Ирина Минералова: Помощь другому – это естественное дело. И ему надо учить с грудничков
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/irina-mineralova-pomoshch-drugomu-eto-estestvennoe-delo-i-emu-nado-uchit-s-grudnichkov-64150.html
Петр Кузнецов: Ирина Минералова с нами на связи, она профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков.
Мария Карпова: Ирина Георгиевна, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Ирина Минералова: Здравствуйте, коллеги.
Петр Кузнецов: Давайте начнем с истоков, если можно. Бескорыстная помощь та самая, вот откуда она в нас? Где нам искать истоки? Можно ли их вообще найти? И с чего и с кого добрые дела начинались и стали примером? Может быть как раз литература в этом помогла?
Ирина Минералова: Вы знаете, если вы станете читать народные сказки, откроете Владимира Ивановича Даля с его «Пословицами великорусского народа», то вы найдете там абсолютно все. И самое важное – если мы читаем сказки детям, мы же не говорим себе, теперь я буду воспитывать в ребенке то-то и то-то. Нет, конечно. Но сказка сама показывает, что если ты добрый человек, то тебе и зайчик, и кошка, и орел, все тебе звери сразу помогут, если ты тоже их выручил в какой-то момент.
Вы знаете, это органически, неосознанно входит в наше сознание. Поэтому если мы читаем сказки, то мы молодцы и сегодня. Но если мы решили все только на новой детской литературе проделывать, ох, все будет не все так просто.
Мария Карпова: Почему?
Ирина Минералова: Ну народная сказка – это раз, два – детская литература и дореволюционная и советская. Откройте сказку, которая казалась чересчур сентиментальной у Владимира Федоровича Одоевского, называлась «Сиротка». А читали ведь не сироткам, не крестьянским детям, читали дворянчикам эти истории. И вы знаете, сострадание, сочувствие было вообще-то в воспитании нормой.
А если мы поставили задачу сегодня совсем другую, то ребенок хочет быть, извините, успешным, а для этого необязательно помогать другому. Поэтому давайте будем искать не где-то в далекой литературе, а будем искать в себе и в круге нашего чтения.
Мария Карпова: Но тем не менее считается, что современные дети меньше читают, меньше интересуются сказками, а уж тем более такой серьезной литературой. Можно ли предположить, что у современного поколения большие проблемы с состраданием, с взаимопомощью?
Ирина Минералова: Знаете, я скажу, что да. При этом на себе всегда ощущаю, и в то время, когда ты нуждаешься в помощи в каких-то обстоятельствах, не было случая, чтобы не помогали. Я не знаю такого. Оказываешься ты в метро, на лестнице где-то с сумкой, или ты оказываешься в обстоятельствах проведения каких-то колоссальных мероприятий, всегда найдутся молодые люди и школьники, которые скажут: «А давайте мы вам поможем».
То есть еще не только литература, хотя и литература тоже. Вот знаете, я сейчас вспомнила, мой любимый писатель – Юрий Иосифович Коваль. Все произведения его в интернете есть. И знаете «Нулевой класс» или «Нюрка», или «Коротенькие этюды», или, вы, наверно, слышали, «Недопесок», понимаете, если вы читаете дома не только детям, а сами с собой, вы сами становитесь радостнее, вам как-то хочется отблагодарить не только писателя, но и всех, кто вокруг тебя находится.
Мне кажется, что это важная вещь – вернуть в сегодняшний день вот такой круг чтения. Ну 10 минут давайте найдем, чтобы уметь быть благодарными. Потому что сочувствие, желание помощи – это такое внутреннее чувство благодарности не только этому несчастному, но вообще все обстоятельства твои, в которых ты может не самый богатый, не самый успешный. Но ты как-то душевно подымаешься, когда ты помогаешь другому. Это, мне кажется, естественное дело. И этому естественному делу надо учить с грудничков.
Мария Карпова: Ирина Георгиевна, вообще русских обычно относят к самым отзывчивым народам мира, ну видимо это в том числе благодаря литературе. Но ведь есть замечательные примеры из зарубежной литературы. Чем она отличается?
Ирина Минералова: Вы знаете, тут уж если мы будем искать вопросы взаимопомощи или отзывчивости, вы найдете в любой литературе это – и в детской, и во взрослой. И так сказать, что вот в русской литературе это какое-то центральное место занимает, а в других нет, я думаю, этого нет.
Но знаете, вот лет 8 назад у нас был такой мост, телемост с Кембриджем. И там преподаватель, профессор Кембриджского колледжа рассказывала о том, какие произведения пользуются популярностью. И она говорит: «Лучший способ написать хорошее произведение – это положить в основу зависть, раздражительность, ненависть». Я вытаращила глаза, как автор учебника по детской литературе. И я спросила: «Как?!! Всегда в других вещах мы упражняли, это вся мировая литература тому пример». А она говорит: «Нет, сейчас приоритеты поменялись, и вот надо на этом и основываться».
Вы знаете, довольно много сейчас западноевропейской, скандинавской литературы, где не просто описывается, а даже смакуется насилие, разного рода насилие.
Петр Кузнецов: Елена Георгиевна, у нас, к сожалению, время… Да, спасибо. Мы будем с этим работать, надо что-то делать, проблема есть. Спасибо. В том числе с помощью литературы. Ирина Минералова, профессор кафедры русской литературы XX-XXIвеков Московского педагогического гос. университета.
Ирина Минералова: Помощь другому – это естественное дело. И ему надо учить с грудничков