Петр Кузнецов: Игорь Стремоусов. Игорь, приветствуем вас. Слышите ли вы нас? Анастасия Семенова: Здравствуйте, Игорь. Игорь Стремоусов: Доброе утро, да, здравствуйте. Слышу вас прекрасно. Петр Кузнецов: Игорь, скажите, много на самом деле, но вот давайте эту историю разберем. Значит, ошибка в том, что наверняка не был заключен какой-то договор начальный, перед тем как мастер приступит к своим работам. Первым что нужно сделать? Игорь Стремоусов: Ну, я думаю, что да, безусловно. Многие заказчики, коими мы являемся, зачастую, как сказать, не совершают тех необходимых, элементарных действий по проверке своих будущих подрядчиков и заключают договоры или даже их не заключают, а просто даже договариваются устно о выполнении каких-либо работ. При этом мы совершенно с вами четко понимаем, что мы связываемся всегда с незнакомыми людьми. Поэтому перед тем, как нанимать кого-то, безусловно, необходимо как минимум совершить элементарные действия по проверке будущего подрядчика и, конечно же, документально закрепить свои отношения. Тем более что вы впускаете подрядчика домой, тем более что вы ему поручаете зачастую дорогостоящие работы. Петр Кузнецов: Вот смотрите, у меня лет 6 назад был опыт, как раз нужен был косметический ремонт. Бригаду мы как раз через знакомых принимали, нанимали... И там был договор, но такой, я все-таки молод еще был... Анастасия Семенова: Формальный? Петр Кузнецов: Ну, как формальный... Они просто распечатали, Игорь, и там мы просто подпись свою поставили. Вот этого достаточно? Это имеет юридическую силу? Без печати, без всего, т. е. просто мы вот... Игорь Стремоусов: Вы знаете, да, конечно, договор имеет силу, безусловно, и люди, которые его подписывают, на себя принимают обязательства. Мы с вами понимаем, что эти бумаги могут содержать различные формальные юридические дефекты, но это автоматически не приводит к тому, что договор является недействительным или незаключенным. То есть если вы подписали даже какую-то форму распечатанную и поставили там подписи, то в любом случае вы заключили договор. А уж вопрос, какой он, на каких условиях, – это второй момент. Петр Кузнецов: Говорят еще, что не то что гарантия качества, но то, что организация вот эта подрядная, эта бригада заключает несколько договоров: первый на начальной стадии, аванс, потом посередине и потом уже в конце, когда вы разбиваете на несколько слотов. Это тоже должно говорить о порядочности самой бригады? Потому что обязуются вот за эту начальную сумму сделать то-то, посередине следующий этап, и уже в конце, когда работы завершены... Анастасия Семенова: И вы спокойны, и рабочий знает, что денег хватит. Петр Кузнецов: ...когда ты принимаешь квартиру, ты ему отдаешь все оставшееся. Игорь Стремоусов: Я бы хотел прокомментировать здесь только то, что добропорядочные подрядчики, которые гарантируют свое качество и уверены в качестве своих работ, даже многие не берут предоплат. И, когда вы заключаете договор подряда, пусть даже это косметический ремонт, может быть это договор с этапами работы, может быть он без этапов работ, но люди, которые всегда гарантируют качество работы, они не стараются получить все деньги сразу. Если прописываются этапы, то вы после выполнения работ и принятия этапа рассчитываетесь. Если от вас просят заплатить все сразу, при этом вы даже еще не видите начало работ, то задумайтесь, зачем от вас просят все деньги сразу. В любом случае, даже если у вас этапы не предусмотрены, всегда договаривайтесь о том, что предоплата должна быть в меньшем объеме. Но когда вы видите качество выполненных работ, когда вы довольны и согласны с ними, тогда вы выплачиваете основную сумму стоимости этого подряда. И я вам могу сказать, что многие подрядчики, которые работают долго, качественно, имеют определенную репутацию, они никогда от вас не потребуют деньги вперед все, потому что они знают, что они выполнят работу, вы будете довольны и после этого с удовольствием с ними рассчитаетесь. Анастасия Семенова: Но мне прямо хочется спросить. Мы сейчас говорим о глобальном, о ремонте... Петр Кузнецов: Мы в ремонте закопались просто, а мне хочется мастера на час обсудить. Анастасия Семенова: А именно вот мастер на час. Петр Кузнецов: Более мелкие услуги. Анастасия Семенова: Договоров же никаких нет чаще всего. Как быть тут? Если ты попросишь, тебе скажут: «Договор? Да я так не работаю». Петр Кузнецов: Ну, вроде через официальный сервис заказываешь... Анастасия Семенова: Вроде бы да, проверенные люди. Петр Кузнецов: Приезжает тот, который в профиле указан, это действительно тот человек... Но, как правило, он без договора приезжает. Анастасия Семенова: Юридически как мы подкреплены? Игорь Стремоусов: Если мы говорим с вами о мелких работах, которые выполняются через агрегаторы, через сервисы, то здесь не обязательно составление вот договоров в классической форме, которую мы с вами представляем и знаем. Ведь у нас с вами есть упрощенные формы документирования наших отношений: это квитанции, это накладные, это чеки, формы БСО-отчетности, куда могут быть вписаны конкретные материалы и работы, пусть они даже мелкие, на тысячу, на две тысячи рублей. Но тем не менее такие формы предусмотрены и их все-таки лучше использовать как раз для этих мелких работ. В конце концов, вы можете использовать элементарный акт выполненных работ на одном листе, который содержит все необходимые условия и реквизиты: с чем вы обратились, что было выполнено, какими материалы затрачены, стоимость и, соответственно, ваша оплата, все. Это простейшие формы, которые позволяют оформить вот эти именно мелкие подряды, мелкие отношения со всеми подрядчиками. Петр Кузнецов: Тонкий юридический момент, как мне кажется. Все завершено, по факту он действительно сделал то, зачем он приходил, зачем ты его звал, но тебе что-то не понравилось, может, какие-то детали... Конкретный пример сейчас не приведу. Какие у меня права здесь есть? Но по факту нет, все, вот он сказал: «Вот вы просили, вот пожалуйста». Анастасия Семенова: Вот накладная, вот чек... Игорь Стремоусов: Действительно, при мелких подрядах часто возникают подобные ситуации. Давайте мы с вами конкретный пример возьмем. Вы заказали подрядчика для того, чтобы он вам переставил батарею. Это работа по сварке и по установке батареи. Вот он вам сделал. Петр Кузнецов: Переставил. Игорь Стремоусов: То есть новая батарея стоит. Но при этом что? У вас оказываются в радиусе метра испорченные обои от сварки. Вопрос: кто будет этот ущерб возмещать? Безусловно, этот подрядчик. И вот как раз к вопросу о расчетах и к вопросу о возмещении ущерба. Если вам не понравилась работа, если у вас возник ущерб, который сопутствовал выполнению этих работ, то, безусловно, во-первых, такую работу оплачивать не нужно, во-вторых, нужно зафиксировать этот ущерб. Если сам подрядчик недобросовестный отказывается это делать, если работы проводились в доме, пожалуйста, у вас есть несколько вариантов действий. Первый – это вызвать те же службы ЖКХ, которые также принимают участие в эксплуатации домов многоквартирных, вызвать, соответственно, представителя, того же слесаря попросить ремонтника направить. Даже вызвать аварийную службу, пусть даже у вас аварии не случилось, но аварийная служба приедет и сможет с вами зафиксировать обстоятельства, хотя бы составить, какой-то акт подписать. Второй момент. Если у нас подрядчик попался не только недобросовестный, но еще и с уклоном на криминальную составляющую, то, безусловно, надо вызвать полицию. Кроме того, вам никто не запрещает привлечь соседей, друзей, вызвать, если есть знакомые оценщики, сразу же на место, вдруг кто-то откликнется приедет, и совместно составить акт, сделать фотографии и, соответственно, выставить этому человеку претензию. Это тоже нужно делать в случае причинения ущерба. Я понимаю, что, к сожалению, при мелких работах и мелких ущербах все эти действия занимают у нас больше времени... Петр Кузнецов: Да. Игорь Стремоусов: Многие люди просто не хотят этим заниматься... Анастасия Семенова: Ну вот вы даже говорите, прямо тяжело, ты думаешь: господи, как все сложно! Игорь Стремоусов: Да, и мы не хотим этим заниматься, и мы думаем: «Ладно, я куплю краску и покрашу эти обои сам или переклею их, это будет проще, быстрее и дешевле, чем разбираться с таким подрядчиком». Действительно, это так. Но каждый человек, который попадает в подобную ситуацию, он волен выбирать, как ему дальше действовать. Петр Кузнецов: Игорь, спасибо большое! Это адвокат Игорь Стремоусов, его комментарии и советы тоже, надеюсь, многим помогут, на опережение сработаем. Анастасия Семенова: «Меня обманули или нет? Приехал электрик, ковырялся 2 часа, автомат сгорел. Говорит: купите у меня за 1,5 тысячи». Петр Кузнецов: А какой автомат? Что там? Анастасия Семенова: Электрик. Петр Кузнецов: А. Анастасия Семенова: «Я купила и даже не знаю, это обман или нет. Вообще, по его вине сгорел автомат. Вот я не знаю, права ли я была, что купила, но вариантов не было». Петр Кузнецов: Ну, как с него спросишь... Анастасия Семенова: А никак. Петр Кузнецов: Это же, знаешь, еще бывают такие... я не назову это навязанной услугой, но он говорит: «Вам нужен такой-то автомат, я сам куплю, я знаю, где он продается...» Анастасия Семенова: «Подешевле», всегда этим заманивают. Петр Кузнецов: Или «подешевле», или «у меня знакомый магазин, у меня там скидка», и привозит. Тогда уже, наверное, можно спросить. А если он тебе говорит: «Вы купите сами, я поставлю», – то, наверное, тут уже вопрос не к нему. Анастасия Семенова: И из Красноярского края: «Спасибо мастерам, выкладывающим видео в интернет! Очень помогает!» – о чем ты, кстати, много раз говорил. Петр Кузнецов: Очень помогает, да, действительно, но тоже эти ролики... Здесь тоже доверие должно быть к блогеру конкретному, чтобы он показывал, как нужно правильно действовать. Анастасия Семенова с вами провела... Анастасия Семенова: Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: Вот уж точно мастер на час, да. Анастасия Семенова: Кто, ты? Петр Кузнецов: Мастера на два часа! Анастасия Семенова: На два часа! Петр Кузнецов: Завтра увидимся, просто оставайтесь на «Общественном телевидении России». Пока. Анастасия Семенова: Пока-пока.