Идем в кино?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/idem-v-kino-83965.html
Мария Карпова: Алексей Васясин с нами на связи, генеральный директор объединенной сети «Синема Парк и Формула Кино». Алексей, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Алексей Васясин: Добрый день.
Мария Карпова: Алексей, ну вот мы как раз в начале этой получасовки обещали обсудить нюансы, скорее один такой важный нюанс. Сборы кинотеатров действительно стали больше, но количество проданных билетов снизилось в годовом выражении. Получается, сборы выросли только за счет высокой стоимости билетов?
Алексей Васясин: Получается, да. Законы арифметики никто не отменял.
Мария Карпова: То есть мы не стали больше ходить в кино? Кто-то даже говорит, что как будто бы меньше.
Алексей Васясин: Смотрите, опять же здесь примерно аудитория, которая смотрит и любит кино, это 30–35 миллионов. Эти люди не перешли на стриминг или не ушли из кинотеатров – это люди, которые смотрят и там, и там. Соответственно, человек ходит в кино, когда есть громкие новинки, и атмосфера, которую он получает в кино, безусловно, не сравнима с атмосферой, когда ты смотришь стриминг или смотришь ТВ.
Поэтому люди ходят в кино, любят кино, но нужно большое количество новинок и правильных маркетинговых кампаний, которые бы доносили до каждой аудитории то, что в данный момент идет тот фильм, который ему понравится. Потому что вот по отзывам зрителей, которые высказывались, что в кинотеатрах нечего смотреть, – это совершенно не правда. По-прежнему 8–12 фильмов-новинок выходит еженедельно, просто люди не знают о том, что, возможно, фильм, который им понравится, идет сейчас в кинотеатре.
Мария Карпова: Да, действительно, давайте вот о двух этих проблемах поговорим. Действительно, кинотеатры жалуются на отсутствие качественного контента. А сколько фильмов сейчас в год снимается в России и сколько их должно быть, чтобы кинотеатры были обеспечены премьерами?
Алексей Васясин: Здесь, смотрите, не вопрос количества – здесь вопрос качества. Снимается сейчас, я думаю, 300–350 фильмов в год, если опять же говорить, плюс закупаются какие-то фильмы зарубежные, которые доступны для российского потребителя. Поэтому фильмов более чем достаточно.
Если говорить о самодостаточной индустрии, то в 2019 году было 55 миллиардов и индустрия достаточно хорошо себя чувствовала. Но сейчас существенно выросли цены, содержание кинотеатра, операционные издержки, поэтому я думаю, что для того, чтобы сейчас индустрия была самодостаточна, нужно порядка 70–75 миллиардов рублей в целом. Этого можно достигнуть, я думаю, 60–70 фильмами, которые просто будут хорошо сняты и правильно маркированы, т. е. с оборотом, с выручкой, т. н. бокс-офисом, 1+ миллиард.
Мария Карпова: Мне кажется, 60–70 фильмов, таких громких премьер в год, тогда в целом должно быть больше 300 снято, мне так кажется. Нет? Там же какой-то процент...
Алексей Васясин: Нет, смотрите, если мы повысим качество съемки, то достаточно... Если 70 фильмов будут набирать по 1 миллиарду, то это уже 70 миллиардов. Я напомню, что «Чебурашка» собрала 6,7 миллиардов, т. е., грубо говоря, десять «Чебурашек», и это самодостаточно.
Мария Карпова: Еще одна проблема кроется, как я понимаю, в продвижении отечественного кино. Действительно, о существовании некоторых фильмов узнаешь, только когда приходишь в кинотеатр на какую-то другую картину. Почему такие сложности, продвигать собственное кино? В чем здесь проблема?
Алексей Васясин: Проблем, я думаю, несколько.
Первая – финансовая. На данный момент государство, «Фонд кино» выделяет значительные деньги на съемки, но не дает денег на продвижение, и это, мне кажется, нужно кардинально поменять, чтобы были деньги, которые разделялись между съемками, постпродакшеном и продвижением. Это первое.
Второе. Мне кажется, отсутствие голливудского контента сильно расслабило, потому что, когда был Голливуд, была сильная конкуренция и действительно старались придумать что-то неординарное даже с точки зрения качества съемок. Мы помним, все были фильмы 3D, даже российский контент снимался в формате IMAX, был звук Atmos и т. д. Сейчас все немножко упростилось. Но я уверен, что мы к этому скоро вернемся.
Петр Кузнецов: Плюс еще я бы добавил запрос на сериалы остается, сериалов сейчас снимается очень много, а кинотеатры классические пока еще не знают, как показывать сериалы.
Алексей Васясин: Это паттерность поведения. Сериал смотришь один перед сном и минут 40, а в кинотеатр ты идешь с компанией, выделяя для этого 3–4 часа времени, совмещая с походом в ресторан. Поэтому это паттерность другая, здесь как бы сериал ни при чем.
Петр Кузнецов: Понял.
Мария Карпова: А если уж мы заговорили про Atmos, IMAX. Кинотеатр – это же действительно очень сложное техническое предприятие. Как в условиях санкций вы обеспечиваете себя материально-технической базой?
Алексей Васясин: К сожалению, ксеноновые лампы и проекторы той мощности, которая необходима, российское производство не выпускает, по крайней мере пока. Соответственно, есть параллельный импорт, который просто стал дольше и дороже существенно. Есть какие-то старые запасы, на которых кинотеатры отдельные держатся и пытаются как-то снивелировать эту ситуацию.
Мария Карпова: Понятно, что и стоимость такого оборудования тоже очень сильно выросла, кинотеатрам сложнее.
Алексей Васясин: Да. Мы видим, все оборудование зарубежное, поэтому это связано с курсом доллара и евро. Мы все прекрасно видим курс доллара и евро, поэтому не будем очевидные вещи лишний раз...
Мария Карпова: Да.
Несколько слов о наличии качественных площадок, особенно не в крупных городах. Вот в 2023 году, нашла такую статистику, закрылось 135 кинотеатров по России. Это много, мало?
Алексей Васясин: Кинотеатров несколько тысяч, по-моему, больше 3, около 4 тысяч кинотеатров, там около 7 тысяч залов, поэтому много или мало, не знаю.
Какие-то магазины закрываются, так и кинотеатры какие-то закрываются, новые открываются, по программе «Фонда кино» открываются. Кинотеатрам, конечно, тяжело, особенно отдельным сетям. Тут опять же многофакторность, связанная с тем, что рост ставки ЦБ сподвигает торговые центры к отказу от всевозможных скидок, кинотеатры сейчас не могут платить по полной, поэтому кинотеатры замещаются тем, кто может платить по полной... То есть такой цикл и т. д.
Поэтому да, кинотеатры закрываются, но это есть бизнес, это предпринимательство, связано с определенным риском. Хотелось бы, конечно, поддержки государства не только в части продаж, но и в части кинопоказа, но пока это слабо происходит.
Мария Карпова: Можно дать небольшой прогноз, каким будет киногод – 2025? Что зрителям ожидать, насколько он будет успешным для киноиндустрии?
Алексей Васясин: В целом, он, наверное, будет чуть-чуть успешнее этого. Основное будет, наверное, опять же связано с ростом средней цены. Если мы приблизимся к результатам, хотя бы...
Мария Карпова: ...допандемийным?
Алексей Васясин: ...к 55 миллиардам в следующем году, то, что было в 2019 году, это будет прекрасный результат. Этот год мы закроем примерно, наверное, с 45 миллиардами. 220 миллионов билетов, которые в 2019 году были, – это пока для нас недостижимый результат, но мы к этому, конечно, стремимся. Наверное, я думаю, 2027 год.
Если говорить о ближайших новинках, то, наверное, всех приглашаю не только в нашу киносеть, но и во все другие кинотеатры страны, это будет «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города». Это две самые крупные новинки, которые ждут наших зрителей на январские праздники.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Алексей Васясин был с нами на связи, генеральный директор объединенной сети «Синема Парк и Формула кино».
Петр Кузнецов: Итоги опроса. «Где смотрите кино?»
Мария Карпова: «Дома» – 89%, «в кинотеатре» – 11%, еще больше даже.
Петр Кузнецов: До завтра!