Анастасия Семенова: И давайте, наверное, сразу к эксперту, потому что не так много времени осталось. Григорий Петрович Сайфуллин с нами на связи, руководитель Агентства социально-демографического развития, кандидат социологических наук. Григорий, здравствуйте, рады вас видеть. Руслан Арсланов: Доброе утро, Григорий. Григорий Сайфуллин: Добрый день. Анастасия Семенова: Вообще, какова социальная роль гостеприимства в современном обществе сейчас? Григорий Сайфуллин: С одной стороны, есть то, что было испокон веков, когда, по сути, гостеприимство – это некоторая форма такого побратимства, когда мы принимаем чужого человека как своего, принимаем в свое близкое пространство, доверяем человеку, открываемся ему во многом. И в этом смысле как раз-таки гостеприимство издавна было формой выражения таких доверительных отношений. Это и форма социализации детей, когда мы понимаем, что дети учатся принимать гостей, готовиться к этой встрече, прибирают дом, готовят что-то на стол, готовят какие-то, может быть, угощения, вопросы, обсуждения... Но, с другой стороны, мы видим определенные тенденции изменяющегося мира. В последние годы мы наблюдаем, что, с одной стороны, мы принимаем эту форму, как всегда, но она претерпевает некоторые изменения. Какие, например, изменения? Первое – это общая форма деформации отношений современного человека, когда мы перегружены информационно, общаемся больше дистанционно. И к сожалению, бывают ситуации, когда люди приходят друг к другу даже в гости, даже, может быть, на долгожданные встречи, но при этом находятся не рядом: они находятся в своих цифровых устройствах, находятся где-то рядом, отвлекаясь на разные сообщения... И вот это – характеристика современного человека, которая может деформировать подобное общение. Второе. Мы видим, что, учитывая агломерацию, большую мобильность людей, частые разъезды на расстояния, претерпевают [изменения] форма, частота таких общений и гостеприимства. Если вы посмотрите как раз результаты опросов, мы увидим, что, к сожалению, молодые люди реже, скажем, принимают тех же родителей в гости, они приезжают к ним в гости, но реже, опять же на какие-то, может быть, семейные события, праздники раз, может быть, в несколько месяцев. И вот это тоже заставляет нас задуматься над тем, как изменить эту форму гостеприимства. Может быть, есть смысл говорить о том, что... Знаете, когда люди, бывает, собираются на празднике, какое-нибудь долгожданное событие, может быть, Новый год, Рождество Христово, любые другие праздники, и порой бывает, что набиваются желудки, но опустошаются души, потому что разговоры обо всем и ни о чем: о погоде, пенсионной реформе, автомобилях, футболе и т. д. Вот такое общение поверхностное, когда вроде бы близкие люди соскучились по такой встрече, но при этом их общение поверхностно, – оно, конечно, может даже выхолащивать саму ценность такой встречи. Но когда люди ведут разговор подготовлено, возможно, держа в руках старый семейный фотоальбом, вспоминая какие-то семейные важные события, узнавая о ценностях, о каких-то важных вопросах, которые касаются любви, отношений, веры, истории как семьи, так и всей страны, – вот в таких случаях как раз-таки отношения могут укрепляться. Такие короткие встречи, которые могут приходиться, например, на студента, который приехал в далекий Магадан раз в год к своей семье, – они могут запоминаться, скреплять отношения и побуждать не просто вернуться снова, а дорожить этой встречей и на расстоянии. В этом смысле это тоже важно учитывать. Анастасия Семенова: Хорошо. А какие, может быть, конкретные рекомендации вы могли бы дать для развития культуры гостеприимства в современном мире? То есть, вы говорите, пенсионную форму, футбол [обсуждают], – а может быть, в семье есть заядлые футбольные болельщики или пенсионная реформа очень важна для некоторых членов семьи... Руслан Арсланов: Задевает, в данный момент важная тема. Анастасия Семенова: Это же тоже дискуссия. Ведь мы начинаем с чего-то простого, а потом к чему-то сложному уходим. Григорий Сайфуллин: Хорошо, если так, если от простого к сложному. Анастасия Семенова: Давайте лучше будем так, давайте мы будем надеяться на это. Григорий Сайфуллин: Смотрите, та ситуация, когда вот мы обсуждаем какие-то темы, но мы их не вспомним уже через месяц... Вот выиграл один футбольный клуб, например, сейчас, ажиотаж по всей стране; пройдет год, два, три, и никто об этом не вспомнит. А когда мы говорим о какой-то встрече издревле, о какой-то важной семейной истории, это, возможно, будет потом из поколения в поколение передаваться. Например, у меня в моей семье бабушка и дедушка в послевоенные годы приняли странницу, которая, по сути, лишилась своей семьи, там разбомбили дом, она потеряла свой кров, родных, близких. Вот этот чужой человек, он был принят в семью сначала как няня детей, просто ей дали кров, дали возможность как-то быть рядом, она со своей стороны воспитывала мою маму, ее брата, сестру... И этот человек, чужой совершенно, стал родным и близким, т. е. она прожила до конца своих дней в семье моих бабушки и дедушки, стала близким, родным человеком. Вот такая возможность таких взаимосвязей, семейных историй, встреч определенных о многом может говорить. Знаете, вот многодетная семья, у них там пятеро, семеро, может быть, восемь детей; собрать общую фотографию, когда родители и дети вместе, – это целое событие, поэтому таких фотографий, как правило, очень немного, если семья соберется. Анастасия Семенова: Что испытывает мама в этот момент... Григорий Сайфуллин: То есть через 20 лет сравнить другую какую-то фотографию – можно проследить целую эпоху развития самой семьи. Вот я лишь говорю о том, что рекомендации можно давать разные, но самое простое, на мой взгляд, и самое главное – это готовиться к этой встрече и готовить в первую очередь почву для общения на те темы, которые важны. Наши родные люди, как правило, к сожалению, взрослеют и многие от нас уходят, старшие родственники, и очень ценно, когда мы встречи используем, для того чтобы собрать данные, например, для своей семейной родословной, спросить у бабушки, а как звали дедушку, прадедушку, чем он занимался, есть ли фотографии, есть ли какие-то семейные реликвии... И такая форма общения позволяет и детям в этой среде, по сути, чувствовать себя не песчинкой в воздухе, что вот есть какая-то встреча, бабушка пришла и ушла, а [получить] возможность прикоснуться к истории всей страны. Можно же через историю семьи проследить историю всего рода и всей даже большой России, даже мира. Это очень ценно и интересно. Анастасия Семенова: Я с вами абсолютно согласна. Мне кажется, сейчас, наоборот, наши дети нас к этому возвращают, потому что ты вроде бы все знаешь, а иногда ты забываешь об этом рассказать ребенку. И в какой-то период, в каком-то возрасте он говорит: «А кем там был мой прадедушка? А покажи, а расскажи!» И мне кажется, этим мы и начинаем объединяться: «А поехали съездим к троюродной бабушке, она знает это», «А там остались военные письма...» – мне кажется, это очень здорово. Но вообще, какие еще факторы влияют на восприятие гостеприимства в различных культурах? Это тоже очень важно, потому что культуры смешиваются, сталкиваются, мы все знаем, как хорошо свадьбы, Новый год [справляют], 300–400 человек, а мы как будто к этому не готовы и не способны. Почему? Григорий Сайфуллин: Здесь много причин, давайте хотя бы некоторые обсудим. Например, мы знаем издревле культуру гостеприимства Кавказа, когда не просто родные, близкие люди, а когда соседи становятся, по сути, такими же близкими людьми, и встречи совершенно естественны в этой среде. Люди порой даже не закрывают дом на замок; бывают формы, когда в деревнях люди могут прийти даже в детский дом, взять сахар, соль, не знаю, налить чай, кипяток взять... То есть это возможность, когда люди живут рядом, близко. Почему так сложилось, почему это есть, а во многих городах это отсутствует? По разным контекстам. Первая причина, конечно, – это культура села и культура большого города, они отличаются между собой. Я знаю на селе каждого между собой, я заинтересован в интересах других людей, я знаю их детей, родственников, мне все это близко и знакомо в масштабе близости. Вторая часть – это религиозный контекст, мы видим это, например, в Башкирии, в других культурах, когда гостеприимство является еще и определенной заповедью. По большому счету, даже у христиан, если мы поймем заповеди Христа, когда странника накормить, напоить, принять и т. д., – это тоже, по большому счету, издревле у нас сложилось. Просто в атомизированном обществе города часто мы, по сути, от этого уже дистанцировались. Ну а третья часть, как правильно вы говорите, – это еще и локации определенные. У нас же неслучайно Ивановы, Лебедевы, Петровы, как правило, проживали же в деревнях, где локальная была культура близкородственных связей и мой сосед может быть моим троюродным братом: мы не такие уж далекие люди, мы просто близкие издревле сами для себя. Но во многом, конечно, все формируется в семье. Есть в семьях, и в нашей семье, например, тоже такая есть традиция: если гости приходят, может быть, их не так много, но все лучшее, что есть, достается на общий стол... Анастасия Семенова: Это прекрасно! Спасибо большое! Руслан Арсланов: Григорий, это прекрасно! Заканчивается время у нас, к сожалению. Григорий Сайфуллин был с нами на связи. Мы же с вами прощаемся, благодарим вас за эту неделю. Ходите в гости, активно проведите эти выходные, да и все остальные дни. Анастасия Семенова... Анастасия Семенова: ...Руслан Арсланов. Руслан Арсланов: Пока! Анастасия Семенова: Пока-пока!