Илья Маликов: Когда горят современные отделочные материалы, современная мебель, там уже намоченная тряпочка ничем не поможет
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/ilya-malikov-kogda-goryat-sovremennye-otdelochnye-materialy-sovremennaya-mebel-tam-uzhe-namochennaya-tryapochka-nichem-ne-pomozhet-76211.html
Антон Липовский: Мы продолжаем говорить о техниках и мерах безопасности в случае чрезвычайных ситуаций, отталкиваемся от того, что произошло в «Крокус Сити Холле». Итак, что же делать и куда бежать, кто должен помогать, узнаем у нашего эксперта, как и анонсировали. С нами сейчас на связи Илья Маликов, эксперт по пожарной безопасности и эвакуации, руководитель противопожарного центра «Самоспас», экс-сотрудник МЧС. Илья, здравствуйте.
Илья Маликов: Да, добрый день.
Антон Липовский: Илья, скажите, ну вот начался пожар – первые действия? Прямо давайте с самого начала.
Анастасия Семенова: Да, самый элементарный вопрос.
Илья Маликов: В целом, в любой инструкции написано, что первым делом нужно сообщить о пожаре МЧС, «112», «01», и сообщить о пожаре руководителю.
Второе – это нужно запустить пожарную сигнализацию, т. е. нажать эту кнопку. Обычно это небольшой красный квадратик со стеклышком, которое выдавливается, нажимается кнопка, и запускается пожарная сигнализация в ручном режиме, если она не запустилась автоматически.
Ну и третье – это надо эвакуироваться, эвакуировать себя, эвакуировать людей, которые находятся вместе с вами, и вот здесь обычно самые большие проблемы. Хотя с первым пунктом тоже у нас проблемы, потому что мы видим огромное количество видео из «Крокуса», снятых на телефон.
Анастасия Семенова: Со вторым пунктом тоже проблемы: не все знают, где находится этот красный квадратик, как вы его назвали.
Илья Маликов: Давайте с первым. То есть вместо того, чтобы звонить и предупреждать о том, что начался пожар, если мы говорим про пожар, обычно люди решают: «Ну, кто-нибудь позвонит, а я лучше сниму пожар». Это, к сожалению, современная проблема, т. е. желание снять видео превалирует над желанием сообщить о том, что пожар начался.
Красные квадратики, на самом деле это как стереотип красной машины: как только вы купили себе красную машину, вы начинаете всегда и везде их встречать. То есть если вы начнете об этом думать, то на сегодня, где бы вы ни были, вы везде увидите эти красные прямоугольники с точкой, которые являются включением автоматической пожарной сигнализации, просто об этом нужно задумываться.
Анастасия Семенова: И как третий пункт – что же делать, как эвакуироваться правильно? Первое, что мы видим, – не паниковать. Как не паниковать в такой ситуации?
Илья Маликов: Здесь могут помочь пожарные учения, которые приближены к боевым условиям.
Обычно пожарные учения, которые проходят, не знаю, в бизнес-центрах, в торговых центрах, – это такое неспешное предупреждение о том, что будут учения, кто-то вообще остается на рабочем месте, потому что понимает, что учения... Поэтому здесь может помочь, только когда пожарные учения будут приближены к боевым условиям, тогда люди будут понимать, что вот здесь какое-то задымление, вот действительно нужно сделать все быстро, правильно и т. д.
И опять же обращаю внимание: в любом общественном месте есть указатели, стрелочки, есть надписи «Выход», которые будут светиться и гореть, даже если здание будет полностью обесточено. Стоит ли заранее на них обращать внимание, стоит ли изучать пожарный план? Это уже зависит от вас. У меня, наверное, какая-то есть профдеформация, я всегда план пожарной безопасности изучаю, смотрю, куда, если что, эвакуироваться.
Анастасия Семенова: А где найти вот тот самый план эвакуации? Ведь они всегда такие мелкие, они где-то находятся в глубине. Вот ты зашел в торговый центр (например, если мы говорим о таких центрах) – вот что делать? Вот ты видишь двери, эскалаторы, и не всегда ты среди рекламы видишь вот эти зелененькие те самые стрелочки, которые нас спасут.
Антон Липовский: Я бы даже немного усложнил ситуацию, потому что большинство из нас заходят, они, конечно же, ничего не изучают с точки зрения безопасности. И беда застает нас врасплох в каких-то местах уже, у какого-то магазина, у какого-то туалета, на фуд-корте, если мы говорим про торговый центр. Куда бежать, если мы оказались в какой-то случайной точке? Ведь оттуда тоже нужно...
Илья Маликов: Давайте торговый центр. Если мы приехали на подземную парковку и она многоуровневая, там много цветов, обычно есть такой лайфхак: сфотографировать то место, где стоит ваша машина. Ну или потом десятки минут искать среди припаркованных. То есть для того, чтобы найти машину, мы делаем какие-то действия, потому что мы каждый раз с этим сталкиваемся, каждый раз пытаемся найти. Но очевидно, что если бежать нужно будет не к машине, а к эвакуации, будет, возможно, такая же проблема.
По современным ГОСТам проблем не должно быть, т. е. все должно указывать на то, куда двигаться. А что касается планов пожарной безопасности, ну да, они сделаны так, что иногда не сориентируешься там: ты вроде стоишь в этом направлении, а они кверх ногами. Не всегда есть точка, где вы находитесь, т. е. планы по зданию разбросаны, а точка не отмечена, где вы находитесь.
Что можно в этом случае посоветовать? Проводить эффективно время с детьми и, придя с ребенком, сказать: «Слушай, а давай посмотрим вот эту «карту сокровищ», давай определим, где мы находимся, давай поймем, куда бежать, если нужно будет бежать». Вот такой, не знаю, лайфхак, т. е. вы приходите с детьми и это как часть вашей прогулки, изучить план пожарной безопасности, разобраться в нем. Возможно, это сыграет на руку опять же вашему ребенку, он подрастет и уже сам будет отдельно ходить, у него будет с молоком матери воспитание о том, как читать план пожарной эвакуации, как эвакуироваться.
Антон Липовский: Или, в конце концов, тоже попробовать найти сотрудника этого предприятия, который подскажет, куда надо бежать, потому что он явно лучше знает конструктив здания.
Илья Маликов: Мы вчера были в «Афимолле», искали башню, спрашивали у охранников, у сотрудников – никто не знает, где находится какая-то башня. То есть вероятность того, что вам кто-то поможет...
Антон Липовский: Слушайте, вот это уже нарушение налицо.
Илья Маликов: Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то же самое и с угорающими: нужно рассчитывать только на себя.
Антон Липовский: Илья, давайте теперь разберемся все-таки с системами пожаротушения, давайте сейчас сначала об этом. Как она вообще должна выглядеть, как она срабатывает? Потому что здесь опять же таки много вопросов.
Илья Маликов: В разных типах зданий разные нормы пожарной безопасности. Если мы говорим про систему автоматического пожаротушения, это спринклерная система, это сеть труб, где под давлением находится вода и с периодичностью находятся эти спринклера. Она включается либо в ручном режиме, либо в автоматическом режиме. Ну вот опять же, вы можете прогуляться по торговому центру, посмотреть на эти спринклера и обратить внимание, где они находятся, как они выглядят. Чаще всего это металлические спринклера, внутри которых находится такая колбочка с жидкостью. Именно эта колбочка с жидкостью разрушается и запускает систему пожаротушения.
Антон Липовский: Ну вот конкретно, я так понимаю, то, что произошло в «Крокусе», говорят ответственно, что система сработала, но там, я так понимаю, нужна экспертиза, без этого не разобраться, да?
Илья Маликов: Да. Мы, к сожалению, можем делать выводы, только исходя из видео.
И все говорят: «А вот он бросил коктейль Молотова, а сверху вода не полилась». К сожалению, это немножко не так работает, т. е. система включается, когда уже действительно пожар. То есть, например, есть лазерные датчики, это два датчика, находящихся на всех стенах помещения, где лазерный луч, и когда он пересекается дымом, срабатывает пожарная сигнализация, срабатывает пожаротушение.
Но они настроены таким образом, что если, допустим, кто-то покурил и дым от курения пересек этот луч, то система не срабатывает, т. е. ее чувствительность настроена таким образом, что она сработает, только когда действительно случился пожар. И когда пожар начинается, должно пройти какое-то время, чтобы либо температура поднялась, либо дым таким образом сформировался, чтобы эта система уже считала, что это пожар.
Анастасия Семенова: Илья, вопрос от наших телезрителей: «Куда бежать? Видим дым, бежим от него?» Все-таки давайте, вот как спастись? Элементарное просят телезрители, чтобы вы рассказали.
Илья Маликов: Если мы уходим от «Крокуса» и говорим про пожар, где есть только один источник опасности, это огонь и дым, то очень часто людям кажется: «Там дым, я сейчас задержу дыхание, чуть-чуть пробегу и ничего страшного не произойдет». Но это чревато тем, что делаете один вдох, два вдоха, и дальше человек теряет сознание и уже без сознания... Вот эти токсичные вещества, которые выделяются при горении, они попадают в организм, человек погибает. Поэтому, естественно, бежать там, где задымлено, неправильно.
Вот эта история про то, что намочили тряпочку, поползли на четвереньках, – это, к сожалению, тоже немножко устаревший лайфхак, потому что сейчас, когда горит современная мебель, современные отделочные материалы, там уже тряпочка намоченная ничем вам не поможет.
И вот история, в бегущей строке было написано, что носите с собой элементарный респиратор: ни респиратор, ни противогаз, ни марлевая повязка не помогут дышать в условиях пожара.
Анастасия Семенова: То есть даже 10 секунд?
Илья Маликов: Есть специальные системы, самоспасатели фильтрующие, которые рассчитаны на фильтрацию как раз всех этих веществ, которые выделяются при горении, если вообще у нас в том месте, где задымление, осталось необходимое количество в процентном выражении кислорода.
Анастасия Семенова: Хорошо. Илья, спасибо большое!
С нами на связи был Илья Маликов, эксперт по пожарной безопасности и эвакуации, руководитель противопожарного центра «Самоспас», экс-сотрудник МЧС.