Антон Липовский: Ну что же, мы сейчас продолжим обсуждать нашу тему. У нас на связи эксперт, для того чтобы мы смогли все эти краеугольные темы сейчас разобрать по косточкам, что называется, и понять, где и где не прав, куда обращаться и стоит ли действительно нам прямо вот ежеминутно требовать справедливости. Мы узнаем у Ильи Зотова… Анастасия Семенова: Он с нами на связи. Антон Липовский: …заместителя председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России. Илья Сергеевич, здравствуйте. Илья Зотов: Да, здравствуйте. Антон Липовский: Ну, как вы, наверное, слышали, сообщений огромное количество, и звонков, и сообщений. Давайте, наверное, разбираться. Вот у Анастасии два-три случая выписано только исходя из того, что нам сегодня озвучили. Анастасия Семенова: Да. Даже вот сообщение, Приморский край: «Был случай. В январе месяце водитель выгнал пассажиров, так как наличных денег не было, и предложили оплатить переводом на карту. Из-за хамства в приказном порядке выставили». Это в Приморском крае. Вот как быть в таких случаях? Это один из таких вопиющих тоже вопросов. Илья Зотов: Подобных историй большое количество в российских регионах, когда водители хотят заработать дополнительные деньги к заработной плате. Это как раз делается для того, чтобы ему перечислили деньги на личную банковскую карту. И часто перевозчики, которые работают по данному маршруту, совершенно не в курсе этой ситуации, и не в курсе органы власти. Поэтому пассажирам, конечно, в данном случае стоит поступить так, как просит водитель, ну, чтобы не вступать в конфликт, чтобы остаться в транспорте. Мы же тоже не понимаем, в какое время суток едет пассажир, есть ли вообще какой-либо маршрут. Поэтому, конечно, лучше оплатить. Но! В дальнейшем эту информацию важно сообщать. И если по примеру Приморского края и Владивостока, как было уже сказано большинством людей: многие отказываются от пользования общественным транспортом, потому что он непрогнозируемо работает, то есть когда хочет, тогда и работает. Это, конечно, не совсем правильно. И это пассажиров заставляет пользоваться личным автомобилем либо такси – что очень дорого! Но многие скидываются в больших регионах, и получается сопоставимая стоимость проезда, как на автобусе, то есть если на такси скидываются несколько человек. Но, конечно, для того чтобы общественный транспорт стал комфортным, он должен ходить четко по расписанию, он должен быть теплым в зимнее время года и иметь кондиционеры в летний период. Это очень актуально особенно для Юга, это самая такая популярная проблема. И, конечно же, в дополнение к этому – стоимость проезда должна быть адекватной. И чтобы оплатить можно было бы различными способами, в том числе льготной картой. К сожалению, не во всех регионах есть льготы для студентов, для пенсионеров. Часто перевозчики полностью отказываются от предоставления льгот. И это тоже определенным образом влияет на выбор пассажирами того или иного вида транспорта. Анастасия Семенова: Хорошо, понятно. А вот еще один такой вопрос, просто на примере, Иркутская область: «После девяти вечера тяжело уехать в разные районы города. Муниципальный транспорт уже не ходит, а коммерческий – видимо, не хотят. Обращались в чат мэрии – ничего вразумительного не услышали». И вот тоже нам коллега в Чебоксарах рассказывал, что приходится либо вызывать такси, либо идти пешком – вариантов нет. Как тут быть, чтобы хоть какие-то были автобусы, хотя бы раз в полчаса? Илья Зотов: Одна из самых популярных проблем, которую в регионах мы видим, – это возможность уехать только в часы пик, утром либо вечером, то есть транспорт ходит. А во все остальное время – что очень рано утром невозможно куда-то уехать, либо вечером, после восьми-девяти. В ряде субъектов жалобы очень популярные. Это говорит о том, что органы власти не контролируют работу транспорта, во-первых. А во-вторых, не имеют возможности применить штрафные санкции. И в-третьих, в тех регионах, которые перешли на систему брутто-контрактов, такой проблемы в принципе нет. Это такие регионы, как Пермь, город Тверь, где транспорт ходит четко по расписанию. В этом случае выручка предприятия, его доходы привязаны к выполнению рейсов по расписанию. Условно, если после восьми перевозчик не вышел на линию, он просто останется без денег за месяц совсем. В этом случае, конечно, такая стимулирующая составляющая, позволяющая видеть маршрут на линии с 6 утра до 23 часов вечера. В ином случае мотивировать перевозчиков, выводить на линию большое количество водителей, наверное, не совсем получится у органов местной власти. Хотя это абсолютно точно ненормальная ситуация. Антон Липовский: Илья Сергеевич, прежде чем принять один звонок в прямом эфире, мы сейчас с вами это сделаем… У нас же был предыдущий звонок, в котором был вопрос: не доезжает частный перевозчик ровно одну остановку. И пенсионерам приходится больше километра все время ходить под гору. Соответственно, что делать в этой ситуации? Ну, во-первых, перевозчик частный. Во-вторых, никакие жалобы ни до кого, в общем-то, не достучались, не дошли. В итоге пенсионеры как ходили, так и ходят. Как быть в этой ситуации? Анастасия Семенова: Хотя дорога есть. И есть даже где развернуться, как сказал телезритель. Антон Липовский: И ее чистят. Анастасия Семенова: И ее чистят, да. Антон Липовский: Причем ее чистят тракторы, да. Илья Зотов: Если данный маршрут заявлен с той остановкой, которую требуют пассажиры, чтобы автобус останавливался, то это совершенно четкое нарушение тех, в общем-то, правил, которые взял на себя перевозчик. И если такую информацию нам сейчас каким-то образом получится ее получить, то, конечно, мы возьмем под контроль и обязательно отработаем с прокуратурой, чтобы обязать перевозчика объезжать данный маршрут. Это совершенно ненормально, потому что перевозчик берет этот маршрут из точки А в точку Б. И из точки А в точку Б он должен доехать. Он не имеет права свернуть раньше. И пассажиры должны жаловаться в прокуратуру. Они четко за всеми этими случаями следят. Антон Липовский: Причем неважно – частный или нет. Анастасия Семенова: Да, спасибо, что вы возьмете это на контроль. Мы скажем, где это. Антон Липовский: Причем неважно – частный или нет. Вот мы это выяснили. Анастасия Семенова: Отлично! У нас, как мы и обещали, звонок – Людмила из Новосибирска нам дозвонилась. Здравствуйте, Людмила. Зритель: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Антон Липовский: Рассказывайте. Зритель: Ну, я бы хотела по автобусам, по самим автобусам. К нам в Новосибирск в прошлом году пришли автобусы очень неудобные. У них входной пол опускается, но он проработал… Во-первых, высокие ступеньки. Он опускается. Проработали, ну, месяца три, наверное, у кого больше, у кого меньше. Сейчас вот год прошел, практически эти ступеньки не работают. Подняться очень тяжело и пожилым, и мамочкам с колясками, и людям с палочками. В автобусе то же самое. В автобус заходишь и идешь, как по горе. Там тоже ступеньки под 50 сантиметров. Очень неудобно! И садиться на эти кресла тоже, там подъем очень высокий. Кто такие автобусы делает? Это вообще что-то с чем-то! И для чего они такие? Анастасия Семенова: Все, Людмила, поняли. Спасибо. Антон Липовский: Приняли, Людмила, благодарим вас. Анастасия Семенова: Илья? Антон Липовский: Что вы скажете? Илья Зотов: Проблема заключается… Анастасия Семенова: Ой-ой-ой! У нас что-то со связью. Антон Липовский: Так, Илья, секунду! Илья, одну секунду. Анастасия Семенова: Сейчас мы настроим связь. Да, давайте мы сейчас почитаем сообщения. Антон Липовский: Давайте, пока мы настраиваем связь. У нас, в общем-то, и сообщений… Анастасия Семенова: Удмуртия: «Живу в центре. За 50–60 минут на трамвае, автобусе или троллейбусе доеду до любой точки города. Спасибо большое!» – из Ижевска. Антон Липовский: Да. «А мы, жители Набережных Челнов, не можем добиться, чтобы в нашем полумиллионном городе были большие автобусы. У нас по городу ездят малогабаритные маршрутки, «газели». Постоянные давки, каждый день жалобы, но наш мэр нас не слышит, – это, напомню, Набережные Челны. – Завод «КамАЗ» выпускает автобусы, но не для нас. Как говорится, обувщик без обуви». Понятно, Рустам, приняли. Это у нас Набережные Челны. Кстати, хорошее сообщение. Анастасия Семенова: Да. И вот Подмосковье: «Автобус Строгино – Звенигород не имеет кассы, водители берут оплату только картой». Ну, нам уже Илья ответил. Антон Липовский: Да. Ну, это тоже актуальная история. Анастасия Семенова: Илья, давайте ответим на вопрос нашей телезрительницы Людмилы, которая звонила… Антон Липовский: …которая звонила по поводу автобусов. Анастасия Семенова: По поводу ступенек, что они не работают спустя три месяца, и автобусы очень некомфортные стали. Илья Зотов: Надеюсь, меня слышно? Анастасия Семенова: Да-да-да. Антон Липовский: Да, сейчас слышно. Илья Зотов: Проблема заключается в том, что те, кто приобретают автобусы, не пользуются этим транспортом. То, что есть в Новосибирске, мы видели, мы знаем эти автобусы. И на всех всевозможных площадках мы всегда говорим о том, что нужно спрашивать мнения у жителей, какую технику в город планируется закупить. Есть несколько моделей сейчас, которые производят российские производители. И нужно, безусловно, создавать стандарты и требовать у перевозчиков комфортного транспорта. Это должны делать органы власти, которые приобретают подвижной состав, во-первых. А во-вторых, мы сейчас обращаемся в адрес Министерства транспорта с тем, чтобы были выработаны четкие критерии, которые бы давали четкое понимание у пассажира о доступности транспорта. Сейчас часто новый транспорт, который приезжает в регионы, он работает без печек, печка просто не работает. Либо приезжает новый транспорт, в который невозможно зайти мамам с колясками. Это тоже ненормальная история, когда тратятся миллионы, десятки миллионов рублей, если мы говорим о совокупных деньгах, и автобусы остаются недоступными. Это ненормальная история, потому что это неэффективное расходование трудовых средств. Антон Липовский: Илья Сергеевич, а это нарушение? Или это, ну, так получилось? Илья Зотов: Ну, пока нет такой нормы в законе… А нам бы очень хотелось, чтобы была такая норма о недоступности транспорта для пассажиров, чтобы эти санкции несли органы власти. Сейчас это пока не нарушение, поскольку санкций нет за это. Но мы очень хотим, чтобы за это отвечали не перевозчики, не производители техники, а органы власти, потому что они имеют возможность не купить такую технику, а отказаться. Антон Липовский: Хорошо, мы вас услышали. Анастасия Семенова: Да. Владимир с нами на связи из Челябинска. Владимир, здравствуйте. Владимир? Зритель: Я хотел сказать… Да, я слушаю. Анастасия Семенова: Да-да-да, мы вас тоже слушаем. Зритель: Ну, я сам из Челябинска, но часто бываю в Перми. И мне очень нравится, как там организован общественный, именно общественный транспорт. Здорово! Отлично! Ну, у нас в Челябинске, скажем так, на четверочку, но очень позитивно развивается. То есть заметно, что на него обращают внимание. Ну, у меня, пожалуй, все. Анастасия Семенова: Спасибо. Антон Липовский: Обращают внимание? Так. Ну, это такой позитивный момент, хорошо. Илья, у нас еще был звонок по поводу саратовских трамваев, которые мало того что хотят поменять… маршрут, в котором хотят резко поменять без учета мнения жителей количество остановок. И если вы были с нами в этот момент на связи, слышали, что они в отвратительном состоянии. Это единственный транспорт, который в Саратове движется без пробок. Анастасия Семенова: Ну, потому что… Антон Липовский: Но при этом нет отопления, грязные, вырванные сиденья, перила отсутствуют, и люди буквально вываливаются на некоторых остановках, например, даже мамы с колясками, потому что ничего не оборудовано. Ну, это по мнению жителей. Что можете здесь сказать? Илья Зотов: В декабре был в Саратове и видел эти, в общем-то, трамвайные вагоны, которые нельзя вообще назвать адекватными для использования, чтобы перевозить в них вообще людей. Такие трамваи, наверное, стоит только в фильмах снимать. Но! В этом году уже запланирована работа по обновлению подвижного состава, на это предусмотрены денежные средства. Также предусмотрены денежные средства на развитие путей. То есть важно не только обновить вагон, в котором перемещаются люди, но важно, чтобы пути имели соответствующее качество… Анастасия Семенова: Ой, у нас… Антон Липовский: Да, кажется, у нас снова проблемы со связью. Ну, мы услышали самую важную часть сообщения – о том, что деньги заложены и сейчас проводится обновление. Анастасия Семенова: Да. Илья Зотов с нами был на связи – спасибо вам большое! – заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России. Москва, Московская область, Дмитровский район: «Нет остановочных пунктов. Обращались три года назад. Дорожники и местные власти кивают друг на друга». Вот такие сообщения. Ну давайте подводить итоги нашего SMS-опроса. Спрашивали вас: что предпочитаете – личный или общественный транспорт? И за личный проголосовали 42%, а за общественный – 58%. Ну, практически… Антон Липовский: Ну, это практически ведь пополам. Анастасия Семенова: 50 на 50. Антон Липовский: Да. И отрадно то, что все-таки есть сообщения, которые пришли к нам вроде бы с негативным посылом, и мы увидели сообщение от специалиста, что все будет меняться. Есть и хорошие моменты. Будем надеяться. Но все ваши сообщения мы приняли. Вернемся в начале следующего часа.