Антон Липовский: Да уж, все-таки «Властелин колец» – это подарок на все времена. Ну а что говорить о тех подарках, которые мы подарили накануне друг другу? Те, которые подошли, это прекрасно. А что делать с неподходящими, сейчас разберемся с нашим экспертом, которого мы анонсировали в нашей студии. Игорь Поздняков, юрисконсульт отдела защиты прав потребителей Роскачества. Игорь, здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Игорь Поздняков: Здравствуйте! Антон Липовский: Скажите, пожалуйста, давайте начнем с вас. Вы подарки получили те, которые хотели? Игорь Поздняков: Да, разумеется. То, что хотел. Анастасия Семенова: А заказывали заранее, да, видимо? Игорь Поздняков: Да. Антон Липовский: Вот все четко у вас. Игорь Поздняков: Все оговорено. Антон Липовский: Ах вот оно что! Анастасия Семенова: Я же говорю, тут… Антон Липовский: Игорь написал письмо Деду Морозу, и оно прошло через какие-то руки, видимо, да, и все. Анастасия Семенова: Одобрено. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: Галочка такая зелененькая – да. Антон Липовский: Игорь, давайте тогда разбираться. Вот почитали мы, прежде, чем подготовиться к эфиру, много достаточно порталов. И люди пишут о том, что есть плохие подарки в виде сувенирки, есть сертификаты подарочные. Давайте начнем с того, что, какие подарки вообще можно вернуть, какие нельзя? Игорь Поздняков: Давайте прежде всего определимся, что такое подарок. Потому что само законодательство у нас понятие «подарок» не содержит. Подарок – это товар, работа или услуга. Соответственно, можно вернуть, вот о чем мы сейчас говорим, товар или сертификат, о котором говорите, подарочный сертификат или подарочная карта. Для того, чтобы определиться, можно ли вернуть или нет, прежде всего нужно определить, как был приобретен товар. То есть он был куплен либо в простом магазине, допустим, в торговом центре, физический магазин, да, находится. Либо онлайн. То есть это интернет-магазин, маркетплейс и тому подобное. Давайте разберем первую ситуацию, когда подарок, товар куплен в простом магазине, офлайн, как говорится сейчас. Анастасия Семенова: Магазин косметики, например, да? Для девочек. Игорь Поздняков: Например, магазин косметики, как вариант, подарок, Новый год. Анастасия Семенова: Чаще всего, да? Игорь Поздняков: Чаще всего, да. Если это простой магазин, то изначально просто так прийти и вернуть товар нельзя. То есть закон, Закон о защите прав потребителей нам говорит о том, что изначально у потребителя есть право на обмен товара. То есть, если товар, подаренный вам, не подошел вам по одному из параметров, всего их шесть в Законе. То есть это: не подошел по размеру, по фасону, по габаритам, по комплектации, и если данный товар не подошел, то у вас изначально есть право прийти и обменять его на подходящий. И в том случае, если подходящего товара не будет в продаже, только в этом случае можно вернуть деньги. Вот, это важное такое правило. Но многие магазины идут навстречу потребителям и разрешают возвращать сразу. То есть некоторая политика магазина, политика лояльности она может называться, может по-другому, позволяет сразу, они говорят сразу, что без чека даже, допустим, вернем вам сразу деньги. Такие магазины есть, но не все. Анастасия Семенова: Да. Вопрос сразу. Если, конечно же, этот сертификат куплен за наличные деньги. А если, вот допустим, вы, ну, грубо говоря, сценка: вы мне купили подарочную карту, и купили ее с помощью карты? Игорь Поздняков: Нет, мы сейчас говорим не про подарочные сертификаты и карты, а про товары именно. Анастасия Семенова: Хорошо, про товар. Если вы ее купили картой, как мне без чека? Вам же деньги вернутся? Антон Липовский: Ну, кстати, да, ведь необходимы реквизиты того банковского счета, да. Вот Настя, по идее, ведь правильно говорит? Игорь Поздняков: Да, согласно банковскому законодательству, указаниям Банка России, в частности, Минфина, деньги возвращаются на ту карту, с которой была оплата. Анастасия Семенова: Приобретен товар. Игорь Поздняков: Да, проведена оплата. Но бывают ситуации, когда карта, допустим, закончила срок действия или, там, утеряна вдруг. Тогда есть такая возможность написать заявление на другую карту. Здесь по определению возвращаются деньги именно на ту карту, с которой была приобретена. Но такая возможность есть. Поэтому в данном случае, конечно, если это подарок мы возвращаем, да, лучше приходить с тем человеком, который дарил. Ну, с этической точки зрения это может быть, конечно… Антон Липовский: Довольно странно. Анастасия Семенова: И вообще травмоопасно. Антон Липовский: «Олег, помнишь, ты мне кастрюлю подарил? Какой это магазин? Можешь туда через полчаса приехать?». Анастасия Семенова: «Диаметр не подошел». Антон Липовский: «Разговор есть». Анастасия Семенова: «Я просила на 4 и 2 литра, а ты на 3 и 7 купил. Ну кто ж так делает?». Антон Липовский: Ладно, шутки шутками, но вопрос-то серьезный, потому что есть подарки действительно дорогие, но не подошли по каким-то параметрам. Не то, чтобы не попали, а вот, ну, например, та же мультиварка, вот мы видели, одной из телезрительниц подарили. Ну, может быть, конкретно она не подошла, и вот тогда менять. Тогда уж лучше все-таки созвониться и сказать: «Приезжай и поговори, да?». Игорь Поздняков: Да, конечно. Еще следует упомянуть, что есть несколько условий, при которых вообще возврат возможен. То есть обмен изначальный и потом возврат. Первое – это товар должен быть не был в использовании, то есть он должен полностью сохранить свой товарный вид. Анастасия Семенова: Ну, который… Игорь Поздняков: Да. Это логично. Чтобы в дальнейшем продавец мог перепродать его другому покупателю в таком же виде, в первозданном, скажем так. Другой вариант – это срок. То есть должен быть соблюден срок. В законе указан четко срок – 14 дней. Анастасия Семенова: 14 дней. Игорь Поздняков: Не считая дня покупки. Ну, если по факту, 15. Анастасия Семенова: А, серьезно. Игорь Поздняков: Ну, там упоминание идет: не считая дня покупки. Соответственно, учитывая длительные наши праздники новогодние, это позволяет, в зависимости от того, когда был куплен подарок, нужно уточнить. То есть заранее, да, в декабре, либо ближе к дате, к 31 декабря. Но, конечно, магазины могут и работать в январские праздники. Поэтому здесь, как бы, всем хорошо от этого может быть. Так, и что самое главное, есть перечень так называемых невозвратных товаров. То есть не каждый товар можно вернуть. Антон Липовский: Электроника, да? Игорь Поздняков: В частности, да, это называется технически сложные товары. Еще есть такое упоминание, что гарантийный срок на них не менее одного года. То есть, если вам подарили технически сложный товар, ту же самую бытовую технику, электронику, гарантийный срок если меньше одного года, по определению, по закону она подлежит возврату и обмену по этой статье. Также, что касается подарков, например, это парфюмерия, косметика не подлежит возврату. Антон Липовский: Не подлежит? Игорь Поздняков: Да. Антон Липовский: Даже если она не распаковывалась? Игорь Поздняков: Это, если мы сейчас говорим, в простом магазине куплена, не онлайн. Парфюмерия, косметика, бытовая химия, ну, часто наборы подарочные, которые есть. Антон Липовский: Так. Игорь Поздняков: Также априори это продукты питания, алкоголь, потому что они являются продовольственными товарами, соответственно, они не включены. Также это драгоценные металлы, драгоценные камни. То есть, если вдруг подарили, то они не подлежат возврату. Анастасия Семенова: А если размер кольца не подошел? Игорь Поздняков: Тоже, к сожалению, такое не подлежит возврату. Антон Липовский: Ювелирные изделия? Даже купленные за какие-то очень большие деньги? Анастасия Семенова: Тихо, тихо, не начинай, да. Игорь Поздняков: Все правильно, потому что они включены в перечень. И поэтому… Анастасия Семенова: То есть тебе придется идти и растягивать кольцо? Игорь Поздняков: Да, придется его уменьшать с помощью специальных… Анастасия Семенова: Или растягивать? Антон Липовский: Нет, почему? Ты можешь подарить подруге. Игорь Поздняков: Один из вариантов. Анастасия Семенова: Такая пауза. Антон Липовский: И все зависли. Анастасия Семенова: Ха-ха-ха. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: Дарить подруге, Антон. Игорь Поздняков: Перепродать на известных площадках другому частному лицу, да? Анастасия Семенова: Опять ха-ха-ха. Игорь Поздняков: Как вариант. Антон Липовский: Нет-нет, подожди, продать, продать. Анастасия Семенова: Оставлю, буду носить на цепочке. Антон Липовский: Ну, это как вариант. Подожди, ты не меряй все по себе. Так, какие еще есть категории, которые нельзя вернуть? Игорь Поздняков: Также в продолжении, всего список содержит 14 пунктов. Не товаров, а пунктов именно конкретных. И там указаны все возможные, перечень исчерпывающий, все, что можно. Животные и растения сюда же включены. Так, например, про технику сказали. Антон Липовский: Да. Игорь Поздняков: Что еще? Например… Антон Липовский: Ну хорошо, я думаю, что с этим перечнем люди могут ознакомиться. Мы теперь действительно знаем, вот мы с Настей минимум про две-три категории точно не знали. Анастасия Семенова: Домашняя одежда точно. Игорь Поздняков: Да, это именно нижнее белье. Анастасия Семенова: Да, нижнее белье. Игорь Поздняков: Чулочно-носочные изделия. Анастасия Семенова: Чулочные изделия, да, домашняя одежда. Игорь Поздняков: Да, что касается. Антон Липовский: А это, между прочим, кстати, молодец, Настя, это же тоже популярная позиция. Жители Санкт-Петербурга даже высказались накануне этого Нового года, что они крайне против того, чтобы мужчинам дарили носки, да. Игорь Поздняков: Еще можно вас добавлю? Тоже был популярный опрос, я увидел телезрителей. Это книги, календари. Тоже, что касается не периодических изданий, вот они тоже не подлежат. Антон Липовский: Смотрите, вам вопрос. Анастасия Семенова: Вопрос есть. Антон Липовский: Да, да. Анастасия Семенова: «Подарили гантели, 5 кг, слишком большие, оплата была с телефона. Могу обменять без человека, который покупал?». Игорь Поздняков: Да, товар не входит в этот перечень, соответственно, если соблюден срок, не использовалось, ну, то есть товарный вид сохранен, да, можно обменять на подходящий товар. Поскольку, смотрите, в чем еще суть. Потребитель – это не тот, кто купил. Определение в законе идет четко, что потребитель – это тот, кто использует товар в том числе. То есть, если вам подарили, вы являетесь потребителем. Соответственно, у вас возникают все права, которые были и у приобретателя, который купил. Соответственно, у вас есть такое право обменять, и в дальнейшем, допустим, если вдруг в товаре возник недостаток в каком-то, вы, как потребитель, тоже имеете право идти в магазин и потребовать соответствующее, допустим, вернуть деньги за товар. Антон Липовский: Да, мы к нашей телеаудитории обращаемся. Сейчас Игорь Поздняков пока у нас все время, то, что он проводит здесь в студии, вы можете звонить и задавать свои вопросы, потому что тема животрепещущая. Вот, например, про ювелирку и про некоторые позиции я не знал. 8-800-222-00-14, звоните нам в прямой эфир. Вот, собственно, по подаркам. Вот хорошее сообщение: «Просил одно, но мама и сестра решили, что VR-очки мне нужнее гораздо больше, чем те наушники, что я загадывал. Егор, 11 лет». Есть даже фотография, пожалуйста. Стоит Егор. Это тот странный случай, когда Егор стоит с VR-очками, не такой веселый, как должен быть ребенок. Анастасия Семенова: Как с теми бы наушниками он стоял. Антон Липовский: Да. И здесь мы плавно переходим к опросу, который был проведен накануне Нового года. В итоге, Насть, как я тебе и говорил, 38% ответили, что деньги в этом году – это самый желанный подарок. Электроника – 10%, билеты на культурные события – 9. Из того, что бы не хотели, это еда, одежда, подарочные сертификаты. Ну и соответственно, нам хочется узнать, что за подарки дарились нашим соотечественникам, которые им запомнились, то, что они остались в памяти. Наши корреспонденты провели соответствующий опрос, давайте посмотрим, какими получились результаты. ОПРОС Антон Липовский: Ну вот, кстати, теперь-то по светскому этикету говорят, что именно в бизнес-отношениях подарок вполне можно вернуть, если он не понравился или посчитали, что он слишком оказался дорогим. Анастасия Семенова: … бизнесу. Антон Липовский: Это нормально. Спасибо, Настя, это хороший совет. Это как с кольцом, это как с дорогим кольцом. Анастасия Семенова: Ленинградская область. Антон Липовский: Да, давай. Анастасия Семенова: «Я себе купила в подарок хоккейную клюшку». Антон Липовский: Неплохо. Анастасия Семенова: «Коньки есть». И подпись – Елена. Не Михаил, не Андрей, Елена. Из Тюменской области: «Здравствуйте! Поздравляю всех с Новым годом! Хочу поделиться и своим подарком». Все же мы делимся, да, своими подарками? «Дети и внуки подарили мне светильники ручной работы. Это был неожиданный и приятный подарок». Антон Липовский: Ну, слушайте, все, что сделано своими руками, это всегда потрясающе. А вот, пожалуйста: «Нам дети подарили нужные подарки, а нашей кошечке оказался сюрприз – сухой любимый корм, 10 кг. И мы, и наша Лиза счастливы». Ну вот, то, что Лиза счастлива, пожалуйста, сейчас мы увидим. И вот давайте пофантазируем. Допустим, дети приобрели этот корм онлайн, на какой-то интернет-площадке, в онлайн-магазине, может быть, это маркетплейс. Игорь, что делать, если, допустим, корм не подошел? Допустим, кошка до 5 кг, а, например, подарили другой. Что делать? Анастасия Семенова: Корм же нельзя сдать, да? Игорь Поздняков: Что касается товаров, купленных онлайн, здесь немножечко другие правила. Антон Липовский: Так. Игорь Поздняков: Здесь можно вернуть любой товар, кроме индивидуально определенного. То есть конкретно, допустим, заказанный под конкретного человека, допустим, там, с вышивкой определенной, с гравировкой. Анастасия Семенова: А, под заказ? Игорь Поздняков: Именно который может только этим человеком использоваться. А так, в целом, любой товар, то есть и продовольственные тоже можно вернуть. Поскольку есть соответствующие упоминания в законе, что до момента получения можно в любое время, а если получил, в течение 7 дней. Если же информации не было, как вернуть товар, в какие сроки, то срок увеличивается до трех месяцев. То есть можно увеличить. Но обычно на маркетплейсах все это указано, в какие сроки возвращать. И обычно сроки больше, чем 7 дней указаны. Но вообще по закону сказано, что можно вернуть любой товар. И здесь этот перечень не применяется, к этим товарам. Антон Липовский: И того перечня из 14 пунктов, получается, здесь нет? Даже если это ювелирное украшение, даже если это корм для животного? Игорь Поздняков: Да. Анастасия Семенова: У меня следующий вопрос. А если ты заказываешь, ну, очень многие пользуются, заказывают продукты на дом, ты тоже можешь вернуть? Не знаю, а мандарины плохие привезли, ты возвращаешь? Игорь Поздняков: Поскольку это куплено, регулируется онлайн законодательством, можно вернуть. Анастасия Семенова: Вот так. Антон Липовский: То, что с едой, я тоже знаю, что можно вернуть. Ты можешь в качестве жалобы это сделать, да, и тогда они обязаны заменить, если ты считаешь, что товар ненадлежащего качества. Но это еда. А вот то, что, например, даже корм можно вернуть… Хорошо, а что касается маркетплейсов? И способов оплаты, и так далее? Здесь тоже все достаточно сложно? Потому что, ну вот, например, Настя захочет мне подарить те самые пресловутые носки. Она заказала на каком-то маркетплейсе, оплатила своей картой. Анастасия Семенова: Зачем ты рассказываешь весь мой путь? Антон Липовский: Носков-то еще не было. То есть мне ждать, да? Анастасия Семенова: Ну и моего подарка тоже так. Игорь Поздняков: Поскольку маркетплейсы – это тоже онлайн-торговля, применяются те же правила. Просто за некоторыми, там, исключениями, да? Но по факту применяются все те же, тот же перечень не работает, сразу ставим точку. И получается, что носки, подаренные вам, купленные онлайн, тоже можно вернуть. В сроки 7 дней, если маркетплейс, допустим, может установить свои сроки, повышенные, то в эти сроки. Анастасия Семенова: У меня вопрос. Я купила, ну, это прямо хороший пример, Антон. Я купила носки, Антон их решил вернуть. И я же увижу, что мне вернулись деньги, на которые я купила носки, это, мне кажется, тоже может как-то обидеть. Антон Липовский: В итоге все вернулось обратно. Настя при своем, я без носков. Анастасия Семенова: Да. Антон Липовский: Да. Игорь Поздняков: Ну, тут придется договариваться вам между собой. Анастасия Семенова: А, то есть надо поговорить? Игорь Поздняков: Да, номер карты… Антон Липовский: То есть нельзя миновать хотя бы одно звено. Мы про это и говорим, да. Теперь давайте говорить про сертификаты. Кстати, сертификаты на какие-то услуги, в какие-то магазины, они вошли в список самых не желаемых. Но что делать с этим? Это все равно остается популярным подарком. Вот подарили, не знаю… Анастасия Семенова: Массаж. Антон Липовский: Тебе я, Настя, подарил 3 тысячи рублей на какие-то услуги, массаж в каком-то салоне. Что делать? Настя говорит: «А мне нельзя, мне нельзя, мне врач рекомендует». Как быть? Анастасия Семенова: Настя такого не говорила. Игорь Поздняков: Ну, в любом случае Настя может вернуть деньги за такой подарочный сертификат или подарочную карту. Антон Липовский: Как? Игорь Поздняков: В этом случае вообще спор длится достаточно долго, в законе таких четких требований нет. И поэтому несколько было споров таких громких, которые доходили даже до Верховного суда. И Верховный суд неоднозначно говорил, что это является предоплатой за товары или услуги. И буквально вот недавно, в 2022-м году, в марте был такой последний спор. Был спор с «Рив Гош», с магазином косметики, там тоже человек хотел вернуть, ему отказывали со ссылкой на свои правила, где указано, что деньги возврату не подлежат, как это многие магазины указывают в своих правилах. Поэтому этот пункт был признан Роспотребнадзором, привлекал к ответственности это лицо юридическое, и признавался ущемляющим права потребителя. Поскольку у потребителя… Анастасия Семенова: Закон на стороне потребителя. Игорь Поздняков: Да, закон на стороне потребителя. В данном случае Верховный суд это подтвердил, поставил точку, я надеюсь, в этом вопросе, о том, что деньги за подарочные сертификаты подлежат возврату. Анастасия Семенова: И сейчас все после ваших слов ринулись сдавать сертификаты. Антон Липовский: Обнулять сертификаты. Анастасия Семенова: Да, у нас… Антон Липовский: Слушайте, а получается, торговые точки, извини, Насть, что перебиваю… Анастасия Семенова: У нас звонок есть как раз про сертификаты. Антон Липовский: Они так делают просто в расчете на то, что люди до конца не пойдут, правильно я понимаю? Игорь Поздняков: Все правильно. Антон Липовский: Давайте, вот как раз по сертификатам у нас есть сейчас вопрос у Галины из Москвы. Она с нами на связи. Галина, здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Я хотела бы задать вопрос эксперту. Мне подарили сертификат на 10 тысяч рублей, но при возврате сертификата потребовали банковскую карту покупавшего человека, поскольку он оплачивал безналичным расчетом. У меня, естественно, этой карты нет. Как мне должны вернуть деньги – наличными или на мою банковскую карту? Антон Липовский: Так, вопрос понятен, спасибо, Галина! Анастасия Семенова: Так, Галина, спасибо за вопрос! Игорь Поздняков: Да, спасибо большое за вопрос. В этом случае у вас есть право написать заявление в магазин. Во-первых, попросить вернуть деньги в течение 10 дней, допустим, указать срок. И указать реквизиты своей банковской карты, если вы, допустим, не общаетесь с этим человеком. Но в любом случае нужно… Анастасия Семенова: То есть так и можно написать: я этого человека, с этим человеком… Игорь Поздняков: Нет, нет, не это основание. Просто, что, допустим, прошу вернуть на мою банковскую карту, поскольку к той доступа нет, к той банковской карте. Анастасия Семенова: Прямо вот такая формулировка? Игорь Поздняков: Нет доступа, да. Поэтому можно написать, но в любом случае, видите, закон требует что? Именно подтверждения, что эта карта была куплена в этом магазине. Допустим, ну, хотя многие карты, они именно, указано, где они есть. С чеком, тем более, если есть чек. Сказать, что… То есть нужно в письменном виде, в любом случае, обращаться, поскольку уже устно, видимо, отказали. Антон Липовский: Давайте разберемся. Надо сначала, то есть это не онлайн какое-то письмо или заявку оставить, это нужно с этим сертификатом… Анастасия Семенова: Почему? В магазин. Антон Липовский: Приехать в магазин? Анастасия Семенова: Конечно. Антон Липовский: Правильно? Физически присутствовать? Игорь Поздняков: Да. Пишется заявление обычно в двух экземплярах, чтобы, одно вы отдаете, а второе… Анастасия Семенова: У себя. Игорь Поздняков: А на втором чтобы была отметка, что приняли, да? Там отметка, что принял. Еще лучше, чтобы была печать этого магазина. Анастасия Семенова: Это если не захотят возвращать деньги, когда мы в суд пойдем дальше, да? Игорь Поздняков: Да, это нужно для досудебного урегулирования, если вдруг в дальнейшем возникнет спор, то будет решаться в суде, и будет подтверждение, что вы обратились. Вот. Соответственно, пишется заявление, просят вернуть деньги, указываются реквизиты той банковской карты, на которую вы хотите. Анастасия Семенова: Свою, например. Игорь Поздняков: Да, поскольку к той просто доступа нет, да? Она реально может быть или утрачена, или закончится срок, одна из причин. Анастасия Семенова: А сколько они рассматривают такое заявление? Игорь Поздняков: Вообще, по общему правилу срок – это 10 дней, что касается… Анастасия Семенова: Рабочих? Игорь Поздняков: Это что касается денег. Нет, рабочих нет, просто 10 дней. Анастасия Семенова: А, календарных. Игорь Поздняков: 10 календарных дней. Анастасия Семенова: Хорошо. Галина, надеемся, мы ответили на вопрос. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: А что касается, очень часто вот, нам даже телезрительница звонила, говорила, что ей подарили билет на «Щелкунчика» в театр. Антон Липовский: Культурное событие. Анастасия Семенова: Да, часто вот на концерты дарят билеты. Но, может быть, человек не может в этот день… Антон Липовский: Не может, он, например, может уехать по работе, да, в эти дни? Анастасия Семенова: Да. Как быть тут? Антон Липовский: Что делать тогда? Анастасия Семенова: Мы не берем именные билеты, тут сложно. Игорь Поздняков: Да, что касается билетов на культурно вот такие массовые, да, культурно-зрелищные мероприятия, то соответствующие есть правила, которые устанавливают, что любой билет такой можно вернуть. В зависимости от того просто, какой период остается до самого мероприятия, то будет разниться вот эта оплата, которая вернется вам, сумма возврата. Соответственно, чем больше времени до мероприятия, тем сумма будет больше. Если, допустим, за 10 дней, то полностью сумма за билет. Соответственно, здесь никаких обычно проблем нет, есть формы утвержденные заявления, которые также можно найти в нормативном акте. Просто заполняешь по образцу, и все, и передаешь организатору мероприятия, либо по месту приобретения. Антон Липовский: Спасибо! Еще один звонок. Анастасия Семенова: У нас есть звонок. Татьяна, Тюменская область. Татьяна, здравствуйте! Татьяна? Зритель: Можно вопрос задать, да? Антон Липовский: Да, конечно. Анастасия Семенова: Да-да-да, вы в прямом эфире, задавайте. Зритель: У меня такой вопрос. Я заказала в «Wildberries» под Новый год два платья новогодних. Но они мне не подошли по размеру. Я не заплатила за товар заранее. Это так было предусмотрено, они мне не подошли, из пункта я не вышла, то есть я не уносила их даже домой. И у меня их приняли, деньги с меня не сняли в центре. Но когда я пришла домой, с меня сняли за доставку. Правомерно это или нет? Анастасия Семенова: Хорошо, спасибо! Антон Липовский: А это, наверное, с поставщиком, да? С тем, кто конкретно для этой вот организации, где Татьяна получала, наверное… Анастасия Семенова: Маркетплейсы же сами устанавливают… Игорь Поздняков: Маркетплейс, да, устанавливает сам… Анастасия Семенова: Правила. Игорь Поздняков: Да, свои правила. В том числе размер доставки сколько стоит. Но в данном случае очень странная ситуация, поскольку она отказалась от платьев, и сняли еще за доставку. То есть платный возврат. Анастасия Семенова: Да. Это есть в маркетплейсе, да. Игорь Поздняков: Смотрите, здесь тоже это является нарушением, можно написать претензию, поскольку, если отказалась от товара, там, насколько я знаю, в зависимости от суммы выкупа что-то было. Анастасия Семенова: Да, там очень часто, если маленькая сумма выкупа, то они вот делают вот этот платный возврат, это есть такое. Игорь Поздняков: В этом случае, допустим, маркетплейс сам, как агрегатор, он обязан был предупредить об этом. То есть зачастую, я тоже такое видел, что, без предупреждения если снимают, то это будет являться нарушением по факту дезинформации. Анастасия Семенова: Ну, получается, да. Антон Липовский: А предупреждение, что, просто указанная где-то информация? Анастасия Семенова: Там есть, да. Антон Липовский: Если где-то написано, то, получается, Татьяна не прочла, и это уже не проблема маркетплейса, получается так, да? Игорь Поздняков: То есть получается, прописывается, что при возврате, он будет платным, в случае чего. Анастасия Семенова: Ну, за вещью, там внизу это подписано. Игорь Поздняков: Поскольку здесь, вот мы вернемся к тем правилам продажи онлайн-товаров, там у нас указано что? Есть такой пункт в законе, статья 26.1 Закона о защите прав потребителей о том, что, если ты отказываешься от товара, то продавец имеет право взыскать деньги за обратную доставку. То есть, если возвращаешь, то у продавца такое право есть. Поэтому у агрегатора, у маркетплейса, в данном случае, «Wildberries», есть такое право требовать деньги за обратную доставку. Вот. Но в любом случае, они должны об этом предупредить были, там, конкретная сумма, сколько будет. Если же такого не было, то можно попробовать обратиться к «Wildberries», написать соответствующее заявление через форму, там есть. Анастасия Семенова: Ну, через интернет, да, через маркетплейс. Игорь Поздняков: Да, через интернет. Анастасия Семенова: Хорошо, спасибо большое! Звоните, если у вас еще есть вопросы. Антон Липовский: Да. Анастасия Семенова: Пока Игорь с нами в студии. 8-800-222-00-14. И голосуйте, 5445. Двигаемся дальше. Антон Липовский: Да. Можно определять что-то по размеру подарка, можно что-то, наверное, взять. Мы любим, в конце концов, раз уж мы об этом говорим, взять, например, коробочку потрясти и понять, какой формы, что там, приятное или нет. Ну, сейчас отойдем от негативной темы, когда ничего не надо возвращать. У меня тут, смотри, Насть, по твоему заказу: «Сын мне подарил скандинавские палки, давно хотела. И моей маме тоже». Пожалуйста, скандинавские палочки, сразу два набора, как и анонсировали. Вот подтверждение, да? Ну, это вот как раз-таки сейчас, чтобы каникулы новогодние провести активно. «1 января нашли ботинки у подъезда. Ура! Спасибо огромное доброму человеку за новогодний подарок!». «Вы точно забрали свой новогодний подарок?», – хочется сейчас спросить. Но подтверждение прислали. Значит, можно показывать уже официально, да. Анастасия Семенова: Подошли. Антон Липовский: Что значит – подошли? А, ты имеешь в виду, что возвращать не надо? Анастасия Семенова: По размеру. Антон Липовский: Все, тогда да, тогда понял. А то вдруг… «Муж подарил новые дворники на машину, а я маме подарила блендер, она о нем мечтала». «Здравствуйте, я тоже люблю дарить подарки, сделанные своими руками». Вот много подарков своими руками, кстати говоря, у нас. Ну, это чудесно. Мне кажется, это как-то из детства, все, что сделано своими руками, это всегда очень классно. Ну, по крайней мере, в плане декора, не купленное просто в магазине. Ну и есть вот такие подарки у нас, их огромное количество, есть и интересные, не совсем обычные. Санкт-Петербург: «От сына получила подарок – самоучитель по турецкому, чтобы развиваться. И печенье в красивой коробке к нему». Пожалуйста! Анастасия Семенова: А это все потому, что кто-то смотрит турецкие сериалы. Антон Липовский: Возможно, как раз-таки те самые турецкие сериалы. Анастасия Семенова: У нас есть звонок из Краснодарского края. Василий с нами на связи, Василий, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! С наступившим вас всех Новым годом! Анастасия Семенова: Вас так же! Антон Липовский: Да, вас так же! Здравствуйте! Зритель: Я хотел рассказать о подарке, который я подарил в этом году своей супруге. Анастасия Семенова: Рассказывайте. Зритель: Значит, она, мы пенсионеры в возрасте, и супруга моя любит очень вкусное хорошее молочко. Как-то мы едем по трассе, и там в поле стадо козочек пасется. Это было дело в конце ноября. Ну, я это себе чуть-чуть намотал. Она говорит: «Вот бы хорошо было б и нам завести козочку хорошую, чтобы пить вкусное хорошее молочко». Так я дал задание своим внучкам, у меня их четыре девочки прекрасных. Они мне подобрали четыре варианта, я объехал этих, кто продавал козочек, и одну из них я выбрал. Ну, в животноводстве я немножко понимаю, ушастую, красивую … козочку. Мы договорились с продавцами, я оплатил денежку, мы договорились с продавцами, и они нам 31-го вечерком подвезли. Сейчас мы пьем молочко и вашу смотрим передачу. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Антон Липовский: Хорошо, классно! Кстати, классная история, которая провоцирует нас задать вопрос: а можно ли вернуть животное? Ну вот, соответственно, если козочку купили, если вдруг сказали: «Нет, аллергия, все, убирайте». Игорь Поздняков: Вот, к сожалению, козочка входит в перечень товаров, если мы опять же не говорим про онлайн-магазин, если это, опять же, куплено у юридического лица или индивидуального предпринимателя. Поскольку, если это куплено у физлица, у гражданина, то закон здесь не будет действовать о защите прав потребителей. И в целом эти правила мы убираем. Антон Липовский: В общем, приехал на ферму, все, купил козу – вернуть нельзя? Игорь Поздняков: Да, животные и растения входят в перечень, соответственно, невозвратных товаров. Антон Липовский: Но я еще не видел, чтобы козу онлайн покупали, если честно. Вот чего не видел, того не видел. Анастасия Семенова: Но ведь Василий выбирал с дочками, выбирал. Антон Липовский: У нас совсем мало времени остается. «Имеет ли право такая же онлайн-площадка, – когда мы говорили про платья, –снимать 100 рублей, если прислали абсолютно не тот товар?». Краснодарский край. Игорь Поздняков: Здесь вот, сразу скажем, вопиющее нарушение, если снимают. Здесь мы имеем дело с товаром ненадлежащего качества. То есть, если не тот, не соответствует, информацию предоставили не ту, то в этом случае вообще не должны никакую плату брать. Поскольку этот товар некачественный. Если при возврате качественного товара еще может быть возврат платный, обратная доставка, то здесь, при некачественном товаре, нет, плату брать не должны. Антон Липовский: Ну, соответственно, надо ругаться, писать, требовать, чтобы вернули. Тогда, если что, можно додавливать до конца. Анастасия Семенова: Да, Игорь, спасибо вам большое! Давайте… Антон Липовский: Игорь Поздняков с нами сегодня. Анастасия Семенова: Подведем итоги. Спрашивали вас: «Получили в подарок то, что загадывали?». И «да» ответили только 41%, «нет» – 59. Ну, почти пополам. Антон Липовский: Слушайте, практически пополам, да. «Вот уже 3 января, а я все еще жду свой новогодний подарок, отправленный друзьями. Это уникальный набор сладостей, приготовленный собственноручно из Кубани». Геннадий, это Чукотский автономный округ. Пожалуйста, давайте покажем эту фотографию. Уже получите подарки, пусть они дойдут, пусть у людей будет праздник. Все именное. Ну что ж, Игорь Поздняков с нами был сегодня. Спасибо большое! Юрисконсульт отдела защиты прав потребителей Роскачества. Анастасия Семенова. Анастасия Семенова: Антон Липовский. До завтра! Пока-пока!