Мария Карпова: «Кто же пишет, что не понимает гений Пушкина? А кто же тогда гений по ихнему?» – это наш телезритель так написал. Спросим об этом Игоря Исаева, директора Института лингвистики РГГУ. Игорь Игоревич, здравствуйте! Денис Чижов: Здравствуйте, Игорь Игоревич! Игорь Исаев: Доброе утро! Мария Карпова: Игорь Игоревич, ну вот как простым языком объяснить и нам, и детям, подрастающему поколению, взрослым, почему Пушкин – это лучшее, что есть в нашей литературе? Игорь Исаев: Ну тут с вами можно спорить. Насчет того, что Пушкин – наше все, я соглашусь, а насчет того, что лучшее, что есть в русской литературе, каждый сам решит. А вот про то, что Пушкин – наше все, соглашаться надо вот почему: дело в том, что во времена Пушкина то, что мы могли прочитать с вами в художественной литературе, делилось на две части. Одна часть – это художественные произведения стихотворного и прозаического типа: «Богоподобная царевна Киргиз-Кайсацкия орды», которые Сумароков, Тредиаковский, Ломоносов дали нам в тяжелом церковно-славянском стиле. И это было высокое чтение, как бы сказать, не на ночь. А вот второй жанр литературы – это… Когда говорили, что «там все врут календари», имелось в виду не то, что там числа и даты неправильные, а, если вы помните, еще сохранялась такая старая традиция: в календарях писали, помимо чисел, еще какой-то текст к какому-нибудь празднику, какое-нибудь содержание веселое. Это вот все второй вид текстов и другого не было. И Пушкин нам с вами подарил именно тот текст, который мы с вами знаем как простой разговорный язык, то есть то, чем можно пользоваться в быту. Мария Карпова: Игорь Игоревич, я помню, еще многие мои сверстники говорили и говорят и многие телезрители тоже об этом высказались, что Пушкиным нас в школе перекормили. Что вы думаете по этому поводу? Хватает ли нам Пушкина в школах, в институтах или, не знаю, много его, мало. Игорь Исаев: Когда я смотрел зрителей, читающих стихи, слушал поющих песни, я подумал: представьте ситуацию, что Пушкина в школе не дают совсем, – сколько людей из присутствовавших сегодня в эфире прочли бы его? Скорее всего, если бы не школа, то Пушкина, может быть, мы бы и не знали, поэтому заслуга школьного образования хотя бы уже в том, что мы действительно получаем просвещение, мы знаем нашу замечательную литературу. Денис Чижов: Игорь, вы сказали, что Пушкин изъяснился простым языком и поэтому стал понятен, но ведь было много и других поэтов. Почему же много гениальных поэтов, но Пушкин над ними всеми? Игорь Исаев: Потому что это наше все, это действительно гений. Как все истинное в жизни оно единично: как настоящая любовь единична, как настоящая дружба единична и поэзия в виде Пушкина. Мария Карпова: Если коротко, совсем мало времени остается: ваше любимое произведение Александра Пушкина? Игорь Исаев: Пожалуй, «Барышня-крестьянка», я тоже думал об этом. Мария Карпова: Да, нам тоже только что написали об этом из Орловской области, если не ошибаюсь. Спасибо большое, Игорь Игоревич! С нами на связи был директор Института лингвистики РГГУ.