Антон Липовский: Игорь Будков, сооснователь креативного агентства «ТутковБудков» сейчас с нами на связи. Здравствуйте, Игорь. Ну здесь по названию сразу понятно, что «ТутковБудков» – это компания, которая названа в честь двух друзей, товарищей и партнеров. Правильно? Игорь Будков: Правильно. Антон Липовский: Расскажите, пожалуйста, свою историю, как начали, как не разбежались и как выстраивать вот эту историю? Потому что перед нами сидит, по сути, действующий предприниматель успешный, который в итоге остался, я так понимаю, еще и другом с господином Тутковым. Правильно? Игорь Будков: С господином Тютьковым, да. Антон Липовский: А, вот, все правильно. Вот расскажите, как так? У нас тут SMS-портал переполнен о том, что либо дружба, либо деньги, и только редкие исключения, когда получается. Анастасия Семенова: Вот даже только что из Саратовской области прислали сообщение: «Ни в коем случае не открывать с друзьями любой бизнес. 18 лет дружили семьями, а теперь столько же не дружим». Антон Липовский: Рассказывайте, как так. Игорь Будков: 12 лет назад мы с другом приняли решение открыть креативное агентство. Вот на тот момент в стране всерьез на федеральном уровне работали преимущественно иностранные креативные агентства или их представительства. И мы подумали, почему бы нам не создать независимое креативное агентство, которое будет российское агентство, которое будет конкурентно работать на федеральном уровне. У нас был небольшой опыт работы в креативе, и мы, собственно, поставили себе такую амбициозную задачу, и вот через 6 лет совместного бизнеса мы уже попали на второе место в рейтинге АКАР России, это Ассоциация креативных агентств России, это единственный в России рейтинг креативных агентств. Вот, и, собственно говоря, на сегодняшний день мы из топ-10 не выходим. То есть мы осуществили свою мечту, смогли создать креативное агентство, которое стало работать на федеральном уровне. Игорь Будков: Игорь, как вы в это вошли? Как вы договаривались? Что прописывали, как вели себя в процессе, как делегировали? Сейчас всем интересно, потому что много мы видим и звонков, и сообщений о том, что ну нет, больше никогда. Как вам это удалось? Игорь Будков: Ну не буду претендовать на абсолютную объективность, но вот по моим наблюдениям, наблюдениям моих знакомых бизнесменов, которые работают в партнерстве, вообще если создаются партнеры, то это принципиально разные люди, вот принципиально разные. Ну это опять же мой опыт. То есть это разные характеры, разные мировоззрения, разные какие-то таланты. То есть вот как правило, это создается вот сильное партнерство, когда люди разные. На самом деле, если ну убрать как бы глянец, на самом деле это непросто. На самом деле есть острые моменты, есть какие-то вещи, которые… ну иногда да, происходят серьезные разговоры. Вот, но тут, я думаю, главный секрет успеха – создать некую общую миссию, для какой мы работаем. Вот мы 12 лет назад обозначили нашу миссию – помогать национальным брендам быть сильнее. Антон Липовский: Вот, ничего себе! Игорь Будков: Она 12 лет проработала и в этом году она стала как никогда актуальна на наш взгляд. И, собственно говоря, в рамках этой миссии четко разграничивать сферы обязанностей. То есть как бы один партнер отвечает за одно направление, либо за группу направлений. Другой партнер отвечает за другое, и мы договариваемся, что мы не пересекаемся. Антон Липовский: Но вы скажите, вы исключительно теперь стали партнерами, или ваша дружба она сейчас вот вне работы остается настоящей дружбой? Вы можете выехать куда-то с друзьями, поиграть в футбол? Анастасия Семенова: Да, вместе в отпуск отправиться. Антон Липовский: Да, отправиться в отпуск, действительно. Игорь Будков: Да, да, то есть мы часто выезжаем с друзьями, отдыхаем иногда вместе. Ну при этом мы договариваемся, что во время этих встреч мы минимизируем общение о бизнесе, это очень помогает. Анастасия Семенова: О работе? Игорь Будков: Да. Анастасия Семенова: А если друзья вас начинают мучить вопросами – расскажите, расскажите, вы прямо говорите нет, все, мы отдыхаем, говорить о бизнесе не будем, секретов нет. Игорь Будков: Ну мы стараемся отшучиваться по этому поводу либо рассказываем какие-то курьезные интересные истории, которые будут в контексте… Анастасия Семенова: Легкого такого разговора. Игорь Будков: Вечеринки, или в контексте того мероприятия, где мы вместе. Антон Липовский: Игорь, а что за острые углы, которые вы обозначили? Ну что это были конкретно за моменты, как удалось нивелировать вот это все? Потому что что-то мне подсказывает, что именно на самых острых моментах, которые возникают у большинства при открытии совместного бизнеса, там-то люди и разбегаются. И как раз-таки вот потом даже не общаются. То есть, например, я планирую со своим товарищем, другом потом продолжить общение, у меня такой опыт уже был, и действительно получается. Что вы скажете? Игорь Будков: Ну на самом деле да, острые углы они всегда бывают. Антон Липовский: А что это за острые углы? Например, в вашей ситуации. Игорь Будков: Ну они были там из-за, например, амбиций, из-за денег, из-за пересечения каких-то интересов, из-за разногласий по поводу там каких-то стратегических моментов. Вот, но на наш взгляд, на мой взгляд всегда помогает некий открытый диалог. То есть тут самое страшное – это вот замыкаться, закрываться там, не общаться. Нам всегда помогала там встреча в каком-то ресторане или в каком-то кафе и подробный открытый диалог доверительный. То есть это всегда помогало. Антон Липовский: То есть это как-то вот новый виток придавало отношениям, да? Игорь Будков: Да-да-да. Анастасия Семенова: Ну это смотри, получается, я так понимаю, как в бизнесе, как и в отношениях всегда нужно разговаривать, не молчать. Если у тебя есть какие-то претензии, пожелания, обязательно нужно встретиться и поговорить об этом, правильно? Игорь Будков: Да, по сути вот бизнес можно вполне сравнить вот с брачными отношениями, как бы вот это может быть смешно ни звучало, но на самом деле… Анастасия Семенова: Ну так и есть, да. Игорь Будков: Да, это определенная открытость, определенная где-то уступка, где-то наоборот какое-то образование партнера. То есть ну всегда помогает открытый диалог. Антон Липовский: Ну и есть… вот извините, что перебиваю, у нас совсем мало времени остается, есть такое мнение, что любой бизнес должен быть просчитан, продуман. Бизнес-коучи учат, какие-то бизнес-молды, формы, семинары. Возможно подготовиться к бизнесу, вообще в целом быть максимально готовым, и тем более к бизнесу с другом? Это возможно или всегда все на ходу? Игорь Будков: Ну я думаю, что какие-то верхнеуровневые вещи нужно знать, но всегда это определенное настроение, определенное ощущение, вот то есть это некий все-таки живой процесс, я думаю. Антон Липовский: Главное не бояться. С нами был Игорь Будков, сооснователь креативного агентства «Тутков-Будков». Спасибо вам большое, Игорь. Анастасия Семенова: Спасибо, Игорь.