пациентам. Вы, например, решили, вот купили красивый жакет, и вот вы думаете: «А вот я вот здесь еще вытачку сделаю», «А вот здесь вот еще карманчик», «А здесь вот почему-то пуговку перенесу...» И получается такой Франкенштейн, который, в общем-то, и в люди нельзя выйти в нем, и, в общем-то, вещь уже потеряли. То же самое с лечением.
Анастасия Семенова: Многие спрашивают, давайте самое распространенное, вы уже сказали, – как в жару людям с хроническими заболеваниями себя правильно вести?
Наталия Горн: Людям и без заболеваний в жару тоже надо правильно себя вести, но с хроническими заболеваниями в первую очередь соблюдать питьевой режим, т. е. 30 миллилитров на килограмм веса – это норма для нормальной температуры.
Руслан Арсланов: Еще раз, 30... ?
Наталия Горн: Тридцать миллилитров на килограмм массы тела – это физиологическая потребность при нормальной окружающей температуре. В жару я рекомендую все-таки около 40. Мы учитываем все жидкости, не просто я поел суп, чай, а еще 3 литра жидкости, – нет, суммарно. Но критерием достаточности вашего питьевого режима служат ваши походы в туалет, это действительно так, об этом нельзя не сказать: почки работают – организм хорошо себя чувствует.
Например, часто в жару у людей возникает головная боль, и вот, поверьте, эта головная боль снимается двумя стаканами воды.
Анастасия Семенова: А не таблеткой известного препарата.
Наталия Горн: Не нужно таблетку.
Руслан Арсланов: Ну наконец-то!
Наталия Горн: Сначала выпейте два стакана воды комнатной температуры, можете совсем немножко ее даже чуть-чуть подсолить, или два стакана минералки, и очень часто вот эта микроциркуляция восстанавливается и вы реально будете чувствовать себя лучше.
Анастасия Семенова: Сейчас тут многие телезрители...
Руслан Арсланов: Сейчас многие зрители говорят: «Ну наконец-то, мы так долго ждали, когда же появится этот простой, известный способ, как наконец-то все вылечить, – два стакана воды, оказывается!»
Наталия Горн: Ну...
Руслан Арсланов: Наталия Геннадьевна, спасибо! Наконец-то чудо-таблетка найдена.
Наталия Горн: Все бывает.
Анастасия Семенова: Давайте еще без таблетки – что еще нужно делать? С питьем разобрались.
Наталия Горн: Аккуратно с питанием: поменьше тяжелых продуктов – побольше сезонных овощей и фруктов. Делайте салаты, делайте салаты из всего. Можете положить и фрукты вместе с овощами, и зелень, и хорошее растительное масло... То есть легкие блюда, которые не требуют серьезных затрат пищеварительной системы на переваривание.
И еще один вам такой совет, который очень сложно выполнить, – высыпаться, высыпаться. Постарайтесь именно в эти сложные, душные дни высыпаться.
Анастасия Семенова: А когда же гулять?
Руслан Арсланов: Как раз высыпаться-то сложно в эти дни, потому что уже с утра жарко, ты спишь, тебе кажется, что уже душно... Как, раньше ложиться? Тоже не получается, потому что еще жарко... Дольше спать не получается, потому что уже жарко... Где этот баланс найти?
Анастасия Семенова: И даже вот из Красноярского края: «После жары в 19 часов выхожу на улицу и гуляю до 23-х, потому что гуляла раньше утром, но сейчас не переношу». Когда же высыпаться с таким графиком?
Наталия Горн: Прогулки – прекрасно, замечательно. Но если говорить про гигиену сна, чтобы ваша спальня не нагревалась, сейчас есть огромное количество достаточно малобюджетных способов.
Во-первых, можно наклеить специальную термопленку на окна.
Анастасия Семенова: Та же фольга работает!
Наталия Горн: Нет, сначала можно наклеить термопленку, она есть на маркетплейсах, она очень неплохо отсекает нагрев вашего помещения. Обычная фольга, мои родители в детстве летом просто заклеивали пластырем и фольгой окна. Ну заклейте вы на самые жаркие дни и все, и у вас уже реально в спальне будет на 3–4 градуса холоднее даже без кондиционера. Поэтому, чтобы спальня была максимально прохладной, нужно обязательно закрыть от солнца полностью.
Анастасия Семенова: Давайте вернемся к хроническим заболеваниям, потому что часто человек, имея какое-то заболевание, он даже этого не знает и в какой-то стадии... Например, вот часто я вспоминаю, что... Астма же относится к хроническим заболеваниям?
Наталия Горн: Относится.
Анастасия Семенова: У многих не было никогда, а вот тут на тебе, в 35 «подарок», в цветение... Как, почему это проявляется?
Наталия Горн: На цветение – это не астма, а поллиноз...
Анастасия Семенова: Поллиноз, но все все равно в простонародье относят это к астме.
Наталия Горн: Сбои иммунитета возникать могут в любом возрасте, и проявление аллергических реакций тоже может манифестировать в любом возрасте: до этого не было, а тут вот случилось. Много факторов этому может способствовать.
Но опять-таки, ежегодная диспансеризация, измерение артериального давления, ежегодная сдача анализов, для того чтобы не пропустить начало хронического заболевания. Не секрет, что повышенное артериальное давление, проблемы с почками... Все врачи знают, что почки умирают молча: у пациента вначале нет никаких симптомов, совершенно никаких.
Анастасия Семенова: То есть не болит, не тошнит, голова не кружится...
Наталия Горн: Не болит, не тошнит, не отекает – ничего. И совершенно простые анализы, тот же общий анализ мочи, общий анализ крови, все, что нам положено по ежегодной диспансеризации, которую можно пройти по возрасту в поликлинике, мы в состоянии обнаружить предвестники заболевания.
А если у вас уже есть какие-то симптомы, не нужно ждать, что само пройдет, – идите к врачу. Припухают суставы, где-то есть какой-то болевой синдром, испытываете странные ощущения, хроническую усталость – пожалуйста, сходите к врачу и обследуйтесь.
Руслан Арсланов: Наталия Геннадьевна, я вот сейчас понял, что ведь такая жара, такая погода может стать как раз...
Анастасия Семенова: Послужить...
Руслан Арсланов: ...показателем. То есть человек может списать на нее, скажем так, свое недомогание. Вот началась жара, человек почувствовал себя плохо и такой: «Наверное, жарко, просто сейчас жара спадет и все будет хорошо». Но ведь это может быть как раз-таки первым звоночком вот того самого хронического заболевания, которое только-только появляется. И вот в жару, может быть, еще важно тоже не списывать все на погоду, а обратиться к врачу, да?
Наталия Горн: Конечно. Срывы адаптации, конечно же, чаще всего возникают в какие-то менее обычные окружающие условия, в мороз, например, или в жару. Поэтому, конечно, если что-то есть, лучше к врачу.
Анастасия Семенова: Многие спрашивают, все-таки повлияло, телезрители пишут, на жизнь... Они на качество жизни все-таки влияют? Или опять же, как вы в начале сказали, это зависит от самого пациента, от самого человека? Это же еще и психологический фактор.
Наталия Горн: Очень мощный психологический фактор.
Знаете, есть у нас такой термин, он называется «выгода болезни». Это когда подсознательно человеку выгодно быть нездоровым, таким образом человек (чаще это женщины) привлекает к себе внимание близких. Это такой крик о помощи, что «мне хочется внимания, мне хочется...», это неосознанно абсолютно. И вот эти часто, длительно болеющие пациентки – это как раз одна из форм, кстати, и тревожных расстройств. Мы говорили о психосоматике, мы говорили о пусковых моментах.
Но когда у человека есть хроническое заболевание... например, не знаю, у меня есть пациенты с болезнью Бехтерева, это серьезные проблемы с суставами и позвоночником, ревматоидные артриты, болезнь Паркинсона, гипертоническая болезнь, разные более редкие заболевания... но когда человек мотивирован, терапия подобрана, человек делает гимнастику, человек старается оптимально использовать все способы лечения...
Руслан Арсланов: Борьбы, лечения.
Наталия Горн: Санаторно-курортное [], и вот утром даже встает и делает ту правильную зарядку... Вот если пациент хочет жить и быть здоровым, медицина бессильна, т. е. все зависит только от нас. Наша ответственность за наше здоровье лежит только на нас.
Анастасия Семенова: Вот телезрительница пишет: «У меня хронический тонзиллит, я с ним живу, он мне никак не мешает». Что это? Вечно на диспансеризации к врачу приходишь: «Есть хронические заболевания?» – «А, ну тонзиллит». Ты как будто как-то снисходительно к этому относишься.
Наталия Горн: Это очень странная формулировка. Когда-то, может быть, человеку ставили тонзиллит, но если беспокойства в горле нет, то и диагноза нет.
Анастасия Семенова: А, т. е. диагноз может быть снят с пациента?
Наталия Горн: Ну конечно, может быть снят. Есть диагнозы, которые не могут быть сняты, например, болезнь Паркинсона не имеет обратного развития.
Диагноз «хронический тонзиллит» – это, мне кажется, такая вообще «братская могила», в которую, простите, складывают все что ни попадя. Когда есть хронический тонзиллит, у лор-врача он курабелен, он лечится, и он вылечивается.
Анастасия Семенова: Это прекрасно!
Наталия Горн: Другое дело, что сейчас рассматривают хронический тонзиллит как в целом неблагополучие всего желудочно-кишечного тракта: это и измененный микробиом, сдвиг в сторону более патогенной флоры... То есть все, что начинается у нас во рту и на протяжении всего желудочно-кишечного тракта, поэтому подход к лечению хронических тонзиллитов, хронических заболеваний носа, рта и глотки...
Анастасия Семенова: Синусит еще, да.
Наталия Горн: ...сейчас такой междисциплинарный.
Анастасия Семенова: Здорово!
У нас есть звонок, Галина из Оренбурга нам дозвонилась. Галина, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Слушаем вас.
Зритель: У меня вот такой вопрос. Вы знаете, мне 83 года, я обращалась к врачу по поводу того, что я очень плохо себя чувствую, т. е. у меня от колена до лодыжки ноги тяжелые, невозможные. Меня обследовали, все, и УЗИ делали, и всякие МРТ. И, вы понимаете, я здорова, как сказать, врачи мне говорят: «У вас все в порядке», но я, понимаете, иду и задыхаюсь. Я иногда даже посуду мою, и я просто задыхаюсь. Вот что это такое? Электрокардиограмма нормальная, «ну немножечко там левый желудочек у вас чуть-чуть».
Руслан Арсланов: Спасибо.
Анастасия Семенова: Галина, спасибо за откровенность.
Руслан Арсланов: Сложно, конечно, так сразу ставить диагнозы...
Анастасия Семенова: Да, по телефону дать консультацию...
Наталия Горн: Это почти невозможно и совершенно неэтично.
Но проявления и венозной недостаточности, которое по возрасту связано с отечностью, ну и здесь все-таки я бы более детально (пациентка возрастная, 83 года, прекрасный серебряный возраст) обратила внимание, попросила консультацию кардиолога. И все-таки я даже по одышке слышу, вот сейчас пациентка с нами разговаривала, что все-таки проявления застойной сердечной недостаточности чуть-чуть есть. Нужно немножечко вам скорректировать терапию у кардиолога, у профильного специалиста.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Спасибо!
Анастасия Семенова: Василий с нами на связи.
Руслан Арсланов: Алтайский край. Василий, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, уважаемые.
Руслан Арсланов: Слушаем вас.
Зритель: Я послушал информацию вашей гостьи, доктора об изменении образа жизни, для того чтобы быть здоровым, и поделюсь своим опытом.
Руслан Арсланов: Пожалуйста.
Анастасия Семенова: Давайте.
Наталия Горн: Прекрасно.
Зритель: Когда мне было 45 лет, у меня был букет заболеваний: это была и хроническая пневмония, это были и скачки давления, это были и головные боли, простуда частая... И я как-то купил книгу Галины Шаталовой о здоровье в 1993 году, полностью согласился с ее направлением и выбрал здоровый образ жизни. И сегодня мне 77 лет, и я себя чувствую лучше, чем в 45, гораздо лучше. От меня все ушли заболевания, все недуги; только некоторые, связанные с возрастом, [присутствуют]. И спасибо говорю и себе, и всем, кто мне помог.
Руслан Арсланов: Спасибо, Василий, вам за то, что поделились!
Наталия Горн: Просто браво!
Руслан Арсланов: Да, прекрасный пример и прекрасный финал, что «спасибо говорю себе»...
Анастасия Семенова: В первую очередь.
Руслан Арсланов: (Да.) ...«и всем, кто мне помог». Вот это важно, наверное, себя все-таки настроить.
Наталия Горн: Это просто вот браво, потому что, да, возраст-ассоциированные заболевания постепенно, конечно, будут у нас у всех проявляться. Но вы послушайте, какой бодрый настрой, какой энергичный голос, как замечательно!
Анастасия Семенова: По делу.
Наталия Горн: По делу, четко. Какие когнитивные функции, прямо четкая, связная речь. Просто браво!
И каждому нужно понять, что здоровье начинается с себя. Каждое утро мы совершаем выбор, что съесть, что сделать, как отреагировать на стресс, чем заниматься.
Анастасия Семенова: Спасибо большое Василию!
Вот вопрос из Москвы: «Низкий гемоглобин – нужно ли пожизненно принимать железосодержащие препараты?»
Наталия Горн: Очень глубокий вопрос. Про ферритин и гемоглобин сейчас говорят практически из каждого утюга...
Руслан Арсланов: Везде.
Анастасия Семенова: И витамин D еще туда.
Наталия Горн: Нет, нужно четко разобраться, откуда идет потеря железа. Потерю железа нужно четко выяснить с врачом: либо у вас оно не усваивается, либо вы его избыточно теряете, либо и то и другое, либо есть такой диагноз «анемия хронического воспаления», когда вы будете принимать это железо, но у вас никаких особых сдвигов в сторону улучшения качества жизни не будет.
Что такое низкое железо и низкий гемоглобин? Гемоглобин – это у нас белок, который переносит кислород, поэтому если у нас недостаточно гемоглобина, значит, у нас организм живет в состоянии хронической гипоксии, хронического такого удушья, недодыхания. Соответственно, ни о какой бодрости, ни о каком долголетии речи быть не может. Поэтому внимательно разобраться с доктором.
Чаще всего у женщин это проблемы в гинекологической сфере, избыточная потеря железа с циклом, либо проблемы с желудочно-кишечным трактом, с усвоением железа в желудке. И здесь все лечится, огромное количество пациентов вылечивается и не нуждается в дополнительных дотациях железа.
Анастасия Семенова: Возвращаясь к воде – чай гречишный можно пить в жару?
Наталия Горн: Шикарный напиток!
Анастасия Семенова: Отлично! Спасибо большое! Вот этим напитком мы и завершим.
Пейте больше воды, как сказала Наталия Геннадьевна...
Руслан Арсланов: Высыпайтесь...
Анастасия Семенова: ...но и не злоупотребляйте тоже водой, потому что перепить воду тоже можно.
Наталия Горн: Да.
Анастасия Семенова: Высыпайтесь, это самое главное.
Наталия Геннадьевна Горн у нас была в гостях, семейный врач. Спасибо большое!
Мы продолжим уже в следующем часе – оставайтесь с нами на ОТР!