Игорь Романов: Качество лайтовых онлайн-курсов вполне очевидно, их степень практичности, понятности. И выбирать здесь достаточно просто
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/igor-romanov-kachestvo-laytovyh-onlayn-kursov-vpolne-ochevidno-ih-stepen-praktichnosti-ponyatnosti-i-vybirat-zdes-dostatochno-prosto-66010.html
Антон Липовский: Игорь Романов с нами на связи, директор по коммуникациям Российского государственного социального университета и кандидат психологических наук. Игорь Владимирович, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Антон Липовский: Рады вас всегда видеть.
Игорь Романов: Доброе утро.
Антон Липовский: Скажите, пожалуйста, вы в данный момент какой-то онлайн-курс проходите, чему-то учитесь?
Игорь Романов: Да, на данный момент прохожу.
Антон Липовский: Что это за курс?
Анастасия Семенова: Поделитесь, если не секрет.
Игорь Романов: Ну прохожу свеженький курс по СММ, поведению социальных сетей, потому что нужно помогать моим сотрудникам. У нас в университете довольно много разных социальных сетей, которые нам приходится либо самим вести, либо студенты ведут, а мы помогаем им, контролируем, поддерживаем там и так далее.
Поэтому приходится ну соответствовать времени, потому что социальные сети – это такая вещь, в которой каждый месяц появляется что-то новое. И в принципе на эту тему онлайн-курс можно проходить бесконечно, то есть один заканчивается, другой начинается.
Анастасия Семенова: Вопрос. А как вот вы доверяете тому или иному курсу? Вы как-то проверяете, или это сарафанное радио? Как выбрать? Их очень много.
Антон Липовский: Качество обучения, да.
Анастасия Семенова: Даже слишком много.
Игорь Романов: Нет, то, что их бесконечно много – это на самом деле хорошо, потому что можно не просто выбрать, можно попробовать одно, другое, третье и сразу почувствовать. Есть стандартные методы проверки: есть отзывы, есть результат того, что ты сам попробовал сделать. И в конце концов ты начинаешь курс, и тебе либо сразу нравится, либо тебе сразу не очень нравится.
То есть в большинстве таких лайтовых курсов, которые большинство людей проходит, потому что ну мало кто там записывается на курс на год, на два для того, чтобы освоить какие-то там глубинные подробности. Вот эти лайтовые курсы ну в общем вполне очевидно их качество, их степень практичности, их степень понятности, и выбирать здесь можно достаточно просто. С ними там другие проблемы есть, но проблема выбора она ну такая… смотри отзывы, смотри рейтинг.
Антон Липовский: То есть ну никто не застрахован, но это ответственность каждого – просто выбирать, просто смотреть прежде, чем что-то покупать, правильно? Если мы говорим прежде всего про онлайн-курсы?
Игорь Романов: Ну смотрите, на сегодняшний день уже сформировалась достаточно такая проработанная система, каким образом выбирать онлайн-курсы. Потому что понятно, что просто так там влезть в это пространство и перебирать их, те сотни и тысячи тех, которые там есть, никто не будет.
То есть в большинстве случаев, если у тебя там серьезный курс, ты начинаешь его продвигать и начинаешь его продвигать через блогеров, которые имеют достаточно широкую аудиторию, и рекомендации этих блогеров достаточно серьезны и восприимчивы для большой аудитории. Да, они влияют на результат. В результате повышается трафик, повышается количество просмотров этих курсов, они поднимаются в рейтинге, они поднимаются в выдачах на каналах.
Поэтому по большому счету, если тебе что-то такое надо, ну ты смотришь первых два экрана, туда попадают курсы, которые имеют большую аудиторию, большое доверие, большие рейтинги. И из этих там полутора, двух десятков вполне можно выбрать что-то такое подходящее.
Анастасия Семенова: А вот вопрос. Смотрите, по данным же опроса ВЦИОМ, что видео – это главный источник знаний сейчас вот среди молодежи. Что книги там практически на последнем месте, что все мы получаем, как ты правильно сказал, смотря ролики. Хорошо это или плохо? Или это нормальная тенденция?
Игорь Романов: Ну во-первых это не страшно, потому что сейчас вся эта система, я имею в виду информацию по саморазвитию, потому что все остальное ну вот как правило про другое. Информация по саморазвитию выстроена в виде некоей пирамиды. Книги покупают, покупают достаточно много. Если вы сейчас зайдете в книжные магазины, они не пустуют абсолютно, там толпы народа.
И у книг своя собственная функция – они вбрасывают идеи. Потому что ну если вы сейчас посмотрите какие-нибудь флагманы по саморазвитию, типа там «НИ СЫ. НЕ НОЙ» и так далее, у них уже в общем миллионы покупок у нас в стране. И никакие курсы по большому счету новые идеи не вбрасывают, они в основном занимаются трансляцией старых идей, и в лучшем случае проработкой этих идей, которые вброшены книгами.
Поэтому если ты хочешь обратиться к первоисточнику, ты покупаешь книги. Если ты хочешь обзор, посмотреть, какую книгу купить, посмотреть, что у тебя получается, что у тебя не получается на каких-то упражнениях, то да.
Антон Липовский: Игорь Владимирович, но ведь получается, что мы тогда немножечко обленились, и мы стали гнаться вот за тем самым временем. Эпоха быстрых технологий – получается, что так, и вместо того, чтобы прочесть одну, две, три или серию книг, мы, получается, покупаем онлайн-курсы. Это, по сути, если я правильно вас понимаю, чаще всего это выжимка какая-то.
Игорь Романов: Конечно. Две функции онлайн-курсов – либо это обзоры для того, чтобы выбрать правильную книгу, потому что книг тоже огромное количество. Если вы зайдете сейчас опять же в магазин, только раздел саморазвития – это несколько там огромных стеллажей. Поэтому ну откуда я знаю, какую книгу мне купить, все я точно не прочитаю там за всю свою жизнь.
Поэтому первая задача интернета – показать самые яркие, самые интересные, самые полезные книги, которые стоит купить. Потом ты покупаешь эти книги и читаешь, а потом у тебя есть достаточное количество онлайн-курсов для того, чтобы проработать ту информацию, которую ты купил. Вот это оптимальный вообще вариант.
Некоторые, конечно, пытаются читерствовать, пытаются, например, взять в том же интернете книжку, но в кратком изложении. Там есть огромное количество, там книги за 15 минут. Но мы понимаем, что это такая выжимка, которую сделал кто-то другой, и не факт, что он это понял, как понял бы ты.
И вторая история – это люди, которые пытаются идеи, полученные в книгах каким-то образом объединять, транслировать, делать сухой отжим, и так далее, и так далее, и так далее. Если ты делаешь это как дополнение к книгам – это идеальная история. Если ты делаешь это вместо книг – ну это вот система «одна баба сказала», и чаще всего это не очень хорошо работает, хотя дает ощущение, что ты вроде как в тренде.
Анастасия Семенова: Но это получается, такие знания по поверхности, ну если так можно сказать.
Антон Липовский: Ну по верхам, да.
Анастасия Семенова: По верхам. Тебе кажется, что ты что-то понял и что-то узнал, да?
Игорь Романов: Ну смотрите, есть темы, которые и нужно постоянно знать, быть в тренде и знать по верхам. Ну вот то, что я сейчас рассказывал про СММ-технологии – каждый раз что-то новенькое, каждые там 2 месяца у нас обновляется инструментарий, а быть в теме и быть в тренде – это очень важно. И для этого совершенно классные именно видеокурсы. Они очень быстрые и они соответствуют там скорости изменений.
Другое дело, что есть люди, которые из-за вот этой глубинной потребности в читерстве, они говорят, что вообще зачем нам высшее образование, давайте мы там просто курсы посмотрим, и ты уже специалист.
Анастасия Семенова: Ну это да.
Антон Липовский: И вот таких горе-специалистов… потом кто-то перестригает за ними, кто-то переучивает кататься на сноуборде, как вот наши телезрители писали. Хорошо, Игорь Владимирович, спасибо вам огромное.
Анастасия Семенова: Спасибо большое.
Антон Липовский: Давайте подводить итоги нашего опроса, который мы запускали в этом часе.
Анастасия Семенова: Да, спрашивали вас, проходили ли обучающие курсы? И «да» ответили 47%, «нет» – 53. Ну почти поровну.
Антон Липовский: Это поровну, да. Но самое главное, что саморазвитие и самообучение у нас в тренде, друзья. Все-таки абсолютное большинство чем-то занимаются. Мы вернемся в начале следующего часа, у нас с Анастасией для вас животрепещущая тема – автомобильная.
Игорь Романов: Качество лайтовых онлайн-курсов вполне очевидно, их степень практичности, понятности. И выбирать здесь достаточно просто