Петр Кузнецов: Прямо сейчас отправляемся к нашему эксперту. У нас на связи Инна Холяндра, врач-генетик. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Инна! Петр Кузнецов: Новосибирск на связи. Здравствуйте, Инна. Инна Холяндра: Добрый день, добрый день. Петр Кузнецов: Разберемся с тестом IQ. Мало времени у нас, но попробуем. Времени меньше, чем отводится на решение теста IQ на самом деле... Расскажите нам очень коротко, для чего его придумали, зачем и кому это нужно и насколько все эти показатели эффективны? Анастасия Семенова: Можно судить? Петр Кузнецов: Да. Потому что нашим телезрителям непонятно, что это такое, мы на 35-м месте, это кто решил и т. д. Вот объясните, пожалуйста. Инна Холяндра: Тест IQ – это коэффициент интеллекта. Изначально вообще у людей, у ученых возникла идея изучать человека, понимать, а наследуется интеллект или не наследуется, от чего он зависит, зависит ли, меняется ли он у каких-то групп людей. И начали придумывать различные методики, различные тесты, и таким образом родился тот тест IQ, который мы знаем уже сейчас. Потом его уже стали использовать, например, при приеме на работу, кто-то использует в школах, тестирует детей, определяет, к какой группе они относятся. Кто-то использует просто для себя, для интереса, чтобы понять, какой уровень IQ у него. В принципе вот такая история создания этого теста. Петр Кузнецов: Как врачу-генетику уже вопрос. Мы начали еще с того, что мы в качестве примера взяли модели решения, умножения чисел... Анастасия Семенова: Да, по-разному можно. Петр Кузнецов: Вот гены и среда влияют на уровень интеллекта? Анастасия Семенова: Или с ним рождаются? Инна Холяндра: На уровень интеллекта гены, да, влияют. Причем здесь история интересная. Генетика на интеллект влияет достаточно сильно, т. е. порядка, от 40 до 80% примерно генетика будет определять интеллект, остальное – это действие среды. Но генов, которые отвечают за интеллект, огромное множество, их несколько тысяч, и сейчас они только исследуются. И относительно свежее исследование, в котором вот как раз пытались выявить наиболее значимые гены, выделили около тысячи с небольшим генов. Это очень большая выборка, поэтому мы пока не можем так вот сделать генетический тест и понять, какой все-таки у человека будет интеллект. Но сказать, что он во многом определяется врожденно, да, мы можем. Но и факторы среды, конечно же, тоже имеют значение, об этом есть множество доказательств. Петр Кузнецов: Способы развития интеллекта – они существуют? Вот сейчас куча всяких систем, вроде как нейробики, это как зарядка, но только зарядка для ума... Анастасия Семенова: Для мозга. Петр Кузнецов: Или это вот просто где-то в моменте позволяет что-то поддерживать, какие-то знания, но в целом он у тебя как есть, так он у тебя, если мы будем мерить примитивно уровнем IQ, то он в принципе не повысится? Инна Холяндра: Существуют, конечно, методики развития есть, да. Несмотря на то что вроде как большой вклад определяет генетика, вклад среды все равно есть. Это и эмоциональный интеллект тот же самый, это питание, это режим, как кто-то из наших слушателей говорил. Поэтому в пределах какого-то значения, примерно 10–15 пунктов по IQ, мы можем интеллект развивать. Что для этого нужно делать? Очень верно многие говорили про чтение, про изучение языков, про творчество... Петр Кузнецов: Инна, прошу прощения, 10 секунд. Инна Холяндра: О. Тогда самое важное, что нужно делать для развития интеллекта, – это изучать что-то новое, получать новые впечатления. Это может быть и чтение, и творчество. Петр Кузнецов: Хотя бы начать с этого. Инна, спасибо большое! Анастасия Семенова: Да, спасибо огромное! Петр Кузнецов: Я думаю, что мы к этой теме обязательно вернемся, это только начало, тема действительно необъятная, с Инной можно беседовать бесконечно долго. Инна Холяндра, врач-генетик. Подводим итоги голосования: «Считаете ли вы себя умным человеком?» Анастасия Семенова: 59% – «да», 41% – «нет». Делаем выводы. Петр Кузнецов: Делаем выводы. Но вывод один сейчас должен быть – через пять минут встречаемся на этом же месте, второй час программы «ОТРажение-1». Это только начало.