Художники восстанавливают старинную роспись собора в Троицке
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/hudozhniki-restavratory-vosstanavlivayut-starinnuyu-rospis-sobora-v-troicke-77956.html Вадим Мигель, художник-реставратор: «Здесь вот, наверху видно, что остались орнаменты конца XIX века, композиция, в целом, она осталась».
На куполе Свято-Троицкого кафедрального собора старинная роспись сохранилась лучше всего. Теперь современные мастера бережно и досконально восстанавливают то, что было написано два века назад. Первоначальную авторскую живопись здесь обнаружили пару лет назад в ходе реставрационных работ.
Вадим Мигель, художник-реставратор: «Живопись здесь очень хорошая, добротная, красивая была, академическая. Высокого уровня мастера работали, возможно, даже из Санкт Петербурга».
Впервые этот храм расписали в XIX веке, а построили – в конце XVIII века. Местные историки считают, что к работам были причастны ученики первостроителя Санкт-Петербурга Доменико Трезини. За свою историю собор пережил пожар, обстрелы армией Емельяна Пугачева, войны и забвение. В советское время здесь была прачечная, потом – спортзал и общежитие. В девяностые годы прошлого столетия святыню вернули верующим. Но тогда восстановить ее исконный вид не получилось.
Вадим Мигель, художник-реставратор: «Видно, приглашали различных художников, которые писали каждый по-своему, не было такого единого, цельного решения композиционного, колористического, поэтому нам придется просто это все убирать».
Миллиметр за миллиметром художники снимают со стен старые краски, штукатурку и известку – иногда до двенадцати слоев. Так, постепенно открываются библейские сюжеты и растительные орнаменты в стиле ампир, возрастом две сотни лет.
Игорь Фокин, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора: «У реставраторов очень сложная работа. Как они сами говорят – чем выше высота живописи, тем меньше слоев краски, вмешательства человеческой руки. Чем ниже они спускаются, тем больше приходится убирать слоев штукатурки, покраски. Потому что в те годы, перед каждым праздником охота было привести свой храм в порядок. Где-то подкрасить, где-то подбелить, и постепенно это все накапливалось».
В бригаде трудятся специалисты из разных городов, в основном – столичных. Челябинка Татьяна Светкина на самом высоком этаже строительных лесов расписывает свод храма. В его южной части уже практически готова композиция «Рождество Христово».
Татьяна Светкина, художник-реставратор: «К сожалению, в этом своде, в южном своде не сохранилось ничего. Поэтому делали всю конструкцию заново, с нуля, подбирали эскизы, референсы, и пришли к этой композиции».
Впереди – восстановление фресок в алтаре и трапезной. Мастера добиваются, чтобы после реставрации храм выглядел, как в конце XIX века.
Иван Киреев, Наталья Радько, Сергей Милютин. Троицк, ОТР.
Художники восстанавливают старинную роспись собора в Троицке